|
Серьезный недостаток
Несмотря на то что в монархической Ливии и за рубежом различные политические силы и некоторые нефтеэкспортеры, чьи интересы затрагивал быстро растущий вывоз ливийского жидкого топлива почти на демпинговых условиях, выступали за более или менее радикальные преобразования ее нефтяного хозяйства и экономической стратегии, сырьевая политика страны не претерпела заметных изменений вплоть до сентябрьской революции 1969 г.
После сентябрьской революции 1969 г. экономическая политика Ливии, включая в качестве основного и «нефтяной» вопрос, претерпела коренные изменения, стала последовательно антимонополистической, активной, наступательной. Уже через несколько месяцев страна выдвинулась на роль лидера фронта государств— экспортеров нефти. Важную роль в этом сыграл субъективный фактор — позиция .нового ливийского руководства во главе с М. Каддафи. Но в полной мере этот фактор мог проявиться лишь при наличии благоприятных объективных условий, которые сложились в самой Ливии и вокруг нее на рубеже 60-х и 70-х годов:
Уже вскоре после сентябрьской революции 1969 г. были выработаны главные направления нефтяной политики Ливийской Арабской Республики (ЛАР), которые в основном остаются в силе до настоящего вр-емени. В общих чертах они сводятся к следующему: максимизация дохода от каждой физической единицы добываемой нефти, регулирование (на первом этапе — сокращение) производства в целях сохранения месторождений и рационального использования экспортной выручки, быстрое расширение деятельности ливийской Национальной нефтяной компании «Нэшнл Ойл К°» (НОК или иногда ЛНОК) и развитие нацибнального нефтяного сектора как в сфере «восходящих» операций — от разведки до добычи, так и «нисходящих» — транспортировки, распределения, переработки, нефте- и газохимии.
Так, в Ливии на первом плане оказалась нехватка национальных технических кадров почти во всех звеньях, но особенно специалистов высокой квалификации. Наследие монархического режима проявилось здесь и в том, что накануне сентябрьской революции 1969 г. насчитывались буквально единицы ливийцев с высшим техническим образованием. За прошедший с того времени период было многое сделано для подготовки национальных кадров нефтяников. С 1970 по 1976 г. включительно за границей прошли курс обучения и получили высокую квалификацию в данной области 1884 ливийца. Был открыт специальный факультет в • университете Триполи, технические нефтяные институты в Гайра-не, недалеко от Триполи, и в Тобруке, а также ряд центров подготовки. Общее число ливийцев, занятых в нефтяной промышленности, возросло с 5657 накануне сентябрьской революции до 8673 человек в конце 1976 г. Однако это не позволило сколько-нибудь значительно сократить численность иностранных специалистов, которая уменьшилась лишь с 3767 до 3090 человек за тот же период. Кадровая ситуация в отрасли не претерпела коренных изменений и к началу 80-х годов. При стабилизации общей занятости на среднем уровне 12 тыс. человек в 1980 г. иностранцы составляли свыше 4/5 инженерно-технического персонала и примерно половину квалифицированных рабочих-нефтяников [168, с. 72, 77—78; 195, с. 22].
Безусловно, поступления от вывоза «черного золота» обогатили страну и способствовали прогрессу в некоторых областях. Достаточно отметить, что накануне сентябрьской революции, & 1968 г., Ливия занимала первое место в Африке (без ЮАР) и второе среди развивающихся стран (после Кувейта) по размеру среднедушевого дохода. Но этот интенсивный экономический рост Ливии в 60-е годы (среднегодовое увеличение ВВП на 34,5%) (рассчитано по [349, с. 4]) целиком опирался на внешние факторы: импорт иностранного капитала, почти всех инвестиционных и основной массы потребительских товаров, а также на привлечение из-за рубежа значительной части рабочей силы, особенно квалифицированной, и кадров специалистов. Кроме того, практиковавшийся способ распределения и перераспределения нефтяной ренты, ее концентрация в руках представителей прозападного коррумпированного королевского режима резко усугубили социальные контрасты, которые, в свою очередь, генерировали напряженность внутри ливийского общества. К конкретным ее проявлениям относились рост дороговизны, скрытой и явной безработицы, разорение и обезземеливание крестьян, упадок ремесла,, жилищный кризис.
Параллельно наступлению на позиции западных нефтяных монополий, подробно рассмотренному в предыдущем разделе, революционный режим Ливии предпринял шаги для овладения другими командными высотами в экономике. Вскоре после сентябрьской революции была проведена национализация иностранных банков и страховых компаний, в результате которой государство стало их крупнейшим, а позже и единственным акционером; шаг за шагом осуществлялась «ливизация» промышленности и торговли. Основные объекты производственной инфраструктуры — автодороги, линии связи, морские порты и аэропорты, воздушный транспорт, электроэнергетика — перешли во владение или под непосредственный контроль государства. Оно же стало основным собственником земли после высылки в 1969 г. из страны 12 тыс. итальянских колонистов, экспроприации членов королевской династии, высших чиновников и крупных феодалов.
В итоге наиболее значительных и реальных успехов за первую половину 70-х годов Ливия добилась именно в развитии социальной инфраструктуры. По официальным данным, только за 1973—1975 гг. в рамках государственного и частного секторов с помощью государственных кредитов было построено 76,4 тыс. квартир. Общее число квартир, построенных с 1969 по 1975 г., составило около НО тыс. Жильем была обеспечена половина из 150 тыс. остронуждающихся семей, причем из этого числа до 70 тыс. накануне сентябрьской революции жили в бидонвилях и палатках [379, 1976, т. 92, № 2371, с. 278].
Приоритет, которым пользовались социальные мероприятия, отчетливо прослеживается также по результатам выполнения ливийских инвестиционных программ в первой половине 70-х годов, особенно трехлетнего плана социально-экономического развития. В ходе «революции цен» на жидкое топливо 1973—1974 гг. общая сумма плановых инвестиций на 1973—1975 гг. была увеличена с 1165 млн. дин. в первоначальном варианте до 2586 млн. дин. (8735 млн. долл.) в окончательном, или более чем в 2,2 раза. Фактический объем реализованных капиталовложений составил 2723,7 млн. дин., или еще на 5,3% выше суммы, которая была выделена по расширенному варианту плана. Инвестиционная активность резко повысилась как номинально, так и в реальном измерении. Если за последние четыре года пребывания у власти королевского режима (1965—1969) средний темп прироста валовых вложений в основной капитал в постоянных ценах составил 12,8%, то за соответствующий период после сентябрьской революции (1969—1973) он возрос до 17,3%, преодолев кратковременный спад в 1970 г.
Непосредственно после сентябрьской революции особое внимание со стороны ливийского руководства стало уделяться сельскому хозяйству, перед которым ставилась задача повысить обеспеченность Ливии важнейшими видами продовольствия, а также прекратить или приостановить процесс переселения крестьян в города, а в перспективе создать условия и стимулы для возвращения части мигрантов в деревню. По суммам средств, выделяемых на развитие аграрного сектора экономики, и их удельному весу в общем объеме государственных инвестиционных ассигнований Ливия занимает одно из ведущих мест среди стран — мировых экспортеров углеводородного сырья. В отличие, например, от Алжира, где на сельское хозяйство по годовым бюджетам и в качестве плановых кредитов предприятиям за период реализации второго четырехлетнего плана 1974—1977 гг. было вы: делено 10,5% средств, или вчетверо меньше, чем на промышленность, в Ливии доля аграрного сектора в тот период поддерживалась на уровне 19,5—24,8%, примерно соответствуя удельному весу промышленных ассигнований (рассчитано по [199, с. 3—15;
Вскоре после сентябрьской революции в Ливии, несмотря на порой довольно значительные отклонения, возобладала противоположная тенденция к опережающему росту внутренних инвестиций, которые уже к 1972 г. сравнялись с нереализованным остатком сбережений, а затем и превзошли его. За период выполнения трехлетнего плана развития 1973—1975 гг. среднее соотношение между капитальными расходами государства и его временно свободными валютными доходами составило 68:32 и в дальнейшем до конца десятилетия складывалось на уровне 62 : 38 (рассчитано по [94, с. 2; 96; 367, 1979, т. XXXII, № 12, с. 201; 1983, т. XXXIV, Лр° 1, с. 215]). Аналогичные тенденции прослеживаются, если сопоставить валовые -инвестиции вместе с сальдо движения материальных запасов со всем фондом внутренних сбережений, т. е. ВВП за вычетом личного и государственного непроизводственного потребления. При этом баланс ресурсов (разность между сбережениями и инвестициями) включает; среда прочих компонентов отток за рубеж не только национальных валютных накоплений, но также и дивидендов иностранных инвесторов наряду С частью заработков, переводимых занятыми в стране иностранными рабочими и служащими. Отношение валовых инвестиций к сбережениям повысилось в Ливии с 47,6% в среднем за 1966—1968 гг. до 60% к 1974 г. Разноска без указания корреспонденции счетов имеет серьезный недостаток. Она не показывает причин увеличения и уменьшения средств (в активных счетах) или их источников (в пассивных счетах). Мы не можем, например, видеть, для какой цели израсходовано (списано) с расчетного счета 18 тыс. руб. по второй операции. Следовательно, отдельный счет с записями без указания корреспондирующих счетов показывает только увеличение и уменьшение данного счета, не вскрывая причин этих изменений.
Разноска без указания корреспонденции счетов имеет серьезный недостаток. Она не показывает причин увеличения и уменьшения средств (в активных счетах) или их источников (в пассивных счетах). Мы не можем, например, видеть, для какой цели израсходовано (списано) с расчетного счета 18000руб. по второй операции. Следовательно, отдельный счет с записями без указания корреспондирующих счетов показывает только увеличение и уменьшение данного счета, не вскрывая причин этих изменений.
Таким образом, большая часть средств направлялась На строительство объектов здравоохранения и спорта (в данном случае спортивного комплекса). Примерно 15% фонда использовалось на приобретение путевок. Приведенные данные свидетельствуют о рациональном использовании средств. Вместе с тем на предприятии наблюдается невыполнение плановой сметы использования фонда. Это серьезный недостаток. Такое положение можно объяснить организационными причинами: отсутствие материалов, проектов, недостаточная мощность строительных организаций. Эти причины следует вскрыть и принять меры к их устранению.
Необходимо отметить, что данный метод имеет один серьезный недостаток: по нему можно выйти на локальный оптимум вмео-' то глобального [12]. «
В послевоенный период, когда в силу известных причин не удавалось обеспечить необходимую преемственность между пятилетними и годовыми планами, работники плановых, хозяйственных и директивных органов часто оказывались в довольно затруднительном положении. Чем ближе дело подходило к концу пятилетки, тем сложнее было принимать обоснованные решения по крупным экономическим вопросам, неизбежно возникающим в процессе развития народного хозяйства и не учтенным в пятилетнем плане. Отсутствие четкой перспективы на ближайшие годы за пределами пятилетнего плана не давало возможности всесторонне взвесить последствия и реальность намечаемых мер и приводило к тому, что многие важные хозяйственные решения не могли быть своевременно выполнены из-за ограниченных материальных и финансовых ресурсов. В связи с этим обострилась проблема непрерывности планирования, решение которой позволило бы устранить столь серьезный недостаток в практике планового руководства.
Депозитные сертификаты выпускаются только для физических лиц, а сберегательные — только для юридических. По сравнению с векселем сертификат имеет серьезный недостаток: им нельзя рассчитаться за купленный товар.
Серьезный недостаток сложившейся практики распределения материальных благ через общегосударственные фонды потребления состоял в сильном государственном патернализме, который порождал уравнительность, социальное иждивенчество и ограничивал инициативу работников. Однако благодаря общественным фондам потребления было возможно установление социальных гарантий, что сделало доступными важнейшие социальные блага: дошкольное воспитание, образование, здравоохранение, культуру, организованный отдых населения (особенно детей). Коллективные формы получения этих благ по сравнению с индивидуальными оказывались более эффективными с точки зрения использования национального дохода, когда действовал принцип экономии от масштаба.
Это весьма серьезный недостаток, делающий указанный подход выполнимым не в полной мере. Может быть, именно по этой причине он, в отличие от первого подхода, законодательно не регламентирован: его применение возможно в рамках личной инициативы субъекта учета.
Серьезный недостаток анализа финансовой отчетности на основе отчета о движении наличности заключается в том, что некоторые потоки наличности можно истолковать по-разному; важно, чтобы любые выводы были обоснованы. Как и любой другой аналитический инструмент, отчет о движении наличности не дает окончательного ответа на вопросы, связанные с предоставлением ссуды, однако он подводит к цели ближе, чем другие аналитические инструменты, рассмотренные до сих пор.
рочения их позиций на рынках. Повторялся такой серьезный недостаток функциональной структуры, как невосприимчивость текущей производственной деятельности к инновациям. Решение было найдено. В общую структуру включалось управление проектами как самостоятельный центр прибыли, получивший название проектной матричной субструктуры. Матрица состоит из двух частей: первую составляют ресурсы инновационной деятельности, включая персонал, а вторую - конкретные проекты. Персонал и другие ресурсы для выполнения конкретного проекта формируются, а по завершении проекта возвращаются в первую часть матрицы. Законченные проекты в виде новой продукции (технологии) передаются отделениям для организации производства и сбыта.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Соответствует минимальному Соответствует определению Соответствует определенному Соответствует принятому Себестоимость определяется Соответствует стратегии Соответствует установленному Соответствующая процентная Соответствующей деятельности Соответствующей информационной Соответствующей корректировкой Соответствующей организацией Соответствующей отчетности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|