Совокупного реального



Когда мы сводим вместе отдельные кривые спроса потребителей, чтобы получить кривую рыночного спроса на такой продукт, как продовольствие или одежда, мы имеем дело с одной отраслью промышленности. Однако такой фактор производства, как квалифицированная рабочая сила, пользуется спросом фирм во многих различных отраслях. Чтобы получить кривую совокупного рыночного спроса на труд, мы должны, следовательно, сначала определить спрос на нее в каждой отрасли, а затем почленно сложить кривые спроса отраслей. Второй этап прост. Складывая кривые спроса отраслей на труд, чтобы получить кривую рыночного спроса на труд, мы делаем то же самое, что и при сложении отдельных кривых спроса на продукт для построения кривой рыночного спроса. Поэтому сосредоточим наше внимание на более сложном первом этапе.

lp;iij'!<;.' рыночного ;:,)--дло;к!ч(;!я кредита В условиях совершенной конкуренции график рыночного предложения любого товара или услуги представляет собой простое сложение графиков предложения всех производителей этого товара или услуги, т. е. мы складываем объемы предложения производителей при каждой возможной цене, чтобы получить набор комбинаций «цена—количество товара», из которых и состоит график совокупного рыночного предложения.

Напомним, что в конкурентном банковском секторе график предельных издержек является графиком предложения кредита каждого банка. К тому же совокупность таких графиков является графиком совокупного рыночного предложения банковского кредита. В соответствии с нашими упрощениями у каждого банка один и тот же горизонтальный график предельных издержек, так что графиком предложения банковского кредита в конкурентной банковской системе является тот же самый график предельных издержек.

Рассмотрим теперь формирование рыночного спроса на факторы производства. Мы уже познакомились с процедурой построения кривой рыночного спроса для таких товаров, как продовольствие или одежда. Изучая какой-либо товарный рынок, мы имели дело с одной определенной отраслью производства. Однако любой фактор производства, например квалифицированный труд, требуется фирмам многих отраслей. Чтобы получить кривую совокупного рыночного спроса на труд, мы должны сначала определить спрос каждой отрасли на него и затем просуммировать отраслевые кривые спроса по горизонтали.

Суммирование отраслевых кривых спроса на труд в кривую совокупного рыночного спроса — последний завершающий шаг построений. Рыночный спрос на ресурс мы получаем тем же способом, что и рыночный спрос на продукцию, — горизонтальным суммированием индивидуальных линий спроса на ресурс (рис. 8.5, а, б).

Подобно функциям спроса (уравнение 9.2), функции предложения являются однородными нулевой степени. Более того, сумма расходов каждого участника обмена ограничена суммой его доходов от факторов производства и это условие справедливо для системы в целом. Стало быть, функции совокупного рыночного спроса и предложения не являются независимыми, они удовлетворяют тождеству:

Как мы уже видели, первый шаг при исследовании рынка состоит в оценке совокупного рыночного спроса.

Рыночный спрос является, скорее, не фиксированной величиной, а функцией исходных переменных. По этой причине его уместнее называть функцией рыночного спроса. Зависимость совокупного рыночного спроса от внешних условий проиллюстрирована рис. 4.4, а. По горизонтальной оси отложена величина расходов компании на маркетинг в некоторый период времени. Вертикальная ось представляет спрос, возникающий как результат маркетинговых усилий. Кривая изображает рыночный спрос в зависимости от расходов на маркетинг. Некий базовый уровень продаж (.рыночный минимум О,) может иметь место в отсутствие каких-либо расходов по стимулированию спроса. Повышение расходов на маркетинг позволяет достигать увеличения спроса сначала с большей, а затем с меньшей скоростью (т. е. отдачей на единицу вложений). Маркетинговые расходы, превышающие некоторую величину, перестают стимулировать повышение спроса, позволяя таким образом предположить наличие верхнего предела рыночного спроса, называемого потенциалом рынка (Ог).

Спрос на товар компании — часть совокупного рыночного спроса, приходящаяся на товар данной компании при различных уровнях маркетинговых расходов.

Спрос на товар компании — часть совокупного рыночного спроса, приходящаяся на товар данной компании при различных уровнях маркетинговых расходов.

та государственных расходов), приводящих к резкой загрузке мощностей, может возникнуть явление номинального роста ВНП, а не реальной его величины. Номинальный рост ВНП, предполагающий возрастание его денежной массы в ущерб конкретной товарной структуре, приведет к сдвигу кривой спроса вправо (ADi—>АОг) с одновременным повышением уровня цен (от Pi к Рг). Это типичное явление инфляции спроса, которое зависит от политики государства, не допускающей такой ситуации. Одновременно происходит смещение совокупного рыночного равновесия из более оптимальной точки Е в менее оптимальную точку Ei.


Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хозяйств, является величина его дохода. Как было отмечено выше, весь располагаемый доход домашнего хозяйства состоит из двух частей: одна направляется на потребление, другая сберегается. Значит, чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая его часть направляется на сбережение. С другой стороны, если пропорция между потребляемой и сберегаемой частями остается неизменной, то на уровень сбережений влияет величина получаемого домашним хозяйством дохода. Однако возникает вопрос: в какой пропорции увеличиваются сбережения и потребляемая часть дохода в случае его общего роста? Ответ на этот вопрос сформулирован в основном психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход» [Кейнс, с. 80]. Более низкие по сравнению с ростом совокупного дохода, темпы роста потребления определяются так называемой склонностью к потреблению. Предельная склонность к потреблению (Marginal Propensity to Consume, MPC) равна отношению прироста потребляемой части дохода (АС) к приросту всего дохода в целом (AY):

Объем ожидаемых инвестиций также может меняться вследствие колебаний уровня совокупного реального дохода (в этом случае у нас будет что-то вроде инвестиций, производных от дохода). Однако мы, как и Дж. М. Кейнс, сделаем допущение, что основными детерминантами колебаний размера инвестиций являются изменения процентных ставок или ожидаемой фирмами прибыльности. Такие изменения, в результате которых ожидаемый объем инвестиций будет меняться, как в интервале между /0 и /j (рис. 19-4 и 19-5), можно представить в виде графика, где ожидаемый объем реальных инвестиций приравнивается к уровню реального дохода. Пока изменения реального дохода

должно быть верным в состоянии равновесия. Достижение этого условия равновесия показано на рис. 19-9, полученном наложением рис. 19-7 и 19-8. График совокупных расходов (с + /) представляет все возможные комбинации реального дохода и ожидаемых расходов домашних хозяйств и фирм (рис. 19-7). Далее, прямая с углом наклона 45° (рис. 19-8) показывает все возможные комбинации уровней совокупного реального дохода, равных совокупным расходам. Следовательно, точка, в которой эти две прямые пересекаются, удовлетворяет условию равновесия: у — с + i.

Можно сделать вывод, что традиционная модель определения совокупного реального дохода предполагает, что основной функцией государства является проведение антициклической бюджетно-налоговой политики (countercyclical fiscal policy). При таком подходе государство прибегает к дефициту бюджета (или сокращает бюджетный излишек), когда автономные инвестиции или чистое автономное потребление падает ниже уровня, соответствующего полной занятости, в результате чего возникает рецессионный разрыв. Доходы государства должны превышать расходы (или бюджетный дефицит должен уменьшаться), когда автономные инвестиции или чистое автономное потребление превышает уровень полной занятости, что может привести к инфляционному разрыву. Это основная рекомендация, которую дает Дж. М. Кейнс, следуя своему теоретическому подходу.

Сначала рассмотрим точку А (рис. 24-2/4), в которой график спроса на деньги, т0(у(]), пересекает график предложения денег, являющийся вертикальной прямой MQ/ Ра. Вспомните из главы 21, что положение графика спроса на деньги зависит от спроса небанковского сектора на реальную покупательную способность, который, в свою очередь, зависит от совокупного реального дохода домашних хозяйств и фирм (который мы принимаем за константу, равную yQ) и от вкусов и пристрастий (в числе прочих факторов). Более того, ФРС может напрямую влиять на номинальную денежную массу, MO, но предложение денег изменяется с последующим изменением уровня цен, даже при отсутствии каких-либо действий со стороны ФРС. Пока предположим, что цены зафиксированы на уровне PQ.

Общие черты нашей теории могут быть сформулированы следующим образом. Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный. реальный доход. Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. Поэтому предприниматели потерпели бы убытки, если бы вся возросшая занятость была направлена на удовлетворение возросшего спроса на предметы текущего потребления. Для поддержания любого данного уровня занятости необходимы текущие инвестиции, поглощающие превышение совокупной продукции над тем, что общество желает потреблять при данном уровне занятости. Если такие инвестиции не осуществляются, выручка предпринимателей будет ниже той, которая необходима, чтобы вызвать у них стремление к достижению этого уровня занятости; Отсюда следует, что при данной величине показателя, который мы будем называть склонностью общества к потреблению, равновесный уровень занятости, т. е. тот уровень, при котором у предпринимателей в целом нет стремления ни расширять, ни сокращать занятость, будет зависеть от величины текущих инвестиций. В свою очередь величина текущих инвестиций зависит от того, что мы будем называть побуждением инвестировать, а побуждение инвестировать (мы покажем это) в свою очередь зависит от отношения между графиком предельной эффективности капитала и комплексом норм процента по займам с разными сроками погашения и разной степенью риска.

Как только полная занятость достигнута, всякая попытка еще больше увеличить инвестиции независимо от величины предельной склонности к потреблению повлечет за собой тенденции к безграничному росту цен, иначе говоря, в такой ситуации мы достигли бы состояния подлинной инфляции (61) Но вплоть до этого момента рост цен будет сочетаться с увеличением совокупного реального дохода.

Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хозяйств, является величина его дохода. Как было отмечено выше, весь располагаемый доход домашнего хозяйства состоит из; двух частей: одна направляется на потребление, другая сберегается. Значит, чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая его; часть направляется на сбережение. С другой стороны, если пропор- ция между потребляемой и сберегаемой частями остается неизмен« ной, то на уровень сбережений влияет величина получаемого домашним хозяйством дохода. Однако возникает вопрос: в какой пропорции увеличиваются сбережения и потребляемая часть дохода в случае его общего роста? Ответ на этот вопрос сформулирован в основном психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход» [Кейнс, с. 80]. Более низкие по сравнению с ростом совокупного дохода, темпы роста потребления определяются так называемой склонностью к потреблению. Предельная склонность к потреб-Я лению (Маг@ша1 РгорепзАу 1о Сопзите, МРС) равна отношениюД прироста потребляемой части дохода (ДС) к приросту всего дохода;™ в целом (АУ):

Общие черты нашей теории могут быть сформулированы следующим образом. Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный, реальный доход. Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. Поэтому предприниматели потерпели бы убытки, если бы вся возросшая занятость была направлена на удовлетворение возросшего спроса на предметы текущего потребления. Для поддержания любого данного уровня занятости необходимы текущие инвестиции, поглощающие превышение совокупной продукции над тем, что общество желает потреблять при данном уровне занятости. Если такие инвестиции не осуществляются, выручка предпринимателей будет ниже той, которая необходима,

Как только полная занятость достигнута, всякая попытка еще больше увеличить инвестиции независимо от величины предельной склонности к потреблению повлечет за собой тенденции к безграничному росту цен, иначе говоря, в такой ситуации мы достигли бы состояния подлинной инфляции (61) . Но вплоть до этого момента рост цен будет сочетаться с увеличением совокупного реального дохода. Ш

Примерами мотивов можно считать то, что Дж. Кейнс называл склонностью к потреблению и побуждением к инвестированию: "Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не,в такой же мере, в какой растет доход... при данной величине показателя, который мы будем


Стоимостью реализованных Симметричный треугольник Стоимость акционерного Стоимость аннуитета Стоимость бесплатных Стоимость ценностей Стоимость дивидендов Стоимость дополнительной Стоимость финансирования Стоимость характеризует Стоимость инвестиций Стоимость испытания Синтетический показатель вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика