Сегментной информации



Вторая цель — оказать помощь пользователям внешней финансовой отчетности в анализе деятельности диверсифицированной компании, в оценке ее прибыли и рисков. В связи с тем, что информация о деятельности отдельных сегментов бизнеса не видна из консолидированной финансовой отчетности компании, в странах с рыночной экономикой существует и успешно применяется на практике Международный стандарт финансовой отчетности № 14 «Сегментная отчетность».

Финансовая отчетность того времени оказалась малопригодной для объективной оценки эффективности диверсифицированных производств, не могла удовлетворить информационные запросы ни внешних, ни внутренних пользователей. Назрели предпосылки подготовки финансовых отчетов в отраслевом разрезе по хозяйственным сегментам бизнеса. Определение этого нового понятия дано в п. 9 Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) № 14 «Сегментная отчетность» (редакция 1997 г.): «Хозяйственный сегмент — это выделяемый компонент компании, который участвует в производстве отдельного товара или услуги или группы связанных товаров и услуг и который подвержен рискам и прибылям, отличным от рисков и прибылей других хозяйственных сегментов» [16]. При определении того, являются ли товары и услуги связанными, должны рассматриваться следующие факторы:

Вторая цель — оказать помощь пользователям внешней финансовой отчетности в анализе деятельности диверсифицированной компании, в оценке ее прибыли и рисков. В связи с тем, что информация о деятельности отдельных сегментов бизнеса не видна из консолидированной финансовой отчетности компании, в странах с рыночной экономикой существует и успешно применяется на практике Международный стандарт финансовой отчетности № 14 «Сегментная отчетность».

Финансовая отчетность того времени оказалась малопригодной для объективной оценки эффективности диверсифицированных производств, не могла удовлетворить информационные запросы ни внешних, ни внутренних пользователей. Назрели предпосылки подготовки финансовых отчетов в отраслевом разрезе по хозяйственным сегментам бизнеса. Определение этого нового понятия дано в п. 9 Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) № 14 «Сегментная отчетность» (редакция 1997 г.): «Хозяйственный сегмент — это выделяемый компонент компании, который участвует в производстве отдельного товара или услуги или группы связанных товаров и услуг и который подвержен рискам и прибылям, отличным от рисков и прибылей других хозяйственных сегментов» [16]. При определении того, являются ли товары и услуги связанными, должны рассматриваться следующие факторы:

МСФО 14 «Сегментная отчетность»

Сегментная отчетность

МСФО 14 «Сегментная отчетность»

МСФО 14 Сегментная отчетность 1997

МСФО 14 «Сегментная отчетность» 01.07.98

34 Сегментная отчетность US' 14

34 Сегментная отчетность IAS 14


Хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии с МСФО № 14 требуется представление сегментной информации, назван отчетным сегментом. Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, гак и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в финансовую отчетность, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии с МСФО № 14 требуется представление сегментной информации, назван отчетным сегментом. Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в финансовую отчетность, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

С тех пор как впервые возникла потребность в представлении сегментной отчетности, было проведено множество эмпирических исследований, посвященных возможным выгодам от представления сведений по сегментам. В одной из первых обзорных работ [68] предпринималась попытка оценить отношение лиц, пользующихся отчетностью и составляющих ее, к широкому опубликованию детализированных сведений. Исследования прогнозной способности показали, что для прогноза доходности данные в разбивке по отраслям деятельности и географическим регионам более полезны, чем консолидированные [64; 12; 100; 4]. Работы, посвященные взаимосвязи между представлением сегментной отчетности и доходностью ценных бумаг, не привели к однозначным результатам [56; 5], а изучение фондового рынка и систематических рисков показало, что раскрытие сегментной информации снижает в глазах инвесторов риски компании [30; 22].

Британские нормы носят более общий характер и отличаются большей гибкостью по сравнению с нормами США и Канады [7, с. 179]. Первой организацией, потребовавшей раскрытия международными компаниями сегментной информации, стала в 1965 г. Лондонская фондовая биржа. Что касается отечественных фирм, то разд. 17 британского Закона о компаниях 1967 г. для директоров предусматривались определенные требования по раскрытию информации о прибыльности отдельных операций диверсифицированных фирм. Позже это требование сочли неуместным.

давая дань признанию принципов ОЭСР и положений проекта Четвертой директивы ЕС, британское правительство предложило определенные руководящие правила отраслевой сегментации, территориального анализа и критерия значимости. Позже, когда была принята Четвертая директива ЕС, в Закон о компаниях 1981 г. вошли некоторые требования по раскрытию сегментной информации (включенные затем в Закон о компаниях 1985 г.).

В 1987 г. ASC опубликовал консультативный документ по раскрытию сегментной информации, за которым в ноябре 1988 г. последовал ED 45. Отклики на оба проекта были сопоставлены и приняты к рассмотрению. После длительного подготовительного периода в июне 1990г. увидел свет SSAP 25 «Представление сегментной отчетности» (Segmental Reporting). В нем были расширены требования, предъявлявшиеся законодательством и фондовой биржей. В нем также был принят 10%-ный критерий значимости (но не 75%-ный), в полном соответствии с американскими стандартами

1984 г., и ASRB 1005 (ныне AASB 1005) «Представление финансовой отчетности по сегментам» (Financial Reporting by Segments), выпущенный ASRB в 1985 г., — два одновременно действующих стандарта, регулирующих раскрытие в отчетности сегментной информации.

ментной информации. По результатам работы был опубликован исследовательский бюллетень «Раскрытие в отчетности сегментной информации» (The Reporting of Segmental Information) (R115).

Число стандартов и нормативных документов, касающихся раскрытия сегментной информации, растет как на национальном, так и на международном уровне. Это является отражением тенденций развития бизнеса, особенно распространения многонациональных корпораций. Однако представление сегментной от-

Опыт многих стран показывает, что фирмы по разным причинам неохотно идут на представление сегментной информации. Вопросы возникают по поводу логичного разбиения на сегменты, распределения общих затрат, трактовки трансфертного ценообразования и оценки активов по сегментам [53; 47]. Существуют споры относительно надежности, объективности и проверяемости конкретных финансовых сведений, раскрываемых по-сегментно, особенно если сегменты определяются случайным образом. Представляемая финансовая информация будет бессмысленной, так как на выбор сегментов могут оказывать влияние как сознательные манипуляции, так и неумышленная дискриминация [33, с.50]. Поэтому критики призывали к установлению более конкретных и эффективных критериев определения сегментов и связанных с ними зон по направлениям деятельности и географическому местоположению. В число потенциальных ограничений для раскрытия сегментной информации входят затраты на сбор, обработку и распространение сведений, а также, что важнее, вероятность причинения ущерба со стороны конкурентов [32; 87].

Отчетный сегмент — это отраслевой или географический сегмент, определенный на основе приведенных выше определений, для которого согласно МСФО 14, требуется представление сегментной информации.


Соответствие законодательству Соответствовать количеству Соответствовать определенным Соответствовать суммарному Соответствует коэффициенту Соответствует минимальному Соответствует определению Соответствует определенному Соответствует принятому Себестоимость определяется Соответствует стратегии Соответствует установленному Соответствующая процентная вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика