Сборочного производства



Система пополнения запасов комплектующих изделий, основанная на использовании карточек Канбан (см. [К 12]). При работе С.п.з. вдоль сборочного конвейера расставлены контейнеры, в которых находятся комплектующие изделия и к которым прикреплены карточки Канбан. В процессе сборки комплектующие изделия расходуются и контейнеры опорожняются. Затем через определенные промежутки времени пустые контейнеры и соответствующие карточки производственного заказа Канбан (см. [К 27]) доставляются внешним поставщикам. Другие, наполненные комплектующими изделиями контейнеры забираются со склада готовой продукции внешнего поставщика и транспортируются тем же грузовиком к сборочной линии. См. также "Система последовательного отбора комплектующих изделий" [С 84].

НЕТ «ПРАВИЛЬНЫХ» ОТВЕТОВ. Одно из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является тот факт, что руководитель никогда не может предполагать, что какой-то конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является априорно «правильным». «МакДоналдс», использовавший процедуру сборочного конвейера в приготовлении пищи, являющуюся чрезвычайно эффективной, обеспечил высокое качество продукции и высокую производительность труда. Однако, по сути своей этот метод ничем не лучше старинных традиционных методов ресторана «Ла Тур Д'Аржан». Этот ресторан не может производить миллион бургеров в день, но «МакДоналдс» не может приготовить безупречное суфле. Если руководство ресторана «Ла Тур Д'Аржан» решит применить машины для приготовления 100 суфле в час, используя готовые сухие смеси, оно, конечно, снизит затраты и повысит производительность. Однако, принимая во внимание, что цель ресторана — готовить и подавать еду самого высокого качества, производительность будет меньше.

МАТЕРИАЛЫ. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примеры: машиностроительные фирмы, фирмы, распределяющие товары (дистрибьютеры), и магазины розничной торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций. Представьте, во что обошлось бы отсутствие хотя бы одной детали, которая устанавливается в определенной точке сборочного конвейера, например, фирме «Дженерал Моторс». Аналогичным образом, если магазин лишается какого-то популярного продукта, потребители скорее всего уйдут к конкуренту.

В г. Флинт, штат Мичиган, в калифорнийском г. Фремонт, в Германии и Югославии, в Японии и Южной Корее они сходят со сборочного конвейера с ошеломляющей скоростью. Автомобили, автомобили и снова автомобили. Вдруг их начало выпускать большее число компаний в большем количестве географических точек, чем когда-либо в прошедшем десятилетии. Автомобили, имеющие мириады форм, размеров и цветов с ценами, рассчитан-ными для любого кармана, блестящей, хромированной, все растущей вереницей, которой, кажется, не будет коняд заезжают в автомобильные салоны США, а погом чуть с меньшей частотой, — обратно на улицы Америки. Под влиянием этого четырехколесного потока рынок автомобилей в США, имеющий годовой оборот 230 мдрд, дсииц все время в движении: его толкают, тянут, нажимают на него, требуя скорейшего виода новых моделей. Это наиболее диверсифицированная, сложная и, прежде всего, жестко конкурирующая торговая арснл мира. Откуда такой ажиотаж? Именно сейчас? Основной причиной является общее увеличение мощности производства автомобилей, благодаря чему уже неизмеримо вырос во всем мире выпуск автомобилей и будет продолжать расти еще несколько лет. Южная Корея показала, что развивающаяся страна может создать автомобильную промышленность чуть ли не за одну ночь и бысгро прорваться на американский рынок. Япония, ведущий экспортер автомобилей 30-х годов, все еще ожесточенно борется за долю американского рынка и быстро увеличивает свои собственные мощности по производству автомобилей на территории США, более всего на так называемыхтрзнсплантированных заводах, в

Стратегические решения в области производства обычно предусматривают долгосрочное связывание ресурсов. Тактические решения являются краткосрочными и служат для обеспечения выполнения стратегических решений. В начале 1900 гг. Генри Форд принял стратегическое решение о разработке сборочного конвейера со специализированным разделением труда для производства стандартизированных легких автомобилей модели «Ти»5. Эта стратегия позволила ему занять ведущее положение в отрасли за счет сокращения издержек. Его тактические производственные решения, в частности по диспетчеризации производства, построению технологических потоков материалов, обеспечивали поддержку принятой стратегии в течение 20-х годов. Форд, конечно, был самым эффективным производителем автомобилей в свое время. Затраты на производство (и цена) продолжали падать. Однако Форд допустил серьезную ошибку, не адаптировав стратегию своей компании к изменяющимся условиям среды. Потребители начали разочаровываться в единственной модели, выпускавшейся в одном цвете и с ограниченным количеством вариантов комплектации. Даже и тогда, когда Форд увидел необходимость изменений, ему было

