Себестоимости переработки



Все разделы и показатели техпромфинплана тесно увязаны между собой и не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Различают несколько видов взаимосвязи между показателями техпромфинплана, в числе которых: 1) взаимосвязь между различными показателями внутри каждого раздела техпромфинплана (например, от уровня и роста производительности труда зависит численность работников предприятия, плановый фонд заработной платы зависит от численности рабочих и среднего уровня заработной платы); 2) зависимость между одинаковыми показателями, содержащимися в разных разделах техпромфинплана (например, фонд заработной платы, установленный в плане по труду и заработной плате, должен быть увязан с соответствующей статьей затрат в плане себестоимости перекачки (передачи) нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам); 3) взаимосвязь между различными показателями разных разделов техпромфинплана (например, показатели эффективности производства увязываются с показателями объема транспортировки и реализации нефти, нефтепродуктов и газа, повышения производительности труда, снижения себестоимости перекачки (передачи) нефтегазовой продукции по магистральным трубопроводам или уровня издержек обращения в нефтеснабсбытовых организациях и др.).

4) на основе плана транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа и плана подачи газа потребителям соответственно составляются проекты планов: по труду и социальным вопросам; себестоимости перекачки (передачи) нефти, нефтепродуктов и газа; прибыли, рентабельности; материально-технического снабжения и др.;

Снижению себестоимости перекачки нефти и нефтепродуктов способствует уменьшение численности обслуживающего персонала перекачивающих станций и линейной части трубопровода, внедрение автоматики и телемеханики на трубопроводах, совершенствование технологических процессов перекачки, в том числе последовательной перекачки по одному трубопроводу разных сортов нефти и нефтепродуктов, повышение производительности труда.

Правильное планирование и- учет издержек обращения и себестоимости перекачки (передачи) нефти, нефтепродуктов и газа — одно из условий хозяйственного расчета, который предполагает, что предприятие, организация, объединение покрывает все расходы на транспортировку и хранение нефтегазовой продукции за счет выручки от ее реализации и получает прибыль. С другой стороны последовательное осуществление принципов хозяйственного расчета, а следовательно, и режима экономии обеспечивает снижение издержек обращения и себестоимости транспортировки и хранения нефти, нефтепродуктов и газа.

Калькуляционные статьи затрат и расчетная структура себестоимости перекачки нефти и нефтепродуктов (в %) по магистральным трубопроводам разных диаметров показаны в табл. 15 [11].

За калькуляционную единицу себестоимости перекачки на нефте- и нефтепродуктопроводном транспорте обычно принимают 100 т-км транспортной работы и 1 т перекачиваемой нефти или нефтепродуктов.

Себестоимость передачи по магистральным газопроводам газа и перекачки по трубопроводам нефти и нефтепродуктов имеет некоторое различие. На газопроводном транспорте значительна доля амортизации основных фондов, что связано с протяженностью газопроводов большого диаметра. При перекачке нефти по нефтепроводу доля затрат на электроэнергию, амортизацию и текущий ремонт достигает примерно 93%, а на зарплату — 3—4%, а при перекачке нефтепродуктов по магистральному нефтепродуктопроводу — соответственно 79 и 10— 16%. Такое различие в структуре себестоимости перекачки связано с выполнением на нефтепродуктопроводах дополнительных" операций по перевалке перекачиваемых нефтепродуктов на другие виды транспорта (железнодорожный и водный) и необходимостью содержания в связи с этим большего, чем на нефтепроводах, штата обслуживающего персонала.

Снижение себестоимости работы — главное направление увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности на предприятиях и в объединениях трубопроводного транспорта. Важнейшие источники снижения себестоимости перекачки (передачи) нефти, нефтепродуктов и газа — увеличение загрузки трубопроводных магистралей, повышение производительности труда, более эффективное использование энергии, топлива, материалов, улучшение использования оборудования, сокращение затрат на обслуживание и управление газо-, нефте- и нефтепро-дуктопроводами и т. д.

При планировании себестоимости перекачки (передачи) нефти, нефтепродуктов и газа учитывают и влияние на нее факторов, не зависящих от деятельности предприятия, объединения. К числу таких объективных факторов относятся, например, природные и климатические условия, удаленность от источников энергии, изменение норм амортизационных отчислений, уровня оптовых цен на потребляемые материалы, на перевозки и услуги и др.

ориентировочной себестоимости перекачки, хранения и реализации нефти, нефтепродуктов или газа.

В статье «Внутризаводские перекачки» отражают услуги товарно-сырьевого цеха (производства). Затраты на внутризаводские перекачки (Спер) по установке определяют умножением себестоимости перекачки 1 т (р„ер) на плановое количество сырья, перерабатываемого на данной установке (О) :


В себестоимости переработки нефти стоимость сырья составляет основную часть, в связи с этим рост в балансе добываемых нефтей районов Урало-Поволжья со значительно меньшими издержками производства, чем в среднем по Союзу, в первые годы (до 1965 г.) благоприятно сказался на уровне себестоимости переработки нефти.

Вместе с тем нефти большинства месторождений Урало-Поволжья сернистые и высокосернистые, что усложняло производство нефтепродуктов и существенно увеличивало издержки производства. В связи с постоянным повышением требований к качеству вырабатываемых топлив и масел идет интенсивное развитие вторичных процессов переработки. Это ведет к усложнению технологических схем нефтеперерабатывающих заводов, вызывает необходимость дополнительных капитальных вложений и эксплуатационных затрат на переработку нефти. Поэтому идет довольно интенсивное возрастание себестоимости переработки нефти. Последнее, однако, говорит об ухудшении общих технико-экономических показателей работы нефтеперерабатывающей промышленности. Рост вторичных процессов и некоторое возрастание в связи с этим себестоимости производства топлив и масел повышенного качества в значительной мере компенсируются экономией нефтепродуктов у потребителей.

ти, дальнейшая механизация и автоматизация произвол-' ственных процессов, развертывание социалистического соревнования и распространение опыта работы бригад коммунистического труда являются неисчерпаемыми резервами снижения себестоимости переработки нефти и газа.

Одни экономисты предлагают оценивать различные сорта нефти путем сравнения полученных нефтепродуктов по оптовым ценам промышленности, другие — по среднесоюзным оптовым ц,енам предприятий (с исключением из них себестоимости переработки нефти).

Не все перечисленные выше статьи себестоимости переработки нефти имеют одинаковое значение. Одни рз' ходы непосредственно связаны с ведением технолог ского процесса, другие—с обслуживанием произв<~ управлением. В соответствии с этим все статьи мости продукции делятся на основные и ноу ходы.

В качестве критерия оптимальности поставленной задачи используется функция удельных затрат на 1 т нефти, состоящая из издержек эксплуатации (за вычетом амортизационных отчислений на реновацию) и капитальных вложений за рассматриваемый период. Для реализации на ЭВМ поставленной задачи был принят ряд упрощающих предположений относительно функционирования объекта: неограниченность пропускных способностей магистральных нефтепроводов, независимость себестоимости разведки и добычи 1 т нефти, а также ее транспортировки. Аналогичные предположения касались и себестоимости переработки нефти, с учетом которых модель приобретала форму задачи линейного программирования.

В качестве критерия оптимальности поставленной задачи использовалась функция удельных затрат на тонну нефти, включающая издержки эксплуатации (за вычетом амортизационных отчислений на реновацию) и капитальные вложения в рассматриваемом периоде. Для реализации поставленной задачи был принят ряд упрощающих условий функционирования объекта: неограниченность пропускных способностей магистральных нефтепроводов, независимость себестоимости разведки, добычи, транспортировки нефти от уровня добычи ее в районе и от объемов транспортировки. Аналогичные предположения касались и себестоимости переработки нефти. Принятые допущения позволили представить модель в виде задачи линейного программирования.

Таблица 10. Расчет себестоимости переработки продукции за три месяца

В блоке 6 предусматривается исследование структуры и технической характеристики объектов нефтебазового хозяйства района, а также проектных материалов об их развитии на перспективу. Блок 7 обеспечивает получение данных, необходимых для проведения анализа деятельности объектов нефтебазового хозяйства с целью выявления резервов улучшения его использования. Под этим подразумевается определение по каждой нефтебазе максимально возможного объема реализации и соответствующей этому объему себестоимости переработки нефтепродуктов. В этом же блоке предусматривается определение доли затрат на переработку, зависящих от объема реализации, построение моделей основных технико-экономических показателей (фондоотдачи, производительности труда, оборачиваемости резервуарного парка).

мико-статистические модели основных экономических показателей деятельности нефтебаз, выявляются резервы повышения объема реализации нефтепродуктов на действующих объектах. С учетом использования этих резервов определяются максимально возможная пропускная способность каждой нефтебазы и филиала, а также минимальная себестоимость переработки нефтепродуктов, соответствующая этой пропускной способности. Данные о максимальной пропускной способности я минимальной себестоимости переработки используются при формировании исходной информации задачи 5, цель решения которой —определение оптимальной схемы внутриуправленческих перевозок массовых светлых нефтепродуктов при наиболее эффективном использовании нефтебазо-вого хозяйства. Анализ результатов решения задачи 5 позволяет определить на ближайший плановый период не только схему перевозок нефтепродуктов от источников ресурсов, расположенных на территории района, до нефтебаз и филиалов и далее до потребителей, но и оптимальные объемы и структуру реализации нефтепродуктов по объектам нефтебазового хозяйства, зоны их снабжения и направления дальнейшего развития. Полученные данные должны 'использоваться для обоснования текущего планирования нефтеснабжения района и проведения перспективных расчетов. На основе оптимального объема структуры реализации и полученных в задаче 4 моделей можно обоснованно планировать такие показатели работы нефтебаз, как объем и структура реализации нефтепродуктов, торгово-управленческие и транспортные расходы, фондоотдача, производительность и др. Полученные оптимальные зоны снабжения предусматривается учитывать при укрупнении агрегированных потребителей, которое проводится при долгосрочном прогнозировании спроса на нефтепродукты в задаче 2. Выявленные резервы повышения объемов реализации учитываются в задаче 6 при подготовке информации об объектах нефтебазового хозяйства.

0201. Определение максимально возможной пропускной способности нефтебаз и минимальной себестоимости переработки нефтепродуктов по объектам нефтебазового хозяйства


Себестоимость израсходованных Соответственно увеличиваются Соответствия критериям Соответствия продукции Соответствия совершенных Соответствие действующему Соответствие количества Соответствие ожиданиям Соответствие продукции Соответствие требованиям Соответствовать действительности Себестоимость незавершенного Соответствовать стандартам вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика