Состояние потребительского



Политика повышения или понижения учетных ставок, проводимая центральными эмиссионными банками стран со свободно конвертируемой валютой в целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов, состояние платежного баланса и валютные курсы.

• состояние платежного баланса;

2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. В современных условиях возросло влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, следовательно, на валютный курс.

По экономическому содержанию различаются платежный баланс на определенную дату и за определенный период. Платежный баланс на определенную дату невозможно зафиксировать в форме статистических показателей; он существует в виде меняющегося изо дня в день соотношения платежей и поступлений. Состояние платежного баланса определяет спрос и предложение национальной и иностранной валюты в данный момент, оно является одним из факторов формирования валютного курса.

Платежный баланс за определенный период (месяц, квартал, год) составляется на основе статистических показателей о совершенных за этот период внешнеэкономических сделках и позволяет анализировать изменения в международных экономических отношениях страны, масштабах и характере ее участия в мировом хозяйстве. Показатели платежного баланса за период связаны с агрегатными показателями экономического развития (валовым внутренним продуктом, национальным доходом и т.п.) и являются объектом государственного регулирования. Состояние платежного баланса за период тесно связано с состоянием национальной валюты в долговременном аспекте, степенью ее стабильности или характером изменений валютного курса.

ТНК наращивают внутрифирменный товарообмен, включаемый статистикой в общий итог мировой торговли. Это накладывает отпечаток на уровень цен, структуру МЭО, распределение выгод от участия в МРТ, способствует таможенному протекционизму. На состояние платежного баланса влияют явные и скрытые международные операции ТНК. Повысилось влияние неценовых факторов конкуренции — новизны, качества, надежности, сроков поставки продукции — на платежный баланс.

Факторы, влияющие на платежный баланс развивающихся стран. Различаются внутренние и внешние факторы, влияющие на платежный баланс. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в экономике данной страны, и дает представление об ее участии в международном разделении труда, масштабах, структуре и характере внешнеэкономических связей. С другой стороны, платежный баланс развивающихся стран испытывает сильное воздействие внешних факторов, связанных с состоянием мирового хозяйства, валютной системы, политикой развитых стран. На состояние платежного баланса влияют следующие основные факторы.

Клиринг — главный, но не единственный вид платежного соглашения. Платежные соглашения между государствами регулируют разнообразные вопросы международных расчетов, в частности порядок использования валютных поступлений, состояние платежного баланса и его отдельных статей, взаимное предоставление валют для текущих платежей, режим ограниченной конвертируемости валют и т.д.

Международные лизинговые операции влияют на состояние платежного баланса. Арендные платежи, выплачиваемые иностранным лизинговым компаниям, увеличивают внешние расходы страны, а их поступления положительно влияют на платежный баланс. Приобретение имущества после окончания лизингового соглашения равносильно импорту. В этой связи международные лизинговые операции стали объектом г эсударственного регулирования. Несмотря на содействие государства, развитие международного лизинга встречает трудности в связи с острой конкуренцией на мировом рынке, несовпадением национального законодательства, методики расчетов, налогообложения.

СДР предназначены для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов с Фондом. Страна, имея счет СДР, может приобретать в обмен на них у других стран нужную ей конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой им валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран, которые ее предоставляют. При этом Фонд учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на ее счете не возрастет до

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золото-валютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капиталов, на состояние платежного баланса.


Факторы микроокружающей среды отражают условия рыночной конъюнктуры. Они характеризуют состояние потребительского спроса, уровень развития конкуренции, сложившиеся взаимоотношения с поставщиками, подрядчиками, посредниками и общественными профессиональными объединениями. Такие факторы не только оказывают формирующее воздействие на развитие фирмы, но и подвержены обратному влиянию, которое должно быть реализовано при построении эффективной системы управления.

Причины такого явления могут быть самыми разнообразными — от сезонных колебаний спроса и предложения и изменения покупательского потенциала населения до стихийных бедствий и многого другого. Прогнозировать состояние потребительского спроса весьма затруднительно, поскольку учесть все причины его изменения практически невозможно.

Состояние потребительского рынка в регионе Покупательская способность рубля Уровень жизни населения района

но-климатические факторы (см. гл. 4); социально-демографическая, ситуация в регионе, определяющая трудоизбыточность или трудодостаточность региона, где расположено предприятие; престижность той или иной профессии или рода деятельности; социально-политическая обстановка; состояние потребительского рынка как фона формирования региональных потребностей населения в продукции, производимой предприятием; уровень жизни населения как фактор платежеспособного обеспечения этой потребности и другие факторы.

К факторам внешней среды, которые в наибольшей мере влияют на стабильность конкурентных позиций фирмы, следует отнести состояние потребительского спроса, поведение конкурентов, приоритеты государственной экономической политики по отраслям, изменения в налоговом законодательстве и банковской сфере, движение на сырьевых рынках и рынках труда, движение финансовых капиталов по отраслям народного хозяйства, изменения инвестиционного спроса и емкости свободных капиталов для инвестирования в новые технологии и воспроизводство.

1. Состояние потребительского рынка и отрасли торговли .... 373

/. Состояние потребительского рынка и отрасли торговли

Изменение предпочтений отражается на функции полезности потребителя (его карте кривых безразличия), что в свою очередь изменяет комбинации товаров (их количество), которые максими зируют совокупную полезность, а значит, и состояние потребительского равновесия также изменяется.

Практика западных стран показывает, что на микроуровне почти любое состояние потребительского спроса может быть изменено маркетинговыми действиями, включающими целенаправленные рекламные мероприятия, до такой степени, чтобы он соответствовал реальным производственным возможностям фирмы или ее сбытовой политике.

В связи с усилением конкуренции повышается маркетинговая активность предприятий, особенно тех, что ориентированы на экспорт. Широко используя возможности воздействия на потребителя, реклама в определенной степени выполняет функцию управления спросом. По мнению специалистов, состояние потребительского спроса можно изменить маркетинговыми действиями, в том числе организацией рекламных мероприятий, таким образом, чтобы он соответствовал сбытовой политике предприятия.

Большинство стран длительное время использовали классификацию показателей качества и уровня жизни населения, подготовленную экспертами ООН в 1961 г. Так, классификация Европейской экономической комиссии ООН выделяет 8 групп показателей качества жизни, ставя на 1-е место здоровье, на 2-е — потребление, на 3-е — образование. В шведской модели качества жизни, разработанной в конце 1960-х — начале 70-х гг., на 1-м месте труд и его условия, экономические и политические возможности человека; разработчики модели стремились учесть в концепции качества жизни влияние социальной политики, проводимой правительствами, на условия жизни различных слоев населения. Обе эти концепции придавали доминирующее значение количественным показателям, особенно показателям, определяющим уровень жизни. В классификации ООН, распространяемой на все страны (в т. ч. и развивающиеся), на 1-е место поставлено потребление продуктов питания, далее — состояние здоровья, уровень образования. К важнейшим показателям уровня и качества жизни, позволяющим проводить межстрановые сравнения, относятся коэффициент младенческой смертности, а также структура пищевого рациона населения. В характеристике качества жизни важное значение имеет система социальных показателей, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая охватывает 8 основных аспектов жизнедеятельности: здоровье, развитие через образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка товаров и услуг, окружающей среды, личную безопасность, со-

demand states: состояния спроса. Различные уровни потребительского интереса к приобретению продукции. В любой момент времени может отмечаться отсутствие спроса, нормальный или избыточный спрос на данную продукцию. Продавцы и производители должны знать состояние потребительского спроса, для того чтобы обеспечивать желательный уровень спроса на свою продукцию. Продавцы могут оказаться перед любым из перечисленных ниже состояний спроса. Отрицательный спрос име-


Стандартов безопасности Стандартов финансового Стандартов предприятия Станочных приспособлений Сезонность производства Становятся основными Становятся владельцами Становится актуальной Становится достаточно Становится источником Становится неотъемлемой Становится очевидной Становится определяющим вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика