Различных организациях



щих должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и составление списка кандидатов на замещение по каждой должности. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения (см.) должностей, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Схемы замещения должностей представляют собой вариант схемы развития организационной структуры организации, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения должностей лежат типовые схемы замещения должностей, которые разрабатываются службами управления персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА - меро приятия по внутриорганизационному, внеорганизационному обучению и спецподготовке; позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника, ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям деятельности на том же самом рабочем месте. В практике сложилось две формы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров организации: на рабочем месте и вне рабочего места. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, непривыкших к обучению в аудиториях. Важнейшие методы обучения на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными материальными затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшие методы обучения вне рабочего

СХЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ — документ, содержащий перечень должностей руководителей и специалистов организации, подлежащих замещению работниками с высшим и средним специальным образованием; имеет важное значение при формировании резерва кадров для выдвижения на руководящие должности, т.к. с их помощью можно спрогнозировать персональные продвижения по службе, их последовательность и сопутствующие мероприятия. С.з. имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. С.з. представляют собой вариант схемы развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных С.з. лежат типовые С.з., разрабатываемые службами управления персоналом под организационную структуру и представляющие собой вариант концептуальной модели ротации должностей (рабочих мест).

шлом, настоящем и будущем. Понятие "Я.-о." включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, ориентации, самоуважении, уверенности в себе. Операционный или практический смысл Я.-о. состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения своего "Я", из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида. Стабильность Я.-о. является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид в рамках своих представлений о себе стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку др. людям. В ряде случаев люди могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют Я.-о. Напр., если индивид оценивает объективно свои способности и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки коллегой он правильно реагирует (при пр. равных условиях) и воспринимает замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием. В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального "Я", они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического "комфорта" личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, напр., критических замечаний, т.к. нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе. Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Каждый человек вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, иногда на бессознательном уровне. ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ - периодически устраиваемый съезд представителей различных организаций с целью получения или предложения информации об имеющихся или ожидаемых вакансиях, условиях за-

быть предъявлены претензии других авторов в отношении авторских прав в СССР и за рубежом. Существуют отраслевые и территориальные патентные фонды. Все эти организации рассылают сведения по запросам других различных организаций — предприятий, научных и проектных институтов. Создана единая специальная система хранения, обработки, поиска и выпуска информации для всех стран •— членов СЭВ.

Рациональное кооперирование и совместная работа общестроительных и специализированных организаций обеспечивает руководящую роль генерального подрядчика, несущего перед заказчиком полную ответственность за весь объем строительства. Неизбежная в условиях широкой специализации совместная и в значительной мере одновременная работа различных организаций ведется на основе единого графика работ и координируется генеральным подрядчиком в отношении сроков и очередности выполнения работ. В силу этого на генеральном подрядчике лежит обязанность обеспечить субподрядчиков необходимым фронтом работ и помещениями, а также фондами на материалы.

Эксплуатация газового хозяйства городов и населенных пунктов осуществляется специализированными организациями: конторами, трестами и управлениями, обеспечивающими эксплуатацию подземных газопроводов, газорегуляторных пунктов, разового оборудования жилых домов, коммунально-бытовых предприятий. За эксплуатацию газового оборудования промышленных предприятий, различных организаций и учреждений отвечают сами предприятия и учреждения.

Ценностный метод заключается в определении валового объема строительно-монтажных работ в сметной стоимости за единицу времени, приходящегося на одного работающего основного и подсобного производства, находящихся на строительном балансе. Этот метод оценки уровня производительности труда наиболее распространен, так как имеет ряд преимуществ и характеризуется простотой счета. Он дает возможность сопоставлять, анализировать и обобщать уровень и динамику производительности труда различных организаций от низовой ячейки-.бригады до министерства в целом за несколько лет.

Годовая производственная программа составляется на основе государственного заказа, являющегося обязательным для выполнения, а также "портфеля заказов", формируемого самим предприятием в результате маркетинговых исследований по заявкам различных организаций. Следует учитывать приоритет выполнения госзаказа и обеспечение его в первую очередь материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. В условиях дефицита значительного числа ресурсов встает задача оп-

Непосредственная заинтересованность различных организаций в получении высококвалифицированных кадров, результатов научных исследований стимулирует не только развитие филиалов кафедр, но и формирование новых направлений совместной работы на кафедральном уровне, например, создание студенческих конструкторских бюро и учебно-научных подразделений на промышленных предприятиях и в НИИ.

Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом поведения людей в гибких динамических адаптивных структурах.

Во-вторых, создание условии для развития ресурсной базы при содействии различных организаций — предпринимателей, общественных объединений, некоммерческих организаций различного характера и спортивных федераций в форме прямых договоров или соглашений социального партнерства.


Женщины занимают почти 35% из общего числа 12,6 млн. руководящих постов в учреждениях, пра-вительстве и различных организациях в США, — сообщает Бюро статистики Министерства труда. Эта цифра выросла почти едва раза по сравнению с 1972 г. Такие цифры, однако, могут дезориентировать читателя, поскольку компании сами решают, кого они считают руководителями и кто подходит под это определение. Другие исследования более информативны. В обзоре фирмы «Хай-дрик энд Страгглз», которая изучает менеджеров, отмечается, например, что в 1986 г. 83% женщин-руководителей в компаниях, перечисленных в списках «Фо{нут» 500 и «Сервис» 500*, занимали посты вице-президентов или выше. В 1980 г. эта цифра составляла только 35%. В1980 г. только 11% женщин-руководителей получали заработную плату, превышающую 90 тыс. долл. в год, в 1986 г. такую заработную плату и выше получили почти 60% женщин-руководителей, а общая сумма выплат составила для них в среднем 117 тыс. долл. Достоинства женщин-руководителей оцениваются по справедливости на Восточном и на Западном побережьях США, и там эта оценка выше, чем в целом по стране. Исследователи из Техаса (университет «Эй энд Эм») выявили в прошлом году, что на Западе 65% мужчин, являющихся коллегами, начальниками и подчиненными, тепло приветствовали появление женщины-руководителя. На Восточном побережье 57% ответили так же. Но в штатах Юга и Среднего Запада такое мнение высказали лишь 48 и 40% мужчин, соответственно. В начале этого года «Хэйдрик энд Страгглз» отмечали, что женщины, занимающие пост вице-президента и выше, зарабатывают значительно больше на Среднем Западе и на Западе, чем южнее линии Мейсон-Дикссн. На Востоке, например, женщины-руководители, как сообщается в обзоре, получили общую сумму выплат, в среднем составляющую 133 тыс. долл., что почти в два раза больше суммы, полученной их сестрами в Южных штатах.

Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации,

2. Исходя из того, что Вы знаете о различных организациях, дайте несколько примеров, подтверждающих концепцию Чандлера, согласно которой стратегия определяет структуру.

Классифицировать стили руководства можно путем сравнения авто-кратичного и демократичного континуумов. Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям «X» и «Y» МакГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности — сосредоточенные на работе (теория «А''»), до другой — сосредоточенные на человеке (теория «У»). Этот континуум представлен на рис.17.2.

КУЛУАРНЫЙ ПОДБОР КАДРОВ (фр. qou-loirs — коридоры) — метод подбора кадров с помощью закулисных сделок, махинаций, в обход установленного порядка назначения должностных лиц в гос. аппарате и различных организациях. К.п.к. скрыт от общественности и совершается группой заинтересованных влиятельных лиц с целью проведения нужных людей на соответствующие должности.

такой правовой основой становится коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, соц.-экон. отношения между работодателем и работниками организации. Закон устанавливает строгую ответственность лиц, представляющих работодателей, как за уклонение от участия в переговорах (штраф в размере до десятикратной величины ММОТ за каждый день после истечения предусмотренного срока), так и за нарушение и невыполнение коллективного договора (штраф в размере до стократной величины ММОТ). СИСТЕМА СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. В практике уп-

По некоторым оценкам, доля рабочего времени в цикле создания образца новой техники не превышает пока 20—25%. Особенно велики потери на «стыках» между этапами внедрения. Много времени уходит на различные согласования и увязки. Так, документы на обыкновенную паяльную лампу в прошлом пятилетии согласовывались в различных организациях 266 дней. Сегодня в машиностроении от идеи до промышленного внедрения проходит обычно 5—10 лет и более — срок, который не отвечает тенденциям научно-технического прогресса и требованиям народного хозяйства. По некоторым оценкам, сокращение цикла нововведений только на 1 год может обеспечить прирост национального дохода на 0,4% и, кроме того, позволит высвободить 15 млрд. руб. денежных средств. Значительное влияние оказывает подготовка производства на экономические показатели работы предприятий и объединений, как осуществляющих выпуск новой техники, так и применяющих ее в сфере эксплуатации. Это влияние прослеживается по нескольким направлениям.

CVP-модель широко используется как плановая. Более того, расширение применения персональных компьютеров привело к использованию CVP-модели в различных организациях и ситуациях. Менеджеры проверяют свои планы на компьютерах, исследуют комбинации, подобранные из изменений в продажной цене, удельных переменных издержек, постоянных издержек, желаемой прибыли.

метод сравнения с аналогичными предприятиями — сопоставление величины коэффициента затрат на одного нанятого в различных организациях за один и тот же период времени.

Термины, относящиеся к распределению затрат, неодинаковы в различных организациях и литературе. Убедитесь, что вы правильно их понимаете. В этой книге под "распределением затрат" понимается их отнесение на конкретный объект. (Также используются термины cost reallocation, cost assignment, cost apportionment, cost distribution и cost tracing. Термины cost application и cost absorption универсальны, они используются на последней стадии распределения затрат на продукт и на период.)

Кодекс поведения и этики. "Кодексы поведения" распространены в различных организациях и определяют рамки поведения отдельных лиц. Примером может служить "Кодекс поведения и принципы управления", используемый в Caterpillar Tractors:


Радикальной перестройки Результаты изменения Результаты маркетингового Результаты обследования Радикального изменения Результаты отчетного Результаты показатели Результаты позволяют Результаты представленные Результаты прогнозирования Результаты проведенных Результаты рассмотрения Результаты регрессии вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика