|
Сокращение государственного
12 Скорее всего именно это послужило основной причиной для волны отказов крупнейших нефтяных монополий от участия в нескольких широко разрекламированных проектах освоения альтернативных энергоносителей. Поскольку эти корпорации, как правило, являлись ведущими партнерами в консорциумах, сформированных для их осуществления, ставится под серьезное сомнение жизнеспособность проектов. Так, в мае 1982 г. «Экссон» отказалась от своей 60%-ной доли в консорциуме «Колони Шэйл Ойл», созданном для разработки одного из крупнейших месторождений битуминозных сланцев США в штате Колорадо. В Канаде в аналогичной ситуации оказались проекты извлечения жидкого топлива из нефтеносных песков: консорциум «Алсэндз», из состава которого вышли все частные фирмы, возглавлявшиеся канадскими филиалами монополий «Ройал Датч-Шелл» и «Галф Ойл», а также проект «Коулд Лэйк», работы над которыми приостановлены в 1981 г. Среди других отрицательных моментов, сдерживающих приток инвестиций в подобные предприятия, зарубежные специалисты отмечают также повышение темпов инфляции, удорожание банковских кредитов и резкое сокращение государственных ассигнований на энергетику в США при администрации Р. Рейгана [313, с. 241—242; ЗбЗа, 1983, т. 289, № 7311, с. 84].
Исходя из доминирующих в МВФ теоретических воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги, что ведет к повышению цен на эти товары; увеличение налогов на личные доходы; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского; либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров и т.п. В зависимости от конкретной ситуации в разных странах эти меры используются в различных сочетаниях. По мнению МВФ, такие меры необходимы «для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их
• инвентаризацию и сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, темп роста себестоимости не должен превышать темп роста цен. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, которого не коснется сокращение государственных расходов.
сокращение государственных расходов до оптимального, общественно необходимого уровня за счет отмены различного рода финансовых вливаний в неэффективные предприятия и отрасли и выделение федеральных бюджетных кредитов тем регионам, которые обеспечивают поступательное продвижение к рынку и рост благосостояния граждан;
Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, темп роста себестоимости не должен превышать темп роста цен. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, которого не коснется сокращение государственных расходов.
Рост финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социальных и других потребностей, предусматривается прежде всего за счет резкого сокращения расходов на оборону, управление, содержание убыточных предприятий, капитальных вложений; экономии государственных средств. Однако, сокращение государственных расходов может дать только кратковременный эффект. Под воздействием разнообразных причин политического, экономического и социального характера расходы государства постоянно возрастают. В связи с этим современная финансовая политика предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение постоянного роста финансовых ресурсов государства.
увеличение налогов или сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос до AD". Безусловно ясно, что эта идеализирующая реальность схема не отражает действительность. За последние 9 лет у нас непрерывно изменялись в худшую сторону все ее составляющие: цены на товары и услуги: величины совокупного предложения, т.е. ВНП и совокупного спроса. Да и величина совокупного предложения - реальный ВНП - также не зависела от совокупного спроса. Отсутствие взаимосвязи между совокупным спросом и совокупным предложением обусловлено главным образом доминированием командных принципов в управлении, которые в силу инерции невозможно в одночасье заменить на рыночные. Причем эффективность старых методов неумолимо ухудшается, а желанное свойство саморегулирования проявлять себя не торопится. Вследствие этого проводимые реформы во многом хаотичны, что является главной нашей бедой.
Сокращение государственных расходов G приведет к уменьшению величины совокупных расходов на рис. 10-5а и смещению вниз кривой /г + + X + G на рис. 10-56. В обоих случаях равновесный ВВП уменьшится в несколько раз. Вы можете это проверить: если государственные расходы снизятся с 20 млрд дол. до 10 млрд дол., то равновесный ВВП уменьшится на 40 млрд дол., то есть с 550 млрд до 510 млрд дол. Это означает, что мультипликатор равен 4.
Сокращение государственных расходов. Правительство может сократить свои расходы для замедления темпов или полной ликвидации инфляции, что изображено на рис. 12-2, где горизонтальный отрезок между AD4 и пунктирной линией указывает на сокращение государственных расходов на 5 млрд дол. Это уменьшение расходов сместит кривую совокупного спроса влево от AD4 до AD3, если процесс действия мультипликатора будет завершен. При условии, что цены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень Р}, то есть на уровень до начала инфляции. Реальный объем производства останется на уровне максимальных производственных возможностей — 515 млрд дол.
В реальной экономике цены «устойчивы» к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать их до прежнего уровня. Обычно инфляция спроса постоянно сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Следовательно, цель фискальной политики — остановить эти сдвиги, а не восстанавливать прежний, более низкий уровень цен. Тем не менее рис. 12-2 выявляет основной принцип: сокращение государственных расходов может сдержать инфляцию спроса. Сокращение государственного регулирования привело к крупным переменам в отрасли. Некоторые авиакомпании объединились, кое-кто вышел из бизнеса, но в стране появилось множество новых авиакомпаний. И хотя цены значительно снизились (принося огромную выгоду потребителям), общая прибыль существенно не упала, так как минимальные цены, установленные Управлением, были причиной неэффективности и искусственно высоких издержек. Влияние минимальных цен показано на рис. 9.11, где РО и Qo — равновесные цены и объем перевозок, Pmin — минимальная цена, установленная Управлением, а Qi — спрос при этой более высокой цене. Проблема заключалась в том, что при цене Pmin предложение авиакомпаний равнялось Q2, что намного больше, чем Qi. И хотя компании не расширяли объем перевозок до Q2, они расширили его за пределы Qi (до Q3 на рис. 9.11), надеясь продать лишнее количество билетов за счет конкурентов. В итоге показатель загрузки (средний процент заполняе-мости мест в салонах) был низким, как и прибыль. Площадь трапеции D показывает величину стоимости непроданных билетов.
Что же тогда сокращение государственного регулирования принесло потребителям и производителям? Когда в дело вошли новые авиакомпании и плата за перевозки снизилась, потребители явно выиграли. (Рост потребительского излишка показан прямоугольником А и треугольником В на рис. 9.11.) Что касается авиакомпаний, им пришлось учиться жить в более конкурентной среде (а следовательно, и более нестабильной), и ряд фирм в ней не выжили. Но в целом авиакомпании стали более эффективными по издержкам, так что излишек производителя мог даже и вырасти. Общий рост благосостояния от сокращения государственного регулирования составил положительную и весьма существенную величину.
Резкое сокращение государственного инвестирования в посткризисный период в сфере ведомственного строительства жилья привело к тому, что муниципальные власти стали привлекать средства частных инвесторов по схеме долевого участия, схема которого привлекательна для дольщиков - конечных потребителей, поскольку позволяет им получить высококачественное жилье с индивидуальной планировкой по цене жилья вторичного рынка худшего качества.
также сокращение государственного участия в уставных капиталах траховых организаций. Необходимым условием дальнейшего разутая страхования в России является укрепление системы государ-твенного надзора за страховой деятельностью и повышение его крфективности.
Основной причиной увеличения неплатежеспособных предприятий следует считать постоянное сокращение государственного участия в производстве. Такое поведение объясняется высоким и не снижающимся уровнем дефицитности государственного бюджета и, соответственно, ориентированием на использование остаточного принципа финансирования. Аналогичная картина поведения в инвестиционной сфере наблюдается и со стороны хозяйствующих субъектов, на долю которых в настоящее время приходится около 70% общего объема инвестиций. Самофинансирование предприятий в основном осуществляется за счет двух источников (в по-
Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги — это еще одна, третья, детерминанта совокупного спроса. Увеличение государственных закупок реального продукта при любом возможном уровне цен влечет за собой возрастание совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки остаются неизменными. Примером может служить решение правительства о расширении сети шоссейных дорог между штатами. И наоборот, уменьшение правительственных расходов, например сокращение государственного заказа на производство вооружений, ведет к уменьшению совокупного спроса.
Активной фискальной политике, направленной на стабилизацию экономики, может, таким образом, сопутствовать как расширение, так и сокращение государственного сектора.
Недавно были сделаны шаги в сторону создания новой системы в КНР. Правительство предложило модель, которая предполагает беспрецедентное сокращение государственного контроля. Другое существенное политическое изменение е КНР — предстоящая приватизация большинства крупных промышленных предприятий. С помощью приватизации правительство надеется увеличить фонды для новых инвести-
Сокращение государственного долге
литики государства, резкое сокращение государственного оборонного и иного заказа, финансовый кризис по-
низкий уровень инфляции, сокращение государственного долга, создание более
Селективное распределение Специальное программное Специального инструмента Специального налогового Специального образования Специального технологического Специальностям менеджмент Специально оборудованных Специально организованные Специально подготовленные Специально разработанные Семейному положению Специально созданная вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|