ТЕХНОЛОГИЯ. Хотя мы постоянно подчеркиваем необходимость комплексного подхода к повышению производитсльлости, тем не менее важно отметить, что технология является тем фактором, который на еегодюг оказывает наибольшее воздействие на производительность. Ярким примером, который мы уже приводили, является то, что за год-два после пуска сборочного конвейера Форд полностью овладел автомобильным рынком за счет резкого снижения стоимости автомашин. Использование технологии для ПОВЫШЕНИЯ производительности в корпорации «Тандем Компью-терз» описано в примере 22.1. Сегодня американские и зарубежные производители, использующие автоматизированные заводы, робототехнику, автоматизированные системы проектирования, захватывают все большую долю автомобильных рынков просто в силу того, что оли производят товары более высокого качества по более низким ценам, чем традиционные заводы. Внедрение компьютерной технологии в конторскую работу будет, видимо, иметь большее положительное воздействие на производительность конторских служащих, чем все другие факторы вместе взятые. Может ли технология повысить производительность труда или не может, не вызывает никакого сомнения. Руководители должны постоянно помнить, что не всегда более прогрессивная технология ведет к росту производительности. Поскольку организация представляет собой систему взаимосвязанных элементов, достоинства более эффективной технологии иногда могут быть сведены на нет отрицательным отношением рабочих. Когда английская угольная промышленность попыталась увеличить производительность за счет новой технологии, как отмечено в гл. 3, рабочие почувствовали такое недовольство своей новой работой, что производительность фактически упала. Чтобы быть уверенным, что технология действительно приведет к росту производительности, руководство должно сбалансировать требования технологии с потребностями применяющих ее людей.

Росту производительности способствуют эффективно спроектированные работы, отвечающие также и потребностям производственных рабочих. В силу социальных изменений современные рабочие хуже относятся к простым, узко специализированным заданиям, чем рабочие времен Фредерика Тейлора. Нынешняя тенденция состоит в создании более гибких заданий и правил работы. Это означает, что даже тс методы, которые зарекомендовали себя в течение десятилетий, сейчас могут оказаться не самыми производительными. Так, например, концепция «научного управления» Тейлора, при специализации труда предусматривавшая разделение задания на самые простые операции, привела к созданию сборочного конвейера и способствовала тому, что американская промышленность стала в первой половине века самой эффективной в мире. Даже организованные в профсоюзы рабочие согласились с руководством в вопросе о выгодности специализации. Но сегодня, как можно видеть из одного отчета:

Последовательно соблюдается принцип участия всех ответственных лиц за деятельностью филиала. В качестве примера рассмотрим, на что влияет низкая эффективность работы сборочного конвейера.

На последующий участок производства поступают необходимые детали в нужное время и в требуемом количестве. По этому правилу если для какого-либо процесса производства детали будут поступать в разные промежутки времени или неравными по количеству партиями, то на предшествующем этапе производства должно быть изготовлено столько запасных деталей, должно быть столько оборудования и рабочей силы, чтобы удовлетворить максимальный спрос. Более того, там где используется много последовательных операций, количество деталей, отобранных для каждой последующей операции по мере удаления от первичного производственного процесса, возрастает. Во избежание больших отклонений в количестве необходимых деталей на всех этапах производства, а также получаемых от внешних поставщиков, необходимо свести к минимуму колебания выпуска продукции на конечной линии сборки. Поэтому со сборочного конвейера, который является конечным процессом на «Тоёте», будут сходить минимальные партии каждой модели автомобиля, реализуя идеал штучного производства и доставки. Иными словами, различные типы автомобилей будут собираться один за другим в соответствии с дневным объемом производства каждого типа. Линия сборки будет также получать с предшествующих участков необходимые детали малыми партиями.

Движение сборочного конвейера на фирме «АМИ» ежечасно демонстрируется на контрольном щите в центре управления. В случае затруднений руководители и инженеры отправляются прямо на место, чтобы разрешить проблему. Чтобы быстро справиться с затруднением и немедленно решить проблемы, необходимо, чтобы рукводители и инженеры всегда находились в центре управления на производственных площадках.

Один из первых примеров использования эффективной заработной платы можно найти в истории компании Форда, одного из самых крупных производителей автомобилей в Америке. До 1913 г. производство автомобилей существенно зависело от высококвалифицированных рабочих. Но введение сборочного конвейера радикально изменило положение. Теперь требовались специалисты гораздо


Завышение объема сборки приводит к дополнительным затратам на управление производственными процессами. Производственный объект становится плохо управляемым, возрастают затраты на контроль, регулирование и организацию сборки. Именно поэтому мощность сборочного производства ВАЗа не позволяет ему достичь низкой себестоимости, что постоянно провоцирует возникновение финансовых проблем. И если для большинства автомобильных концернов минимизация себестоимости является результатом движения по кривой «себестоимость-объем» слева направо (наращивание объема выпуска), то для ВАЗа оптимальный объем находится далеко слева (рис. 11.4). Необходимость разделения сборочного производства на более мелкие партии, т. е. сокращение объема сборки, в рамках

отдельного сборочного производства для ВАЗа является перспективной задачей, решение которой потребует создания более компактных сборочных производств в зоне оптимальной себестоимости.

Умения и знания. Адаптация передаваемой технологии требует от фирмы-источника средств на обучение местного персонала и передачи соответствующей информации. Адаптация производственной линии к местным комплектующим, адаптация самой конструкции или структуры продукта, изменение используемых корпорацией стандартных орудий труда - все это требует от местного персонала понимания основ технологии. Компания Volkswagen, не испытывая желания адаптировать свое производство к местным условиям и местным комплектующим, требовала от своих китайских партнеров соответствия всех автомобильных деталей жестким немецким стандартам, не предлагая местным поставщикам технической помощи и не передавая им формального описания технологии. Трудность в достижении второго уровня трансфера состоит в том, что необходимое обучение требуется не только персоналу завода-изготовителя или сборочного производства, но и работникам их местных партнерских предприятий-поставщиков. Низкое качество мелких деталей угрожает надежности готового изделия, поэтому программы обучения производству качественной продукции должны распространяться на поставщиков второго и даже третьего эшелона, обеспечивая качество при изготовлении отдельных партий, а также при переходе к массовому производству.

К особенностям сборочного производства относится низкий по сравнению с другими видами цехов уровень технической вооруженности труда и производства. В этих цехах еще находит широкое применение ручной труд, оснащенный простейшими инструментами и приспособлениями. Сборочные работы, выполняемые вручную, составляют сейчас до 80—90% общего их объема. Главной причиной этого является то, что трудовой процесс сборки состоит обычно из ряда хотя и простых, но разнообразных приемов и движений. Выполнение этих движений трудно механизировать. Поэтому изучение вопросов повышения уровня механизации и автоматизации сборочного производства является также важным направлением анализа деятельности сборочных цехов.

ного производства, наряду с выполнением чисто сборочных операций производятся слесарно-подгоночные операции, а иногда даже механическая обработка деталей. Подгоночные операции обычно являются наиболее трудоемкими, так как они, как правило, выполняются вручную, поэтому уменьшение их количества путем соблюдения установленных размеров допусков, перенесения подгоночных работ в обрабатывающие цехи, где для этих целей имеется специальное оборудование, является одним из важных условий развития специализации сборочного производства и повышения его эффективности. Анализируя данный вопрос, необходимо определить динамику чисто сборочных и подгоночных работ, выполняемых в сборочном цехе, установить перечень деталей и узлов, сборке которых систематически предшествует подгонка, разработать мероприятия, обеспечивающие уменьшение и ликвидацию поступления деталей и узлов на сборку, требующих дополнительной подгонки (табл. 3.36).

Характерной особенностью сборочного производства является наличие многообразных способов выполнения работ. По организационным формам наиболее распространенными методами сборки являются: общебригадная, операционная, поточная. При общебригадной сборке машины узлы и механизмы собираются одной комплексной бригадой, в состав которой входят слесари-сборщики различной квалификации. Чаще всего этот метод применяется в цехах с единичным и мелкосерийным типом производства. При такой форме организации труда отсутствует его глубокое разделение и рабочие бригады выполняют все сборочные операции, как самые простые, так и самые сложные. При этом, естественно, в различное время соотношение количества сложных и простых работ бывает не одинаковым, а это означает, что при бригадной организации труда постоянно имеет место такое явление, при котором либо рабочие более низкой квалификации выполняют более квалифицированные работы, либо рабочие более высокой квалификации вынуждены заниматься выполнением работ, не требующих высокой квалификации сборщиков. Как в первом, так и во втором случае это приводит к отрицательным последствиям •— производственному браку, неудовлетворенности в работе и т. д. Основными недостатками общебригадной сборки является и то, что она ориентирована на ручной характер выполнения работ.

Характерной особенностью сборочного производства является небольшой объем потребления материалов. Что касается комплектующих изделий и полуфабрикатов, идущих на сборку, то они обычно поступают с центральных комплектовочных складов в количестве, строго соответствующем обеспечению запланированного объема выпуска продукции, а поэтому сборочные цехи никакого влияния на количественную их экономию или перерасход обычно не оказывают. При этом не являются исключением и те случаи, когда при сборке допускается брак полуфабрикатов или комплектующих изделий, так как в данном случае с комплектовочных складов в установленном порядке выдаются взамен забракованных новые узлы или детали, а потери, связанные с браком, относятся не на статьи материальных затрат, а на статью «Потери от брака».

Характерной особенностью сборочного производства является почти полное отсутствие окончательного брака продукции, однако затраты, связанные с исправлением брака в этих цехах, сравнительно велики. Данная особенность ставит особые задачи перед техническим контролем, который в сборочных цехах отличается особой сложностью

сборочного производства определяется среднечасовым темпом выпуска

на завод для точного согласования темпа основного производства и темпа сборки и отправки сидений. Максимум через 6 часов после начала сборки конкретного автомобиля на соответствующий пост сборочного производства поступает и встраивается в автомобиль заказанный комплект сидений'.

ния на предприятии всех компонентов конечного продукта (концерн с замкнутым циклом переработки исходного сырья в готовую продукцию сборочного производства).


Сооружений связанных Сооружения газопровода Сооружения предназначенные Сооружения водоснабжения Соотношения численности Соотношения кредиторской Соотношения постоянных Соотношения собственного Соотношение источников Соотношение показателей Считается приемлемым Соотношение собственного Соответственно доходность вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика