|
Размещения предприятия
Кроме абсолютной эффективности применяется показатель относительной (сравнительной) эффективности. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений оценивается для выбора наиболее экономически целесообразного варианта нового капитального строительства или направления капитальных вложений. Сравнительная эффективность рассчитывается при сопоставлении вариантов хозяйственных или технических решений, размещения предприятий и их комплексов, при решении задач по выбору взаимозаменяемой продукции, внедрению новых видов техники, по строительству новых или реконструкции действующих предприятий, и т. п.
ОТНОШЕНИЕ К ЗАКУПКАМ ИЗ-ЗА РУБЕЖА. Некоторые страны относятся к таким закупкам весьма благожелательно, даже поощрительно, другие-резко отрицательно. В качестве примера страны с благожелательным отношением можно назвать Мексику, которая на протяжении ряда лет привлекает к себе капиталовложения из-за рубежа, предлагая иностранным вкладчикам льготы и услуги при выборе мест размещения предприятий. С другой стороны, Индия требует от экспортеров соблюдения импортных квот, блокирует некоторые валюты, ставит условием введение в руководство создаваемых предприятий большого числа своих граждан и т. д. Именно из-за таких «закавык» приняли решение покинуть индийский рынок корпорации «ИБМ» и «Кока-кола».
Экономика нефтяной промышленности изучает особенности взаимосвязи отдельных звеньев нефтяной промышленности, связи отрасли в целом с другими отраслями промышленности, строительством и сельским хозяйством, проблемы и закономерности размещения предприятий нефтяной промышленности, закономерности развития техники и технологии производства, использования основных и оборотных фондов и трудовых ресурсов и т. д. Важная задача этой науки состоит в обобщении опыта развития отрасли и ее звеньев и использовании этого опыта в плановом руководстве нефтяной промышленностью.
Радикально изменилось за годы советской власти размещение предприятий переработки нефти. Построен целый ряд новых нефтеперерабатывающих заводов в различных районах страны с учетом равномерного размещения предприятий и приближения их к потребителям нефтепродуктов.
Общесоюзные нормативы применяют независимо от территориального размещения предприятий (организаций), тогда как республиканские и районные применимы лини, на предприятиях и в организациях, которые расположены соответственно на территории данной республики или одного административного района (области, края).
Рациональное размещение новых предприятий и производств существенно влияет на повышение эффективности производства. Выбор оптимального варианта осуществляют с учетом экономических, социальных и экологических факторов с применением экономико-математических методов, основанных на нахождении минимума приведенных затрат на выпуск продукции вновь строящихся предприятий. Для выбора оптимального варианта размещения предприятий широко используют модели транспортной задачи, решаемой методами линейного программирования.
Модели оптимального планирования позволяют обосновать такие решения, которые обеспечивают максимальную эффективность использования трудовых и материальных ресурсов. Их используют, например, при обосновании размещения предприятий, определении объемов перевозки грузов различными видами транспорта, выборе вариантов наиболее целесообразной загрузки оборудования и др.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия. Корпорация «МакДоналдс» имеет специальные подразделения для каждой основной функции организации — отделы маркетинга, закупок, недвижимой собственности и т.д. Эти подразделения у «МакДоналдса» и в других организациях имеют свои собственные, более мелкие, более конкретные подразделения. «МакДоналдс», например, являясь такой крупной и широко разветвленной компанией, формирует подразделения как по географическому принципу, так и по отдельным видам деятельности. Отдел недвижимой собственности разделяется на подотделы — выбора новых мест размещения предприятий, управления имеющейся собственностью, а в каждом из этих подотделов имеются группы по географическим зонам, такие как группа Восточного побережья, группа Калифорнии, группа Западной Европы и т.д.
Факторы, которые должны анализироваться, зависят от общей стратегии фирмы. Спрос на продукцию и стратегии конкурентов являются основными факторами для направления международной деятельности, связанной с отечественным производством и зарубежным сбытом. Если заводы расположены за рубежом, факторы внешней среды могут включать уровень квалификации рабочих, уровень заработной платы, отношение правительства к иностранной собственности, законы о труде и налогообложении, доступ к сырью и материалам, а также расходы на транспортировку готовой продукции к ее конечному рынку. В некоторых случаях возможности самого рынка какой-либо страны могут и не оправдывать на начальной стадии размещения там предприятия, но все же это может оказаться необходимым с точки зрения долгосрочных целей проникновения на рынок для завоевания определенной его доли и рекламы продукции фирмы. В другом случае целью может быть использование размещения производства для снижения издержек, чтобы сбывать продукцию на отечественном рынке или в третьих странах. В любом случае многонациональный подход может включать приспособление продукции к разнообразным рыночным обстоятельствам. Глобальный подход подразумевает движение к более стандартизованной продукции и сосредоточение на ее маркетинге. Решения относительно размещения предприятий, источников снабжения и финансирования, а также проникновения на рынок могут определяться контрмерами, нацеленными на противодействие «глобальным» конкурентам. Наличные доходы из одной части света могут быть использованы для субсидирования проникновения на другие рынки, как показано в примере 9.6. Могут предприниматься поиски возможностей участия в совместных предприятиях, чтобы получить доступ к «ноу-хау» и новым технологиям, которые позже можно использовать на предприятиях, являющихся полной сооственностью одной стороны.
Решение поставленной задачи сводится к установлению величины сравнительной экономической эффективности ряда вариантов размещения предприятий одного и того же размера производства. Объектом сравнения являются капитальные вложения и затраты на производство планируемой продукции, связанные с естественно-гесграфическими условиями тех или иных районов размещения проектируемого электротехнического предприятия, комплекса. Например, в капитальных вложениях по вариантам могут оказаться неодинаковыми расходы на жилищное строительство, подготовку кадров и др. В капитальные затраты следует включать также потери природных ресурсов (сельскохозяйственные угодья, леса и др.), которые вызваны строительством предприятий в данном районе.
В указанной задаче рассматриваются условия развития и размещения предприятий, специализированных на выпуске определенных типов продукции. По каждому заводу с различным технологическим уровнем, действующему до начала планового периода, и возможному новому предприятию рассчитывается несколько вариантов выпуска. Варианты специализации характеризуются объемом выпуска продукции за год по типам и затратам (текущим и капитальным). РЕШЕНИЕ О МЕСТЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. Выбор места расположения магазина - один из решающих конкурентных факторов с точки зрения возможностей привлечения покупателей. Клиенты, например, как правило, выбирают тот банк, который находится к ним ближе всех. Сети универмагов, нефтяные компании и владельцы привилегий в сфере общепита быстрого обслуживания особенно тщательно выбирают места размещения своих предприятий, пользуясь для этого самыми совершенными методами выбора и оценки участков.
Оптовые торговцы должны принимать ряд маркетинговых решений, основные из которых касаются выбора целевого рынка, формирования товарного ассортимента и комплекса услуг, ценообразования, стимулирования и выбора места размещения предприятия.
РЕШЕНИЕ О МЕСТЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. Оптовые торговцы обычно размещают свои предприятия в районах с низкой арендной платой и низким налогообложением и тратят минимум средств на благоустройство территории и оборудование помещений. Нередко применяемые ими методы грузообработки и прохождения заказов отстают от уровня современной техники и технологии. Для борьбы с растущими издержками передовые оптовики разрабатывают новые методы и приемы деятельности. Одной из таких разработок стало создание автоматизированных складов с записью поступающих заказов на перфокарты, которые затем вводятся в ЭВМ. Товары извлекаются из мест хранения с помощью механических устройств и подаются транспортером на отгрузочную платформу, где происходит комплектование заказа. Складская механизация, равно как и механизация многих конторских работ, развивается очень высокими темпами. Многие оптовые торговцы обращаются к компьютерам и текстовым процессорам, используя их для бухгалтерских операций, выставления счетов, управления товарно-материальными запасами и прогнозирования.
приятия можно классифицировать по нескольким признакам: на основе предлагаемого ассортимента (специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса, комбинированные универсамы, универсамы широкого профиля, торговые комплексы и розничные предприятия услуг), на основе относительного внимания к ценам (магазины сниженных цен, склады-магазины и магазины-демзалы, торгующие по каталогам), на основе характера торгового помещения (торговля с заказом товара по почте или по телефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой и торговля вразнос), на основе принадлежности магазина (корпоративные сети, добровольные сети, кооперативы розничных торговцев, потребительские кооперативы, организации держателей привилегий и розничные конгломераты) и на основе разновидности концентрации магазинов (центральные деловые районы, региональные торговые центры, районные торговые центры, торговые центры микрорайонов). Розничный торговец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте и комплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным торговцам необходимо изыскивать пути повышения профессионального уровня управления собственной деятельностью и ее продуктивности.
Предметная специализация обусловливает профиль нефтеперерабатывающих предприятий. В настоящее время различают три направления предметной специализации нефтеперерабатывающих предприятий: топливное, топливно-масляное п топ-ливно-химическое. Основные факторы, определяющие предметную специализацию нефтеперерабатывающих заводов это схема переработки нефти, структура потребления нефтепродуктов в районе размещения предприятия и качество перерабатываемых нефтей.
Определение потребностей Разработка схемы развития и размещения предприятия rwm
Если мономеры обладают высокой стабильностью, а готовая продукция малой транспортабельностью, то их производство необходимо размещать в районах, богатых сырьем и топливом, а полимеризацию и поликонденсацию целесообразно приблизить к потребителю. Затраты рабочей силы как в производстве нефтепродуктов, так и нефтехимической продукции небольшие, поэтому от них существенно не зависит выбор пункта размещения предприятия.
обоснование рекомендуемых источников обеспечения предприятия электроэнергией и топливом с учетом топливно-энергетического баланса района размещения предприятия,
технико-экономическое сравнение возможных вариантов размещения предприятия по условиям обеспечения сырьем, топливом, электроэнергией, водой, сброса промышленных стоков, наличия трудовых ресурсов в районе, комбинирования и кооперирования производств с другими предприятиями, наличия необ-
оценка оптимальности выбранного варианта размещения предприятия по минимуму приведенных затрат, включающих сопряженные капитальные вложения в развитие смежных производств, а также с учетом сопряженных капитальных вложений в транспорт и транспортных расходов на доставку готовой продукции в районы потребления, характеристика места размещения предприятия или производства с точки зрения соблюдения действующего законодательства СССР и союзных республик об использовании минеральных, земельных, лесных и водных ресурсов, охране природы, а также решений правительства с учетом требований по комплексному использованию сырья, наиболее целесообразной кооперации размещаемых предприятий с другими предприятиями района, соблюдению нормальных санитарных условий в районе и пункте и др.:
6. Оптимальный район размещения предприятия определяю?:
Результате исследований Результате колебаний Результате ликвидации Результате модернизации Результате наступления Результате незаконных Работающего персонала Результате образуются Результате операционной Результате отклонения Расчетных отношений Результате погашения Результате постоянного вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|