Среднеотраслевой себестоимости



Производственным запасом являются все материальные ресурсы, поступившие на предприятие-потребитель с заводов-изготовителей (или баз снабжения, крупнооптовых или среднеоптовых предприятий, магазинов и т.п.) и находящиеся у него на складе (или в других местах хранения) в ожидании их (ресурсов) запуска в производство. Кроме того, к производственным запасам также относят материальные ресурсы, которые в это же время поступили на предприятие и их выгружают из транспортных средств (железнодорожных вагонов, железнодорожных цистерн, морских и речных судов и т.п.), принимают по количеству и качеству, складируют или выполняют с ними специальные подготовительные операции (например, старение, опрессовку бурильных труб, сушку пиломатериалов и т.д.) для подготовки их к запуску в производство. Таким образом, к производственному запасу относится любая марка материального ресурса, поступившая на предприятие, но еще не использованная им в процессе производства. Считается, что марка материального ресурса находится в производственном запасе до того момента, пока она сохраняет свои физические и химические свойства неизменными, т.е. до тех пор, пока, например, круглую сталь после передачи в производство не порежут на заготовки или не произведут раскройку листового материала на части и т.д.

Существующая специфика в условиях формирования производственных запасов на предприятиях с регулярной и сезонной формами снабжения находит соответствующее отражение в структуре определяемых норм. В зависимости от территориального местонахождения предприятия-потребителя, т.е. его удаленности от поставщиков — предприятий-изготовителей, баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.), особенностей транспортных маршрутов для завоза к нему материальных ресурсов (удаленность от железной дороги, наличие шоссейных дорог, связывающих его с базой снабжения и т.п.), объемов расхода потребляемых материалов могут действовать совершенно разные формы снабжения — транзитная, складская, смешанная и сезонные поставки материальных ресурсов. По каждой из этих форм снабжения на предприятиях определяют: но маркам материальных ресурсов — специфицированные нормы производственных запасов, по видам материальных ресурсов — видовые нормы производственных запасов. В случаях, если нормируемый вид материального ресурса дополнительно подразделяется на номенклатурные группы (например, прокат черных металлов — на крупносортную, мелкосортную сталь и т.д.), то дополнительно определяются нормы производственных запасов по номенклатурным группам.

компания и т.п.) будет стремиться, где это возможно, переводить поставки с транзитных форм на складские с близлежащих баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.д.). В настоящее время транзитные поставки составляют основную долю — около 60-80%. Организация преимущественно складской формы снабжения вместо транзитной потребует значительного времени и больших финансовых затрат, но позволит решить сложный комплекс вопросов на предприятии:

Ранее уже отмечалось, что в XXI в. будет осуществлен переход многих российских предприятий на логистические методы управления (снабжением, запасами, производством, сбытом и т.п.). При этом одной из важнейших задач будет постепенное изменение применяемой формы снабжения — с транзитной формы снабжения на складскую. Данная задача большинством предприятий не может быть решена одномоментно, на это потребуется много времени. Как показывает накопленный опыт, многие зарубежные фирмы на этот переход с традиционных форм снабжения и условий формирования производственных запасов затратили 10-15 лет, что было обусловлено ненадежностью поставщиков. В нашей стране необходимо в принципе изменять инфраструктуру материально-технического обеспечения — развивать систему баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.), создавать логистические центры. На это потребуется много времени и достаточно большие инвестиции. Речь идет о развитии и приближении баз снабжения к непосредственным предприятиям-потребителям, формировании на этих базах снабжения больших товарных запасов и существенном сокращении производственных запасов у предприятий-потребителей Должна быть существенно изменена сложившаяся структура совокупных запасов материальных ресурсов в народном хозяйстве. В течение продолжительного периода поставки многих марок материальных ресурсов на предприятия-потребители будут осуществляться по смешанной форме снабжения, при этом в них постепенно будет увеличиваться доля материальных ресурсов, поставляемых по складской форме снабжения, и уменьшаться доля транзитных поставок.

Опыт многих наших отечественных промышленных предприятий показывает, что, приобретая в настоящее время довольно дорогие зарубежные программные системы управления (пакеты: MRP II, R3, BAAN 41 и др.), они (предприятия) не смогли существенно изменить сложившуюся у себя ситуацию, т.е. существенно снизить суммарные издержки. Дело в том, что, покупая эти компьютерные программы, специалистам предприятий удается внедрить и обеспечить надежную работу только учетной части этих систем, а саму систему управления ресурсами на основе вышеуказанных стандартов они не могут реализовать в полном объеме. Это обусловлено тем, что в настоящее время российские предприятия, к сожалению, пока не имеют необходимого логистического окружения. В регионах, где находятся предприятия, руководство которых решило перейти на логистические методы управления, необходимо заново создать систему МТО из близко расположенных оптовых посредников (баз снабжения, крупнооптовых и среднеоптовых предприятий, логистических центров и т.п.2). Это позволит упорядочить поставки по срокам и объемам.

В настоящее время в России «... на железную дорогу приходится 84% грузооборота страны (поставки транзитом. — Авт.) ..-»1. Грузы поставляют на предприятия транзитом, причем перевозят их иногда на расстояния в 1000 км и более. Поставки осуществляются не постоянными объемами и не через одинаковые интервалы, а с большой неравномерностью по объемам и интервалам (см. табл. 1.1-1.7). Процесс снабжения совершенно не детерминирован по времени и объемам, а носит стохастический характер. Как показывает зарубежный опыт, переход российских предприятий на логистические методы управления (снабжением, транспортом, формированием запасов и т.д.), вероятно, может затянуться на много лет. И в качестве тормозящих данный переход причин можно назвать следующие: отсутствие достаточного количества в регионах баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.), особенности технологического процесса производства у изготовителей, преобладание транзитной формы снабжения и т.д.2

Для пояснения в дальнейшем будет использована следующая терминология. На любом промышленном предприятии расходуются различные марки МР (например, сталь круглая 0 200 мм, 1Х18Н9Е 0 18 мм; цемент марки 500 и т.п. ) и виды МР (например, прокат черных металлов — всего; тянутые трубы — всего и т.п.). Для обеспечения бесперебойного процесса производства на нем формировали необходимые по величине и номенклатуре производственные запасы этих МР, нужные для его производственной деятельности. Эти запасы создавали транзитными, складскими и сезонными поставками МР на предприятиях-потребителях, а расходовали в результате их отпуска со склада предприятия на производственные (эксплуатационные, ремонтные и хозяйственные) нужды. Под транзитными понимаются поставки МР, осуществляемые непосредственно с заводов-изготовителей, производимые обычно железнодорожным, морским и речным транспортом, под складскими поставками — поставки с баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.) в основном автотранспортом. Под сезонными поставки понимаются поставки МР предприятиям-потребителям, находящимся в труднодоступных регионах, в которые МР завозятся только в ограниченные периоды года — в навигацию или по зимникам.

В связи с этим в экономике СССР сложилась весьма неудачная структура совокупных запасов (она сохранилась практически и сегодня без изменений), когда производственные запасы составляли порядка 60% совокупного запаса промышленного предприятия, сбытовые — 11%. Это было связано с тем, что совершенно не развивалась складская форма снабжения и производственные запасы формировались на предприятиях транзитными поставками. В то время строили мало баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.). В результате грузы (металл, цемент, пиломатериалы, комплектующие и т.д.) завозили на предприятия не в малых количествах автотранспортом, а железнодорожными вагонами (железнодорожными платформами, полувагонами, цистернами и т.п.) и в больших объемах. В связи с малыми расходами этих МР они по нескольку месяцев пролеживали на складах в ожидании их запуска в производство.

• предприятие имеет с головным предприятием общие интересы, которые направлены на совместное развитие складской формы снабжения в регионе, — создание дополнительных крупнооптовых (среднеоптовых) предприятий и баз снабжения, и оно (предприятие-потребитель) готово вкладывать в это свои финансовые ресурсы.

Речь идет о развитии в регионе, где находится головное предприятие, складской формы снабжения и строительстве новых баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий, логистических центров и т.п.). Однако в настоящее время в строительстве баз снабжения никто не заинтересован — ни российское правительство, ни российские или иностранные инвесторы, поскольку есть более привлекательные объекты для инвестирования. Эту проблему, вероятно, придется решать головному предприятию.

Вероятно, по этому пути может пойти головное предприятие и начать совместно с другими окружающими его предприятиями развивать в своем регионе складскую форму снабжения — постепенно приступить к строительству баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.).


Себестоимость буровых работ в значительной мере зависит от природных факторов. На ее уровень влияют глубина бурения, геологические условия; район проведения работ, цель бурения. /Последнее десятилетие основной объем буровых работ переместился в районы со сложными природно-климатическим» условиями. Это обусловило значительное увеличение среднеотраслевой себестоимости бурения. Так, за последние 12 лет (1970—1981 гг.) себестоимость эксплуатационного бурения в целом по отрасли возросла на 80%, разведочного — более чем в 2 раза. Усложнение природно-географических и климатических условий бурения ведет к удорожанию подготовительных и строительно-монтажных работ, а главное — транспортных расходов: за 12 лет затраты на подготовительные работы в расчете на 1 м проходки в эксплуатационном бурении увеличены в 5,2 раза, в разведочном — почти в 2 -раза, транспортные расходы соответственно возросли в 1,9 и в 2,3 раза. Наряду с этим в некоторых районах произошло значительное увеличение глубин бурения, что также сопровождалось увеличением себестоимости.

Пусть имеются две отрасли, производящие косвенно заменяемые товары. Одна из них использует практически неограниченные ресурсы (например, морскую воду). Себестоимость продукта в этой отрасли с увеличением объема производства не увеличивается, она может даже уменьшиться (см. прямую / на рис. 1.3.1). Себестоимость продукта другой отрасли значительно увеличивается с увеличением общего объема производства (кривая 2 на том же рисунке). Там же дана кривая среднеотраслевой себестоимости, соответствующей заданному объему производства (кривая 3). Исходя из концепции цен по среднему при объеме производства дг], цена (среднеотраслевая) продукта первой отрасли окажется больше, чем второй, из чего с неизбежностью следует ошибочный вывод о предпочтительности расширения использования продукта второй отрасли и наращивании его производства. Правильный вывод будет получен, если руководствоваться ценами по худшему. Он заключается в том, что удовлетворение потребности вплоть до объема х0 следует осуществлять только за счет второй отрасли, дальнейшее увеличение объема производ-

Оценка качества нефтей по выходу нефтепродуктов в оптовых ценах промышленности обусловлена тем, что именно эта цена включает как общественные затраты, связанные с производством и реализацией нефтепродуктов, так и чистый доход общества, которые в конечном счете и определяют рентабельность отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства^' Оптовая цена промышленности строится на базе среднеотраслевой себестоимости, отражающей общественно необходимые условия воспроизводства продуктов данной отрасли производства, и с известным приближением выражает стоимость нефтепродуктов. Сопоставление стоимости продуктов, получаемых из 1 т нефти, с необходимыми для их производства и реализации индивидуальными затратами отдельных предприятий как раз и показывают эффективность добычи и переработки отдельных нефтей в зависимости от их качества.

При расчете среднеотраслевой себестоимости SCOj учитывается объем товарной продукции каждого из предприятий отрасли. Тогда

Оптовая цена предприятий формируется как сумма среднеотраслевой себестоимости продукции и прибыли. По этим ценам предприятия продают свою продукцию другим предприятиям и снабженческо-сбытовым организациям.

Одним из факторов, повлиявших на динамику среднеотраслевой себестоимости добычи нефти, являлось изменение удельных весов отдельных районов в общесоюзной добыче нефти._

Казалось бы, что при постоянных ценах на нефть обеспечение длительной нормальной рентабельности возможно только при установлении меняющейся по годам потонной ставки фиксированных (рентных) платежей в зависимости от издержек производства (обратно пропорционально их величине). По этому принципу, исходя из среднеотраслевого уровня себестоимости и рентабельности, была сделана попытка определить ставки рентных платежей по отдельным нефтедобывающим объединениям. Критериями служили соотношения себестоимости добычи нефти и газа отдельных районов к среднеотраслевой себестоимости, принятой за единицу.

Если данного вида продукция производится на двух или более предприятиях, определяется отраслевой норматив чистой продукции на базе среднеотраслевой себестоимости и среднеотраслевой заработной платы.

нее десятилетие основные буровые работы переместились в районы со сложными природно-климатическими условиями. Это обусловило значительное увеличение среднеотраслевой себестоимости бурения. Так, за последние 12 лет (1965—1977 гг.) себестоимость эксплуатационного бурения в целом по отрасли возросла на 70 %, разведочного—более чем в 2 раза. Усложнение природно-географических и климатических условий бурения ведет к удорожанию подготовительных работ, увеличению строительно-монтажных, а главное транспортных затрат: за 12 лет затраты на подготовительные работы в расчете на 1 м проходки в эксплуатационном бурении увеличены в 5,2 раза, в разведочном — почти в 2 раза, транспортные затраты соответственно возросли в 1,8 раза и в 2,3 раза. Наряду с этим в некоторых районах произошло значительное увеличение глубин бурения, что также сопровождалось увеличением себестоимости.

Следовательно, оптовые цены должны отражать не индивидуальные, а средние общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда. Это позволяет иметь лучшее экономическое положение тем предприятиям и производствам, у которых индивидуальные издержки ниже общественно необходимых. Оптовые цены формируют на основе среднеотраслевой себестоимости производства химической продукции. Дополнительные затраты, связанные с расширением и обновлением ассортимента химической продукции, повышением ее качества, возмещают путем установления повышенных цен, которые позволяют перераспределить экономию, получаемую при использовании новой химической продукции, между производителем и потребителем в обоснованной пропорции.

В отличие от промышленности, где цены в большинстве случаев определяются на базе среднеотраслевой себестоимости, рассчитанной с использованием отчетных


Стратегию конкурентов Стратегию предприятия Стратегию волатильности Стремятся обеспечить Стремятся сохранить Стремятся установить Складского помещения Стремится использовать Стремится организация Стремится уменьшить Стремление использовать Стремление сохранить Строгальные долбежные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика