Различных социально



долговременной стабильности конкурентного рынка. В частности, государство может исправлять нарушения конкуренции, возникающие из-за спонтанного появления монополий на инновационных рынках и несогласованных действий различных социальных сил.

Исследование путей развития мировой энергетики и ее органической связи с современными тенденциями научно-технического прогресса привлекает все большее внимание. Только с учетом общих закономерностей технического прогресса можно достаточно полно представить развитие мировой энергетики, пути наиболее эффективного использования различных источников энергии, и, в частности, нефти и газа, их роль в энергосырьевых балансах стран различных социальных систем.

Опыт последнего десятилетия свидетельствует о реальной возможности решать многие проблемы мирного развития человечества на основе взаимопонимания в условиях сосуществования различных социальных систем.

полно представить развитее мировой энергетики, пути наиболее эффективного использования различных источников энергии и, в частности, нефти и газа, их роль в энергосырьевых балансах стран различных социальных систем.

Для определения уровня материального обеспечения работников по категориям приводятся показатели распределения фондов заработной платы, материального поощрения, социально-культурных мероприятий. При анализе показателей устанавливают тенденции изменения уровня и структуры заработной платы, а также соотношения доходов различных социальных групп для того, чтобы получить возможность устранения возникших диспропорций в распределении фондов. Большую роль в удовлетворении социально-культурных и жилищно-бытовых потребностей работников играет рациональное использование фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, которое планируют с учетом мнения работающих о первоочередности удовлетворения их потребностей.

Для определения уровня материального обеспечения работников по категориям приводят показатели распределения фонда заработной платы, материального поощрения, социально-культурных мероприятий. При анализе показателей устанавливают тенденции изменения уровня и структуры заработной платы, а также соотношения доходов различных социальных групп для того, чтобы получить возможность устранения возникших диспропорций в распределении фондов. Следует отметить, что за последние годы наметилась тенденция к выравниванию оплаты труда различных категорий работающих. Правильный сам по себе тезис о сближении умственного и физического труда (сближения по условиям труда) во многом сведен к сближению по уровню оплаты груда. В результате к 1982 г. средняя заработная плата ИТР в строительстве оказалась на 1,5 % ниже, чем у рабочих, а заработная плата ИТР в целом по промышленности превысила заработную плату рабочих на 12 %. Вместе с тем в 1940 г. заработная плата ИТР в промышленности в 2,14 раза превышала уровень заработной платы рабочих, а в 1965 г. в 1,5 раза. Такую тенденцию вряд ли можно признать правильной. Известно, что длительность подготовки инженера в 1,4 раза, а затраты на подготовку в 2,3 раза выше, чем рабочих. Следовательно, труд ИТР в среднем в 1,4-2,3 раза сложнее труда рабочего. Это необходимо учитывать в планировании совершенствования оплаты труда.

На всех уровнях управления при разработке планов экономического и социального развития решают многообразные задачи, отображающие особенности динамики отдельных производств, объединений, отраслей, районов страны, специфику потребностей различных социальных групп населения. Отсюда и методы анализа, разработки, обоснования плановых заданий многообразны и специфичны.

Дальнейшее развитие вопросов совершенствования социалистических производственных отношений, систем управления и методов хозяйствования нашло свое отражение в решениях октябрьского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На XXVII съезде КПСС были приняты новая редакция Программы Коммунистической партии Советского Союза и Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. В Программе Коммунистической партии Советского Союза говорится, что совершенствование управления должно опираться на более глубокое и всестороннее использование преимуществ и возможностей социалистической плановой системы хозяйства, экономических законов, в полной мере учитывать изменения в производительных силах и производственных отношениях, рост образованности, сознательности, квалификации и опыта широких масс трудящихся. Оно призвано обеспечить оптимальное сочетание личных интересов трудовых коллективов, различных социальных групп с общегосударственными, общенародными интересами и таким образом использовать их как движущую силу роста экономики.

Что такое Закон? Это юридическое закрепление того порядка вещей, который граждане государства признают справедливым, правильным, разумным или, по крайней мере, стремящимся, приближающимся к таковому. Само представление о «правильности» нетождественно в различных социальных средах, но оно везде есть. Даже в сизо и в зоне мы можем услышать такие слова, как «правильная хата» (в смысле камера, где живут по тюремному «закону»), «правильные понятия» (в смысле свода правил поведения, принятых среди заключенных).

Университеты как эталонные центры играют особую роль в глобализации общества, в развитии сотрудничества и сближении народов и культур, различных социальных систем, утверждении в новых условиях идеи рационалистического видения мира как выражения концентрированного опыта человеческой практики и гуманизма человеческого общества. В связи с этим они призваны готовить таких специалистов, которые независимо от характера своей подготовки, могли бы взглянуть на свою деятельность и с общечеловеческой точки зрения, с позиций глобальных, общемировых социокультурных и технологических процессов, с учетом особенностей взаимодействия общества и природы [6].

4. План роста материального обеспечения и улучшения социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников и членов их семей. Здесь намечаются меры по формированию доходов работников различных социальных групп на основе внедрения рациональных форм оплаты, премирования трудящих- * ся, распределения между ними коллективных фондов, по жилищному строительству и реконструкции объектов социально-бытового и культурного назначения, улучшению медицинского обслуживания и общественного питания и т. д.


Задача моделирования социально-экономических явлений, в том числе и процессов принятия экономических решений, чрезвычайно сложна. Для построения адекватных математических моделей явлений этого типа необходимо правильно описывать цели групп людей и отдельных индивидуумов, а также факторы, влияющие на эти цели, уметь анализировать конфликты, возникающие в человеческом обществе, п пути их разрешения. Основы описания поведения людей в экономических процессах заложены историческим материализмом и марксистской политической экономией, однако путь от фундаментальных идей до адекватных математических моделей конкретных ситуаций науке еще предстоит пройти. В настоящее время мы не только не в состоянии математически описать влияние различных социально-психологических факторов на принятие решения мастером описанного нами производственного участка, но даже не можем дать точный перечень этих факторов. Для того чтобы обойти это препятствие на пути практического использования экономико-математического моделирования, применяется следующий методический прием. Как уже говорилось, законы естествознания не могут нарушаться в экономических процессах: невозможно, скажем, произвести продукцию без соответствующих затрат производственных ресурсов и т. д. Эти закономерности, описывающие взаимодействие людей с природой в процессе производства и составляющие основу моделирования производственно-технологического уровня экономических процессов, можно попытаться рассмотреть отдельно от взаимодействия людей между собой, возникающего в связи с производством. Использование хорошо разработанных принципов моделирования неживой природы (законов сохранения и т. д.) дает возможность строить модели производственно-технологического уровня относительно просто. Незамкнутость моделей этого уровня, т. е. наличие в них внешних воздействий на течение производственных процессов, не является препятствием на

Выборочное обследование бюджетов семей — постоянно осуществляемое Госкомстатом РФ наблюдение семей различных социально-экономических групп населения (в будущем — домохозяйств) на базе территориальной выборки с целью получения репрезентативных данных о совокупных доходах и расходах семей в денежном и натуральном выражениях, а также о составе семьи.

1) характеризовать величину и структуру доходов и расходов различных социально-профессиональных групп населения в территориальном разрезе;

Расчет частных (групповых, региональных) коэффициентов эластичности имеет очень большое значение. Спрос различных социально-экономических групп потребителей по-разному реагирует на одни и те же факторы. Так, для потребителей с низким уровнем дохода рост цен на 1% вызовет значительное снижение спроса, в то время как спрос потребителей с высоким уровнем дохода может не среагировать на этот ценовой «раздражитель». Или другой пример. По мере перехода из одной доходной группы в более высокую спрос на некоторые товары может возрастать не пропорционально, а с определенным ускорением или, наоборот, с замедлением - в зависимости от иерархии потребности, которую удовлетворяет данный товар. Эти закономерности эластичности спроса должны быть использованы в маркетинге в процессе сегментации рынка и в регулировании спроса.

• разработка и реализация различных социально-экономических программ.

Мерой бедности населения является доля общей численности населения, имеющей душевые доходы ниже прожиточного минимума и разрыва между прожиточным минимумом и фактическими доходами на душу среди бедной части населения. Начиная с работы А. Сена, для измерения бедности используют индексы бедности, представляющие собой взвешенные суммы таких относительных разрывов. Согласно теории Сена, правильные индексы бедности должны учитывать и соизмерять эффекты различных социально-экономических изменений, связанных с изменением процентного отношения численности членов бедных семей к общей численности населения, относительного разрыва между среднедушевыми реальными доходами всей совокупности бедных и прожиточным минимумом, социально-экономической дифференциации внутри контингента бедных семей.

Следует отметить, что органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления, начиная с 1990-х годов, широко использовали внебюджетные фонды как дополнительный источник финансирования различных социально-экономических программ. Например,

В связи с нашим законодательством об абортах приобретает новый интерес и гораздо более широкий вопрос о рождаемости в СССР и тех закономерностях в этой области, какие в ней выявляются в различных социально-экономических условиях и формациях.

Необходимость учета двух категорий населения диктуется необходимостью решения различных социально-экономических задач. Так, данные о численности наличного населения необходимы для управления, например, работой городского транспорта, торговли, гостиничного хозяйства и т.д. Данные о численности постоянного населения используются органами социального обеспечения, органами местного управления при планировании жилищного строительства, строительства школ, детских и лечебных учреждений и решения других проблем. Постоянное население является основной категорией и при сборе данных, и при обработке материалов переписи населения.

деятельностью в различных социально-политических средах . Под политическим риском в

Сочетание различных «социально-экономических укладов» (в марксист-


Результаты приведенные Результаты производственной Результаты ранжирования Результаты разработки Результаты социологических Результаты сравниваются Результаты тестирования Результаты выражаются Результатах финансово Результатах организации Ранжирование предприятий Результатами деятельности Результатами полученными вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика