|
Различных организациях
щих должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и составление списка кандидатов на замещение по каждой должности. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения (см.) должностей, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Схемы замещения должностей представляют собой вариант схемы развития организационной структуры организации, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения должностей лежат типовые схемы замещения должностей, которые разрабатываются службами управления персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА - меро приятия по внутриорганизационному, внеорганизационному обучению и спецподготовке; позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника, ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям деятельности на том же самом рабочем месте. В практике сложилось две формы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров организации: на рабочем месте и вне рабочего места. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, непривыкших к обучению в аудиториях. Важнейшие методы обучения на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными материальными затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшие методы обучения вне рабочего
СХЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ — документ, содержащий перечень должностей руководителей и специалистов организации, подлежащих замещению работниками с высшим и средним специальным образованием; имеет важное значение при формировании резерва кадров для выдвижения на руководящие должности, т.к. с их помощью можно спрогнозировать персональные продвижения по службе, их последовательность и сопутствующие мероприятия. С.з. имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. С.з. представляют собой вариант схемы развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных С.з. лежат типовые С.з., разрабатываемые службами управления персоналом под организационную структуру и представляющие собой вариант концептуальной модели ротации должностей (рабочих мест).
шлом, настоящем и будущем. Понятие "Я.-о." включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, ориентации, самоуважении, уверенности в себе. Операционный или практический смысл Я.-о. состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения своего "Я", из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида. Стабильность Я.-о. является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид в рамках своих представлений о себе стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку др. людям. В ряде случаев люди могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют Я.-о. Напр., если индивид оценивает объективно свои способности и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки коллегой он правильно реагирует (при пр. равных условиях) и воспринимает замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием. В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального "Я", они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического "комфорта" личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, напр., критических замечаний, т.к. нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе. Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Каждый человек вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, иногда на бессознательном уровне. ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ - периодически устраиваемый съезд представителей различных организаций с целью получения или предложения информации об имеющихся или ожидаемых вакансиях, условиях за-
быть предъявлены претензии других авторов в отношении авторских прав в СССР и за рубежом. Существуют отраслевые и территориальные патентные фонды. Все эти организации рассылают сведения по запросам других различных организаций — предприятий, научных и проектных институтов. Создана единая специальная система хранения, обработки, поиска и выпуска информации для всех стран •— членов СЭВ.
Рациональное кооперирование и совместная работа общестроительных и специализированных организаций обеспечивает руководящую роль генерального подрядчика, несущего перед заказчиком полную ответственность за весь объем строительства. Неизбежная в условиях широкой специализации совместная и в значительной мере одновременная работа различных организаций ведется на основе единого графика работ и координируется генеральным подрядчиком в отношении сроков и очередности выполнения работ. В силу этого на генеральном подрядчике лежит обязанность обеспечить субподрядчиков необходимым фронтом работ и помещениями, а также фондами на материалы.
Эксплуатация газового хозяйства городов и населенных пунктов осуществляется специализированными организациями: конторами, трестами и управлениями, обеспечивающими эксплуатацию подземных газопроводов, газорегуляторных пунктов, разового оборудования жилых домов, коммунально-бытовых предприятий. За эксплуатацию газового оборудования промышленных предприятий, различных организаций и учреждений отвечают сами предприятия и учреждения.
Ценностный метод заключается в определении валового объема строительно-монтажных работ в сметной стоимости за единицу времени, приходящегося на одного работающего основного и подсобного производства, находящихся на строительном балансе. Этот метод оценки уровня производительности труда наиболее распространен, так как имеет ряд преимуществ и характеризуется простотой счета. Он дает возможность сопоставлять, анализировать и обобщать уровень и динамику производительности труда различных организаций от низовой ячейки-.бригады до министерства в целом за несколько лет.
Годовая производственная программа составляется на основе государственного заказа, являющегося обязательным для выполнения, а также "портфеля заказов", формируемого самим предприятием в результате маркетинговых исследований по заявкам различных организаций. Следует учитывать приоритет выполнения госзаказа и обеспечение его в первую очередь материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. В условиях дефицита значительного числа ресурсов встает задача оп-
Непосредственная заинтересованность различных организаций в получении высококвалифицированных кадров, результатов научных исследований стимулирует не только развитие филиалов кафедр, но и формирование новых направлений совместной работы на кафедральном уровне, например, создание студенческих конструкторских бюро и учебно-научных подразделений на промышленных предприятиях и в НИИ.
Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом поведения людей в гибких динамических адаптивных структурах.
Во-вторых, создание условии для развития ресурсной базы при содействии различных организаций — предпринимателей, общественных объединений, некоммерческих организаций различного характера и спортивных федераций в форме прямых договоров или соглашений социального партнерства. Женщины занимают почти 35% из общего числа 12,6 млн. руководящих постов в учреждениях, пра-вительстве и различных организациях в США, — сообщает Бюро статистики Министерства труда. Эта цифра выросла почти едва раза по сравнению с 1972 г. Такие цифры, однако, могут дезориентировать читателя, поскольку компании сами решают, кого они считают руководителями и кто подходит под это определение. Другие исследования более информативны. В обзоре фирмы «Хай-дрик энд Страгглз», которая изучает менеджеров, отмечается, например, что в 1986 г. 83% женщин-руководителей в компаниях, перечисленных в списках «Фо{нут» 500 и «Сервис» 500*, занимали посты вице-президентов или выше. В 1980 г. эта цифра составляла только 35%. В1980 г. только 11% женщин-руководителей получали заработную плату, превышающую 90 тыс. долл. в год, в 1986 г. такую заработную плату и выше получили почти 60% женщин-руководителей, а общая сумма выплат составила для них в среднем 117 тыс. долл. Достоинства женщин-руководителей оцениваются по справедливости на Восточном и на Западном побережьях США, и там эта оценка выше, чем в целом по стране. Исследователи из Техаса (университет «Эй энд Эм») выявили в прошлом году, что на Западе 65% мужчин, являющихся коллегами, начальниками и подчиненными, тепло приветствовали появление женщины-руководителя. На Восточном побережье 57% ответили так же. Но в штатах Юга и Среднего Запада такое мнение высказали лишь 48 и 40% мужчин, соответственно. В начале этого года «Хэйдрик энд Страгглз» отмечали, что женщины, занимающие пост вице-президента и выше, зарабатывают значительно больше на Среднем Западе и на Западе, чем южнее линии Мейсон-Дикссн. На Востоке, например, женщины-руководители, как сообщается в обзоре, получили общую сумму выплат, в среднем составляющую 133 тыс. долл., что почти в два раза больше суммы, полученной их сестрами в Южных штатах.
Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации,
2. Исходя из того, что Вы знаете о различных организациях, дайте несколько примеров, подтверждающих концепцию Чандлера, согласно которой стратегия определяет структуру.
Классифицировать стили руководства можно путем сравнения авто-кратичного и демократичного континуумов. Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям «X» и «Y» МакГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности — сосредоточенные на работе (теория «А''»), до другой — сосредоточенные на человеке (теория «У»). Этот континуум представлен на рис.17.2.
КУЛУАРНЫЙ ПОДБОР КАДРОВ (фр. qou-loirs — коридоры) — метод подбора кадров с помощью закулисных сделок, махинаций, в обход установленного порядка назначения должностных лиц в гос. аппарате и различных организациях. К.п.к. скрыт от общественности и совершается группой заинтересованных влиятельных лиц с целью проведения нужных людей на соответствующие должности.
такой правовой основой становится коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, соц.-экон. отношения между работодателем и работниками организации. Закон устанавливает строгую ответственность лиц, представляющих работодателей, как за уклонение от участия в переговорах (штраф в размере до десятикратной величины ММОТ за каждый день после истечения предусмотренного срока), так и за нарушение и невыполнение коллективного договора (штраф в размере до стократной величины ММОТ). СИСТЕМА СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. В практике уп-
По некоторым оценкам, доля рабочего времени в цикле создания образца новой техники не превышает пока 20—25%. Особенно велики потери на «стыках» между этапами внедрения. Много времени уходит на различные согласования и увязки. Так, документы на обыкновенную паяльную лампу в прошлом пятилетии согласовывались в различных организациях 266 дней. Сегодня в машиностроении от идеи до промышленного внедрения проходит обычно 5—10 лет и более — срок, который не отвечает тенденциям научно-технического прогресса и требованиям народного хозяйства. По некоторым оценкам, сокращение цикла нововведений только на 1 год может обеспечить прирост национального дохода на 0,4% и, кроме того, позволит высвободить 15 млрд. руб. денежных средств. Значительное влияние оказывает подготовка производства на экономические показатели работы предприятий и объединений, как осуществляющих выпуск новой техники, так и применяющих ее в сфере эксплуатации. Это влияние прослеживается по нескольким направлениям.
CVP-модель широко используется как плановая. Более того, расширение применения персональных компьютеров привело к использованию CVP-модели в различных организациях и ситуациях. Менеджеры проверяют свои планы на компьютерах, исследуют комбинации, подобранные из изменений в продажной цене, удельных переменных издержек, постоянных издержек, желаемой прибыли.
метод сравнения с аналогичными предприятиями — сопоставление величины коэффициента затрат на одного нанятого в различных организациях за один и тот же период времени.
Термины, относящиеся к распределению затрат, неодинаковы в различных организациях и литературе. Убедитесь, что вы правильно их понимаете. В этой книге под "распределением затрат" понимается их отнесение на конкретный объект. (Также используются термины cost reallocation, cost assignment, cost apportionment, cost distribution и cost tracing. Термины cost application и cost absorption универсальны, они используются на последней стадии распределения затрат на продукт и на период.)
Кодекс поведения и этики. "Кодексы поведения" распространены в различных организациях и определяют рамки поведения отдельных лиц. Примером может служить "Кодекс поведения и принципы управления", используемый в Caterpillar Tractors:
Радикальной перестройки Результаты изменения Результаты маркетингового Результаты обследования Радикального изменения Результаты отчетного Результаты показатели Результаты позволяют Результаты представленные Результаты прогнозирования Результаты проведенных Результаты рассмотрения Результаты регрессии вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|