Рыночного хозяйствования



Формирование и реализация целей и задач предприятия (производителя и экспортера) по каждому отдельному рынку (сегменту рынка) и каждому товару на определенный период времени (долгосрочный, среднесрочный) для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия. Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.

Формы предпринимательства в России. Фирмы как организаторы. Плюсы и минусы масштабов деятельности фирмы. Виды отраслевых и межотраслевых объединений предприятий. Финансово-промышленные группы их место в системе рыночного хозяйства.

Трехступенчатая система правового регулирования страхового хозяйства в России: гражданское право - исходная общая основа регулирования рыночного хозяйства, в том числе страхового: Гражданский кодекс Российской Федерации. 1995 г. Часть 1; 1996 г. Часть 2. Вторая ступень - специальное законодательство по страховому делу РФ

Социально-экономическая сущность финансов и их роль в общественном воспроизводстве. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства. Распределительная и контрольная функции финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Теории финансов. Финансовая политика, ее типы и инструменты (налоги, санкции и др.). Финансовый механизм. Финансовый рынок. Рынок ценных бумаг. Фондовые биржи.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ГИБКОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛА - изменение числа работников или продолжительности рабочего времени в соответствии с уровнем спроса на труд. Значение К.г. в и.п. возрастает в условиях рыночного хозяйства в связи с ужесточением условий конкуренции, усилением колебаний производства, распространением компьютерной и информационной технологий с высокосберегающим эффектом. В связи с этим в организациях широкое распространение получают нестандартные формы занятости: частичная, временная занятость, паломничество. Использование подобных форм занятости не только дает организации возможность гибкого маневрирования в процессе производства, но и отвечает потребностям некоторых категорий работников в гибкой организации труда в связи с состоянием здоровья, настоятельной потребностью совместить работу с выполнением др. соц. обязанностей (уходом за детьми, престарелыми, инвалидами, работой в семье, обучением). Гибкость использования персонала проявляется также в применении гибких режимов рабочего времени — гибкого рабочего года, сжатой рабочей недели, гибких графиков рабочего времени, вплоть до гибкости всего периода активной трудовой жизни, включая возможность оплачиваемых перерывов в ней для повышения общеобразовательного и квалификационного уровней.

Создание рыночного хозяйства предполагает решение двух проблем:

Различие рыночного хозяйства опирается на следующие показатели:

На основе перечисленных показателей можно вывести три модели рыночного хозяйства по степени увеличения государственного сектора в экономике (табл. 1).

Таблица 1 Модели рыночного хозяйства

Формирование в республике, хотя и крайне замедленное, основных элементов рыночного хозяйства постоянно изменяет задачи и функции системы органов исполнительной власти. Дефицитность бюджетных ресурсов объективно требует экономичного построения этой системы, т.е. создания ее варианта с минимальной численностью бюрократического аппарата. Однако непрерывное обновление содержания государственного управления возможно лишь на основе научной организации труда высокопрофессиональных специалистов, вооруженных электроникой и новейшими управленческими технологиями (а как известно, перечисленные ресурсы стоят недешево).

Социально ориентированная модель или модель «смешанной экономики)), включает в себя довольно широкий спектр вариантов, среди которых ориентация на европейские социальные модели («шведский социализм», германская модель «социального рыночного хозяйства»), российская социал-демократическая модель в ее различных вариациях, концепции активной роли государства в промышленной и социальной политике, социал-технократические подходы. Часто она идентифицирует себя в качестве «третьего пути» между либерализмом и ортодоксальным социализмом.


Уже в 1985-1986 гг. был сделан поворот в партийно-государственной и научной литературе в характеристике предшествующего (1971-1985 гг.) экономического развития СССР. От односторонней положительной оценки достижений в прошлом перешли к негативной посредством терминов «застой», «кризис плановой экономики». Это сопровождалось одновременным наступлением экономического кризиса и провозглашением официального курса «на переход к рыночной экономике» в 1990 г. Программа российского правительства, объявленная в конце 1991 г., определила этот курс дальше и более последовательно — через приватизацию и либерализацию, выйдя на «неоконсервативный», «монетаристский» вариант рыночного хозяйствования.

Общими основами контрреформ в модернизации российской экономики являются следующие. Во-первых, сохранение узкой социальной базы рыночных преобразований. Отсутствие государственной политики по привлечению широких масс населения в процесс реформ. Во-вторых, необдуманное насаждение сверху принципов либерализма, не имеющих ни хозяйственной, ни социально-культурной основы. Вследствие этого происходило отторжение российским обществом целого ряда нововведений, не возникали устойчивые и стабильные формы рыночного хозяйствования.

По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность.

Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны сегодня с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. С переходом на рыночные отношения строительная организация получает финансовую независимость. Она сама определяет, куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Единственное, чем государство регламентирует действия строительной организации, — это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями. Строительные предприятия формируют за счет отчислений от чистой прибыли фонд накопления и фонд потребления в размере нормативов, установленных учредительными документами.

Переход экономики России на принципы рыночного хозяйствования выявил острую необходимость реформирования всей финансовой системы страны и прежде всего — в налоговой сфере. Первые попытки структурных налоговых изменений, предпринимаемые в начале 1990-х гг., хоть и заменили ранее существовавшую советскую систему планового распределения прибыли предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов, но не решили, а в тех условиях тотальной нестабильности и не могли решить, основную задачу налоговой системы — учесть интересы всех субъектов экономических отношений.

О важности такого подхода (кстати, практикующегося в зарубежном учете, где основным требованием к учету является сохранность имущества учредителей) говорит тот факт, что в условиях рыночного хозяйствования приобретение средств производ-

Проведение инвентаризации, как мы уже отмечали, — это сличение реально имеющихся товарно-материальных ценностей организации с ценностями, числящимися по документам бухгалтерского учета, с целью выявления потерь. Однако в условиях рыночного хозяйствования едва ли не главную роль могут иногда играть не материальные потери, а так называемые «затраты упущенных возможностей», вызванные недоиспользованием оборудования, рабочей силы; например, «бич» предпринимателей — нерадивый

77, 82], выделим главные рубежи перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Установление таких границ необходимо для того, чтобы выявить, в силу каких причин функционирует современное налогообложение в России, не подчиняясь действию объективных экономических законов расширенного воспроизводства, прежде всего законов рыночного хозяйствования, и не выполняя своего подлинного предназначения.

Обоснования налогов как одного из воспроизводственных факторов содержатся в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и др. (см. рис. 2). Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н.И.Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров, И.М. Кулишер, И.И. Янжул и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т. е. они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 г. [6] рекомендации этих русских ученых использовались при выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.

дискуссии. Особую значимость в связи с этим приобретает сейчас знание положений классических экономических наук, характеризующих закономерности развития рыночного хозяйствования [45; 46; 49; 53; 55]. Знание законов рынка позволяет все глубже проникать в суть экономических преобразований в странах, построивших или только приступающих к строительству рыночных отношений, осмысленно воспринимать первостепенные задачи и последствия данного перехода с тем, чтобы сделать его максимально плавным и безболезненным для общества в целом. Знание этих законов позволяет установить научно обоснованные пропорции распределения совокупного дохода общества, определить границы налоговых отношений. Отечественная экономическая наука не создала рекомендаций по реализации положений этих законов на практике. Отсутствуют и интерпретации зарубежных методик управления распределительными и перераспределительными отношениями для установления экономического равновесия между государственным и корпоративным секторами хозяйства применительно к российским условиям.

Таким образом, разграничение всего многообразия финансовых отношений распределения и перераспределения на подсистемы необходимо как с позиций науки, так и в практическом плане. Все подсистемы имеют свое общественное предназначение, т. е. призваны выразить те специфические процессы или явления, которые формируются на поверхности экономической действительности по мере ее усложнения. Это — важнейшая правовая сфера практической деятельности. В каждой из подсистем финансовых отношений формируется свой особый механизм управления, определяются свои цели и задачи, складываются особые отношения собственности. При взаимодействии всех подсистем финансовых отношений сталкиваются различные экономические интересы. Установление экономически обоснованных границ финансовых отношений и четких имущественных прав собственников внутри каждой подсистемы позволит нивелировать обострение противоречий, рационально ими управлять. Всю многогранность финансовых отношений можно выразить схематично (рис. 9). Место системы налогов в данной совокупности — налоги занимают равноположенное место по отношению как к публичным, так и к корпоративным финансам, несмотря на то, что традиционно их место определялось в системе государственных финансов. Однако по мере становления рыночного хозяйствования и частной формы собственности налоги становятся элементом воспроизводственного цикла. Налоговые отношения формируются именно в процессе создания и распределения созданной стоимости.


Рыночными отношениями Разработки вариантов Разработкой месторождений Разработку изготовление Разработку месторождений Разработку организационных Разработку продукции Разработку рекомендаций Работников вследствие вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика