|
Созданием материальных
целей и ресурсов фирмы (см. рис. 8). Переходя от этапа к этапу, специалист (управляющий по маркетингу) может сравнить все выгоды, которые сулит возможность заняться определенной деятельностью, с теми усилиями, которые потребуются от фирмы, если она примет положительное решение. Простота и наглядность схемы заменяют многословные объяснения и комментарии. (Вообще одно из достоинств книги «Основы маркетинга» - обилие таких простых и наглядных схем. Элементарными графическими средствами Ф. Котлер без лишних слов разъясняет большинство новых понятий, демонстрирует взаимосвязи, иллюстрирует примеры. Наверное, и с методической точки зрения такой прием изложения учебного материала оправдан - графика не только облегчает усвоение, но и служит своеобразным конспектом для повторения. Когда знакомишься с учебником, создается впечатление, что выстроенные по порядку схемы -это достаточно подробная памятка, которую начинающий специалист может использовать в практической работе.)
ХАРИЗМА — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние — целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсознания исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, no-крайней мере, вызовет к нему уважение. Вот некоторые характеристики харизматических личностей: 1) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окру>хающих их людей. 2) внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится. 3) независимость характера В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других. 4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению. 5) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие. И 6) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией36.
Создается впечатление, будто субподрядчиков — поставщиков деталей бьют со всех сторон. Все, что они «выигрывают» от кооперации, — уменьшение числа деталей в изделии и снижение платы за каждую проданную деталь. Можно было бы предположить, что они на грани банкротства. Но в действительности речь идет о фирмах, которые процветают; их прибыль благополучно растет. А «секрет» прост: стремительно расширяется выпуск видеомагнитофонов и, следовательно, спрос на детали.
Но и это еще не все. В Великобритании низок социальный статус не только рабочих, но и предпринимателей. Создается впечатление, что здесь до сих пор господствует старая установка, будто бизнес — не более чем наживание денег, грязное занятие, недостойное джентльмена. Поэтому бизнесмены испытывают чувство неполноценности. Если бизнесмен действительно преуспевает, то оп старается как можно быстрее «умыть руки», войти в высшее общество и стать персоной, которую будут принимать и с которой будут обходиться как с джентльменом.
Со своей стороны Занадная Европа болезненно переживает отставание в электронике — ключевой сфере прогресса современной промышленности1. Создается впечатление, что жестокая безработица встряхнет, наконец, европейские страны и заставит их сконцентрировать внимание на ускоренном развитии индустриальных отраслей. Однако они плохо подготовлены к такому повороту дела; сталкиваясь со значительными трудностями в НИОКР по электропике и другим передовым технологиям, компании Западной Европы все более и более зависят от помощи Японии.
Создается впечатление, что корпорации стремятся все усиленнее финансировать НИОКР. Об этом говорит и динамика такого показателя, как удельный вес расходов на исследования и разработки в валовом объеме продаж. По имеющимся данным, в 1982 финансовом году этот показатель достигнет 2,47% —существенное повышение по сравнению с 1,96% в 1978 г. В относительном измерении (т. е. по отношению к объему продаж) ассигнования на НИОКР в Японии теперь выше, чем в США.
Приверженность японских менеджеров к малым группам некоторые иностранцы объясняют необходимостью осуществлять неослабный контроль над деятельностью работников. Однако на самом деле это не так. «Понаблюдав за сборкой автомобилей на конвейерах в США и Японии, — пишет американский социолог Э. Во-гель, — подмечаешь две совершенно разные картины. Американский сборочный цех напоминает армейский плац. На первом плане маячат фагуры мастеров, которые только и делают, что смотрят, как бы рабочие где-нибудь не схалтурили. Мастера кричат на рабочих, рабочие огрызаются. На японском предприятии все совершенно по-другому. Там и мастеров-то не видно. Рабочие заняты своим делом. Им незачем высказывать свое недовольство. Создается впечатление, что рабочие озабочены лишь тем, чтобы постоять за престиж своей компании» [156, с. 131].
Создается впечатление, что Мацусита внедрил в своей фирме специфическую философию воспитания духовных ценностей работников, которая распространилась, в сущности, на всю страну. Во многом это объясняется тем, что по содержанию философия эта глубоко национальная, и в частности тесно связана с традиционными религиозными и идеологическими системами.
Несмотря на глубокую аргументацию создается впечатление, что автор сознает неполноту своих рассуждений и с удовольствием применил бы приемы, ослабляющие влияние дисконтирования на повышение кондиций и сокращение запасов. Эмоциональная напряженность текста также свидетельствует, что полной ясности и решаюших аргументов не получено.
Создается впечатление, что при относительно неизменной величине остатков по счетам не было и никакого движения. Но это вовсе не так, поскольку равенство или небольшое отклонение в величине остатков по счетам соответственно на начало и конец отчетного периода говорит всего лишь о равенстве дебетового и кредитового оборотов. Но ведь эти обороты могут быть существенными.
ских явлений ведется с точки зрения анализа трудностей, возникающих на пути построения таких математических методов и моделей, которые могли бы использоваться в практике принятия экономических решений. Другими словами, на первый план выдвигаются вопросы содержательного характера. Сложные вопросы подобного типа остаются обычно за рамками учебных пособий — вместо них рассматриваются проблемы чисто математического плана, например проблемы поиска оптимального решения. При этом у читателя создается впечатление, что основные трудности экономико-математического моделирования лежат в вычислительной области. В действительности это, конечно, неверно, и переход от вербального описания к математическому бывает часто наиболее трудным этапом экономико-математического анализа. В нефтеперерабатывающей промышленности быстрый рост объема производства нефтепродуктов предопределил увеличение общей суммы затрат. Вместе с тем удельные затраты на 1 руб. товарной продукции непрерывно снижаются. Особенно значительное снижение наблюдается после перехода отрасли на новую систему планирования и экономического стимулирования. Вызвано это созданием материальных стимулов, изысканием и использованием внутренних резервов, широким внедрением премирования за экономию материальных затрат, за снижение себестоимости.
"Экономика не ограничивается созданием материальных ценностей, а экология не относится только к охране природы; оба понятия в равной мере касаются улучшения судьбы человека"
Поэтому оптимальное решение экологических проблем невозможно без разработки экономических путей их решения. Именно этот принцип отражен в докладе Международной комиссии по охране среды и развитию в 1987 году: «Экономика не ограничивается созданием материальных ценностей, а экология
К рабочим относятся работники предприятия, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Коэффициент числен-
Таким образом, до 1993 г. в мировой статистической практике для получения комплексной взаимосвязанной характеристики макроэкономических процессов и их результатов параллельно использовались две балансовые методологии — баланс народного хозяйства (БНХ) и система национальных счетов (СНС). И тот и другой балансовые методы взаимосвязанного изучения экономических процессов в своем развитии прошли длительный путь совершенствования и могут рассматриваться как серьезное завоевание мировой статистической науки и практики. Однако различия в теоретических основах их разработки обусловили наличие и методологических различий. Главное из них состоит в том, что марксистско-ленинская экономическая теория расширенного воспроизводства признает производительным только труд, связанный с созданием материальных благ, а труд по созданию услуг считает непроизводительным и всю сферу услуг — непроизводственной. Поэтому оценочные показатели БНХ не принимали во внимание результаты функционирования сферы услуг и в балансе народного хозяйства не отражались. Это значит, что баланс народного хозяйства обеспечивал взаимосвязанную статистическую характеристику процесса воспроизводства материальных благ, оставляя без внимания функционирование сферы услуг и его результаты.
Второе отличие заключается в том, что если труд рабочего непосредственно связан с созданием материальных ценностей, то служащие их не производят. Правда, работники умственного труда активно участвуют в организации производства и с этой точки зрения их труд является производительным, но они выполняют в этом процессе специфическую роль, которая заключается либо в создании предпосылок, условий, необходимых для выпуска продукции, либо в регулировании хода ее изготовления, либо в опосредствовании результатов производства путем создания соответствующих документов. Таким образом, работники умственного труда имеют дело не с материально-вещественными элементами производства, а с документацией, несущей определенную информацию, которую они получают, создают, перерабатывают и передают.
Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на две основные группы — рабочие и служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В свою очередь, рабочие обычно подразделяются на основных и вспомогательных.
Производственный менеджмент — одна из наиболее распространенных функциональных областей управленческой деятельности во всех сферах народного хозяйства. Эффективное функционирование любой организации, связанной с созданием материальных благ, продукции, предполагает прежде всего качественное управление основными производственными процессами, составляющее содержание производственного менеджмента. В последние годы теория и практика управления производственными процессами на российских предприятиях претерпевают очень быстрые по темпам и существенные по содержанию изменения, обусловленные объективными сдвигами в конкурентной среде организаций и развитием внутренних факторов производства — совершенствование технологии производства, информационных систем, производственного оборудования.
РАБОЧИЕ — работники предприятия, занятые непосредственно созданием материальных ценностей и работами по оказанию производственных услуг, перемещению грузов. По характеру участия в производственном процессе подразделяются на основных и вспомогательных. В связи с ростом технической оснащенности, внедрением более современных и сложных машин и оборудования относительно сокращается численность Р., занятых на основных производственных операциях, но может возрастать число Р. по обслуживанию, наладке и ремонту оборудования, т. е. вспомогательных.
К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и тд. В свою очередь рабочие обычно подразделяются на основных и вспомогательных.
В экономической науке советского периода сложились два подхода в трактовке производительного труда: ограничительный и расширительный. Ограничительный подход связывает производительный труд с созданием материальных благ. Расширительный подход считает производительным труд как в материальной, так и нематериальной сферах, если он подчинен господствующим производственным отношениям, т. е. создает прибавоч-
Стоимость списывается Стоимость строительства Стоимость транспортировки Стоимость выполняемых Стоимость варрантов Стоимость возможной Стоимость вспомогательных Стоимость уменьшается Стоимость заимствований Стоимость земельных Систематического наблюдения Стоимости аннуитета Стоимости ценностей вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|