Совместным предприятиям



В некоторой степени повторилась история с совместными предприятиями в Японии, а именно: кадроваяТЮлитиканачи-налась с тщательного отбора работников при их найме. И сразу же оказалось, что в Японии, например, и в США осуществляется он по-разному. В Японии эту работу предоставляют специалистам службы кадров, которые, как там считается, могут наиболее эффективно и профессионально оценить претендентов. В США же "свою команду" подбирает непосредственный руководитель, привнося при этом, естественно, и сугубо личные оценки, интересы. В Японии руководитель должен сработаться с любым, кого сочтут ценным специалистом, и из подобранного не им персонала сформировать жизнеспособный коллектив. Привлекать повышенными ставками западноевропейцев и американцев попросту не пришлось, поскольку японские фирмы развертывали свое производство в условиях значительной безработицы и на каждую вакансию приходили десятки заявлений о найме.

щий из управляющего службой сбыта и нескольких его помощников. По мере дальнейшего роста сбыта расширяется и экспортный отдел, в состав которого включают разнообразные маркетинговые службы, что дает возможность вести дела более агрессивно. Если фирма начинает заниматься совместными предприятиями или прямым инвестированием, одного экспортного отдела ей уже недостаточно.

3. Немедленное поступление в полное распоряжение государственных компаний АНДР и Ливии их доли — 51%—еырой нефти, добываемой совместными предприятиями, в том числе право самостоятельно выходить с этой нефтью на внешний рынок. В Ливии иностранная компания могла получать правительственную

Любая горнодобывающая компания при такой организации работ имеет право по собственной инициативе выступать в роли заказчика, конкурируя при распределении заказов на равных правах с любыми другими государственными организациями, предприятиями, арендными коллективами, совместными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, включая иностранных заказчиков.

Образуется резервный капитал акционерными обществами и совместными предприятиями в соответствии с нормативными документами. Он может создаваться по желанию любого юридического лица, если это предусмотрено его учетной политикой. Максимальный размер резервного капитала определяется учредительными документами. Предельная сумма резервного капитала не должна превышать величины, определяемой хозяйствующими субъектами в соответствующих документах; так, в акционерных обществах (включая совместные предприятия, образованные в форме акционерных обществ) эта сумма может достигать размеров, установленных уставом общества, но не менее 15% от уставного капитала, накапливаясь путем ежемесячных отчислений в размере не менее 5% от чистой прибыли.

Бесконтрольное расширение свободы международного движения капиталов также способствует уходу от налогов. Налоговый контроль чаше всего ограничивается рамками национальной территории, особенно в периоды кризисов или при смене экономического курса. Он оказывается безоружным перед транснациональными компаниями, совместными предприятиями. Это создает благоприятные условия для технического ухода от налогов.

Совсем иначе ведется учет курсовых разниц, образовавшихся при переоценке денежных статей, возникших по расчетам с иностранными дочерними и зависимыми компаниями, а также совместными предприятиями и подразделениями за рубежом. Операции, осуществляемые этими компаниями и подразделениями условно

Внешний (международный) лизинг связан с лизинговыми операциями, осуществляемыми участниками из разных стран. На современном этапе внешний финансовый лизинг используется, как правило, при совершении лизинговых операций совместными предприятиями с участием иностранного капитала.

Смешанными по капиталу называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран. Регистрация смешанной фирмы осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение ее штаб-квартиры. Смешанные фирмы - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу компании называют совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

Однако в связи с консолидированной собственностью управленческий учет осуществляется по всем компаниям, объединенным единым титулом собственности, и управленческие решения, касающиеся глобальных проблем финансово-хозяйственной деятельности, принимаются на уровне материнской компании. Трудность часто заключается в том, что стандарты учета и отчетности разрабатываются и устанавливаются на основе национального законодательства страны местонахождения дочерней компании, поэтому дочерней компании приходится вести двойной финансовый учет: один - для местных налоговых властей, другой - для отчетности перед материнской компанией. Поэтому многие фирмы перешли на ведение учета vl отчетности в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, разработанными специализированными международными организациями или международной практикой учета. Аналогичные проблемы стоят и перед совместными предприятиями, капитал которых принадлежит предпринимателям раз-

При дальнейшем обсуждении не делается различий между совместными предприятиями и заграничными филиалами, полностью принадлежащими фирме, поскольку наличие или отсутствие ограничений на трансфер технологических возможностей разработки нового продукта опре-


В 1990 г. 40 стран создали Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Помимо европейских стран его членами могут быть все члены МВФ. Цель банка — поощрение инвестиций, сотрудничество с другими кредиторами и инвесторами в предоставлении кредитов и гарантий частным и приватизируемым государственным предприятиям, вновь создаваемым и совместным предприятиям. Одним из региональных банков развития является Европейский инвестиционный банк, учрежденный в 1958 г. Он занимается долгосрочным кредитованием до 40 лет под 1—2% годовых, выдает гарантии предприятиям. Наиболее крупный проект — тоннель под Ла-Маншем.

ния достаточного капитала на приемлемых условиях ни новые, ни действующие предприятия не могут эффективно развиваться. Однако российские и международные кредитные учреждения предоставят кредиты, а партнеры по совместным предприятиям обеспечат поступление акционерного капитала только в том случае, если в основе соглашений будут лежать всесторонне проработанные и надежно подготовленные проекты.

Предложение на рынке труда характеризует численность и состав экономически активного населения, заинтересованного и нуждающегося в получении работы. Это активный спрос трудоспособного населения на рабочие места, относящийся ко всем секторам общественного производства, основанным на наемном труде: государственному, частному, кооперативному укладам хозяйства, совместным предприятиям. Предложение характеризуется количеством лиц, выходящих на рынок труда и обращающихся по вопросам найма в Фонд службы занятости или к отдельным частным работодателям.

воспроизводимых и разрабатываемых невоспроизводимых природных ресурсов, а также некоторых нематериальных активов. Они могут быть как материального (запасы природных ресурсов), так и нематериального характера (патенты, лицензии, гудвил — доброе имя фирмы и прочие нематериальные непроизведенные активы). Такие активы, в бухгалтерском учете стран Содружества часто именуемые «нематериальными активами», в статистике не получили еще достаточного отражения, поскольку данный вид активов был присущ в основном совместным предприятиям (при этрм их величина относительно невелика).

БРОКЕРИДЖ - вознаграждение, получаемое брокером. Оно может устанавливаться в виде процента от стоимости сделки (например, при продаже ценных бумаг) или определенной суммы, выплачиваемой за партию груза. БРОКЕРСКАЯ ФИРМА - имеет своей задачей оказание посреднических услуг. Покажем это на примере Б. ф. «Товары народного потребления» (ТНП), которая вошла в состав акционерного общества «Товарно-фондовая биржа «Союз», зарегистрированная в феврале 1991 г. Моссоветом. Б. ф. ТНП оказывает посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, советским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене через биржу «Союз», по прямым связям и на условии биржевых торгов, различного вида сырья, материалов и товаров производственно-технического, культурно-бытового и хозяйственного назначения, продовольствия и сельскохозяйственной продукции. В своей работе Б. ф. ТНП учитывает следующие интересы клиентов: клиента-продавца — реализация товаров по цене выше номинальной (оптовой), срок реализации; клиента-покупателя — номинальная цена товара, срок выполнения заявки; перечисление прибыли клиента в фонд развития предприятия; решение вопросов в социальной сфере; личная заинтересованность клиента или его представителей.

ций корпорация может изменить устав. В последние годы наблюдается тенденция не фиксировать это число. УСТАВНЫЙ ФОНД - сумма средств, необходимая для начала совместной деятельности учредителей предприятия. Создается за счет взносов партнеров-учредителей. В него входит стоимость основных и оборотных средств. УСТАВНЫЙ ФОНД СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - материальные и денежные средства в валютах стран — участниц СП и в валюте свободно конвертируемой. На территории России У. ф. СП образуется за счет вкладов участников. Сов. участник, как правило, вноси! в счет У. ф. СП основной объем капитальных затрат на капитальное строительство или реконструкцию СП (если это предусмотрено соглашениями между странами). Вклад иностр. участника — машины и оборудование, технология и оснастка, ноу-хау, организация и обучение сов. персонала. Взнос в У. ф. СП сов. стороны — земля (ее аренда), произв., административные, жилые, вспомогательные здания и сооружения, инфраструктура и коммуникации (электроэнергия, пром. вода, газ, теплосеть и г. д.). сырье и материалы, транспорт. Стоимосшая оценка вклада в У. ф. СП в отношении земли производится в соответствии с порядком оценки земли, природных ресурсов, зданий и сооружений, вносимых советскими участниками в счет их вкладов в уставный фонд совместного предприятия или предоставленных во временное пользование совместным предприятиям на условиях аренды.

Когда мы ознакомились с масштабом предстоящих работ по оказанию России содействия в области конверсии ее военно-промышленного комплекса, мы быстро осознали, что ни у американского, ни у российского правительства нет достаточных средств для конверсии всех оборонных предприятий России. Тогда мы применили подход, позволяющий привлечь средства предприятий частного сектора экономики США. Основные усилия были направлены на несколько проектов, которые должны были стать образцом и источником опыта для других российских оборонных предприятий и американских бизнесменов. Предоставляя "семенной капитал" совместным предприятиям, учрежденным с участием американских компаний и российских оборонных предприятий, мы смогли начать этот процесс, и сегодня он уже начинает приносить плоды.

Второй уровень трансфера: адаптация и локализация. Успех второго уровня трансфера определяется способностью приспособить продукт к местным условиям и производить его с использованием преимущественно местных комплектующих. Адаптация и локализация продукта позволяет фирме-источнику снизить себестоимость производства, а фирме-получателю приобрести новые знания, так что оба партнера оказываются в выигрыше. На этой стадии получатель должен понимать саму технологию, а не только способы ее применения. Местные инженеры, приспосабливая продукт к местным условиям или используя местные компоненты, могут видоизменить технологический процесс или продукт только при условии некоторых знаний научных и технических принципов, лежащих в основе технологии. Следовательно, второй уровень трансфера включает больший объем обучения и больший объем передаваемой действительной технологической возможности разработки, по сравнению с первым (рис. 5). По мере передачи совместным предприятиям все более совершенных технологических возможностей облегчается их снабжение продукцией местной промышленности. Так, по словам менеджера совместного предприятия фирмы Du Pont в Шанхае он смог закупить на месте более 50 % требуемого оборудования, которое было выпущено созданными здесь многочисленными совместными предприятиями.

дарственного бюджета, но и на уровне отдельных предприятий. Впоследствии эти коммерческие структуры, накопив достаточно денег на подобном перекачивании средств, пришли в нефтегазовый сектор уже в роли «институциональных» инвесторов. С тем чтобы компенсировать возникший уже в конце 90-х гг. дефицит финансовых ресурсов, нефтяным предприятиям был разрешен прямой экспорт определенного объема добытой нефти. Одновременно была разработана система мер, поощряющих создание совместных с участием иностранных партнеров предприятий для ремонта и восстановления бездействующих скважин. Таким совместным предприятиям разрешалось в течение достаточно продолжительного срока экспортировать значительные объемы добытой нефти, как предполагалось, для оплаты соответствующих услуг.

Расширение рынков сбыта, стремление к уменьшению рисков развития бизнеса, замена конкуренции на кооперацию и сотрудничество приводят к межфирменной международной интеграции, стратегическим альянсам и совместным предприятиям. При интеграции обеспечиваются: обмен технологиями и наиболее полное использование результатов НТП, более глубокая специализация и производственная кооперация, способствующие дальнейшему снижению затрат в производстве.

рентная борьба на которых настолько высока, что для совершенно новых операций на них просто нет места. По этой причине, например, были созданы многие японско-американские совместные предприятия. Войдя в такой союз, иностранный инвестор с выгодой использует управленческие способности своего местного партнера, его знания национального рынка, стандартов и правил. Кроме того, благодаря совместным предприятиям партнеры могут специализироваться в определенных технологических областях конкретного бизнес-проекта. Наконец, местная фирма извлекает пользу, приобретая ресурсы своего иностранного партнера. Например, в Венгрии отечественные компании очень выиграли в результате быстрой скупки маркетинговых ресурсов, что позволило им добиться конкурентного преимущества [20].


Стимулирования инновационной Стимулирования отечественных Стимулирования предприятия Схематическое изображение Стимулирования создаются Стимулирования увеличения Стимулирование конкуренции Стимулирование предприятий Стимулировать экономический Стимулировать увеличение Стимулирует увеличение Стимулирующего воздействия Стойкость инструмента вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика