|
Среднесрочном прогнозировании
Указанные различия между задачами кратко- и среднесрочного прогнозирования приводят к необходимости решать их разными методами. В первом случае это основанные на идее экспоненциального сглаживания методы, впервые предложенные Р. Брауном, а во втором - методы выравнивания и экстраполяции трендов.
В условиях перехода к стабильному развитию наиболее приемлемым считается пятилетний период среднесрочного прогнозирования. Такую периодичность составления среднесрочных прогнозов подсказывает конституционный порядок в России, а именно нормативная длительность пребывания Президента страны в своей должности.
Чтобы пользоваться стандартными ситуациями для краткосрочного или среднесрочного прогнозирования финансово-экономической устойчивости, ситуации могут быть описаны более кратко, чем это приводится в настоящем параграфе: а именно, без доказательства возможности совмещения всех взаимосвязанных показателей в данной ситуации (см. Приложение 2, часть 2).
Поэтому расчеты Э(1)(А/х) выполненные в свое время на основе целевой функции потребления по материалам бывшего СССР и России, не дали сколько-нибудь статистически надежных результатов для целей аналитического обобщения, а также кратко- и среднесрочного прогнозирования объемов потребления.
На всех этапах прогнозирования (кратко-, средне- и долгосрочного) первоначально строятся научно обоснованные прогнозы в целом по управлению в разрезе отдельных видов нефтепродуктов. Затем, на основе изучения закономерностей формирования процесса потребления, разрабатываются сбалансированные прогнозы в территориальном разрезе и в разрезе отдельных марок нефтепродуктов. На каждом этапе прогнозирования научно обоснованный прогноз строится тремя способами. Для каждого из них необходима своя информация. Помимо этого по каждому способу проводятся дублированные расчеты с использованием нескольких математических моделей. Результаты, полученные при прогнозировании всеми способами, используются для проведения процедуры верификации, которая позволяет повысить точность прогнозирования и определить различные варианты перспективной потребности в нефтепродуктах: минимальный, наиболее достоверный и максимальный. Для увязки временных горизонтов прогнозирования предусматривается использование результатов краткосрочного прогнозирования в качестве входной информации при построении среднесрочных прогнозов, а результатов среднесрочного прогнозирования — при построении долгосрочных прогнозов.
Блок 7 — переход к следующему этапу прогнозирования. Сначала переходим к среднесрочному, а затем к долгосрочному прогнозированию. Связь этапов прогнозирования осуществляется путем двойной корректировки временных рядов основных показателей, необходимых для проведения прогнозных расчетов. При этом создаются смешанные фактически-расчетные временные ряды, для построения которых используются результаты, полученные на предыдущих этапах прогнозирования. Первая корректировка предусматривает удлинение временных рядов за счет результатов краткосрочного прогнозирования, вторая — дальнейшее удлинение этих рядов за счет результатов среднесрочного прогнозирования. Для среднесрочного прогнозирования временные ряды корректируются по отдельным видам 'нефтепродуктов (автобензину и дизельному топливу). Для долгосрочного прогнозирования формируется объединенный смешанный фактически-расчетный ряд по автобензину и дизельному топливу.
Блок 8 — вычисление среднегодовых темпов прироста, обеспечиваемых предыдущим видом прогноза относительно конечного базисного уровня. При формировании рядов для среднесрочного прогнозирования определяется прирост, обеспечиваемый краткосрочным прогнозом относительно последнего уровня ретроспектив-
Блок 9 — вычисление абсолютных значений прогноза по годам периода прогнозирования, т. е. интерполяция тренда временного ряда при среднесрочном прогнозе на отрезке времени между годом, на который построен краткосрочный прогноз, и последним годом ретроспективного периода, а при долгосрочном прогнозе — по годам периода среднесрочного прогнозирования. При этом используется модуль М105 «Расчет среднегодовых темпов роста и абсолютных значений недостающих точек динамического ряда».
Блок 10 — определение темпов роста, обеспечиваемых плановыми значениями выбранных показателей по отношению к базисному году, для кратко- и среднесрочного прогнозирования.
Другая особенность долгосрочного прогнозирования потребности связана со спецификой построения экономико-математических моделей. Так как при долгосрочном прогнозировании необходимо как можно полнее учесть динамику развития исследуемого процесса, то наряду со специфической обработкой фактических временных рядов методикой предусматривается прогнозирование преобразованных временных рядов, уточненных данными среднесрочного прогнозирования.
планирования. При среднесрочном прогнозировании меняется иг инструментарий: расширяется область приложения количественных методов (прежде всего в их статистической форме), воз-.растает роль детализированных экспертных оценок, снижается значение долгосрочных факторов, не поддающихся количественным оценкам и достаточно точному качественному определению. Количественная и качественная информация системы среднесрочного прогнозирования по мере накопления образует все более широкую и надежную базу для качественных и количественных долгосрочных прогнозов потребности народного хозяйства ;в нефтепродуктах. I, либо за неделю. При среднесрочном прогнозировании данные, правило, ежегодные, а прогноз необходимо строить на 5-10 лет вперед.
Значение наиболее достоверной потребности, полученной при краткосрочном прогнозировании, является основой для построения смешанных расчетно-фактических динамических рядов показателей, используемых для проведения расчетов всеми тремя способами при среднесрочном прогнозировании. В свою очередь на основе наиболее достоверного значения среднесрочного прогноза строятся расчетно-фактические ряды для проведения долгосрочного прогнозирования. Отличительная особенность построения долгосрочного прогноза потребности — использование более укрупненных, чем на предыдущих стадиях прогнозирования, показателей. Если при кратко- и среднесрочном прогнозировании перспективная потребность определяется по каждому виду нефтепродуктов, то при долгосрочном прогнозировании потребности определяются по сумме нефтепродуктов (автобензину и дизельному топливу). Число включаемых в модель потребителей при долгосрочном прогнозировании почти в два раза меньше, чем при кратко- и среднесрочном прогнозировании.
Алгоритм решения подзадачи представлен общей блок-схемой (рис. 4), состоящей из 14 блоков. При кратко- и среднесрочном прогнозировании расчеты проводятся по каждому виду нефтепро-
Особенность проведения расчетов этим способом — использование при кратко- и среднесрочном прогнозировании плановых значений факторов, влияющих на расход горючего в наиболее тол-ливоемких отраслях. При долгосрочном прогнозировании в случае отсутствия плановых значений в расчетах предусматривается использование прогнозных значений факторов, которые могут быть получены при обработке временных рядов соответствующих показателей с использованием модуля Ml07 «Подбор тенденций и прогноз для динамических рядов по трем функциям».
Блок 5 — верификация прогноза потребности. Поскольку верификация представляет собой сложный процесс, описать его в одном блоке невозможно. Алгоритм данного процесса подробно изложен в разделе «Алгоритм решения отдельных блоков». Верификация при кратко- и среднесрочном прогнозировании проводится по каждому виду нефтепродуктов. При долгосрочном прогнозировании верифицируется суммарная потребность в автобензине и дизельном топливе.
Блок 14 — вычисление прогноза потребности в автобензине и дизельном топливе по управлению в целом в зависимости от спроса на нефтепродукты в наиболее топливоемких отраслях по периодам прогнозирования. Расчет производится на основании условного уравнения, полученного в блоке 4. При кратко- и среднесрочном прогнозировании в это уравнение подставляют значения темпов роста, обеспечиваемые плановыми значениями выбранных показателей (блок 10), при долгосрочном — значения темпов роста, полученные в результате экстраполяции в блоке 11.
При среднесрочном прогнозировании в методике предусматривается использование плановых значений-факторов, формирующих потребности в автобензине и дизельном топливе народного хозяйства, обслуживаемого территориальным управлением Главнефтеснаба РСФСР. По мере удаления от базис-кото периода увеличивается вероятность возникновения факторов, предусмотреть и учесть влияние которых не всегда возможно. Закономерности, характерные для периодов, охватываемых среднесрочным прогнозированием в отдаленной перспективе, могут существенно измениться. Для более точного учета этих изменений предлагается проведение долгосрочного прогнозирования в два этапа — на 1980 и 1990 гг.
Блоки 18—20 предусматривают выбор способов прогнозирования, которые отличаются между собой по отдельным этапам прогнозирования. Отличие заключается в том, что при среднесрочном прогнозировании по каждому отдельному нефтепродукту используются в основном модели двухступенчатого многофакторного регрессионного анализа, оде факторообразующие признаки характеризуются отраслевыми плановыми данными. На первом этапе долгосрочного прогнозирования (на 1980 г.) определяется потребность по каждому отдельному нефтепродукту, но для этого используется только информация о
планирования. При среднесрочном прогнозировании меняется иг инструментарий: расширяется область приложения количественных методов (прежде всего в их статистической форме), воз-.растает роль детализированных экспертных оценок, снижается значение долгосрочных факторов, не поддающихся количественным оценкам и достаточно точному качественному определению. Количественная и качественная информация системы среднесрочного прогнозирования по мере накопления образует все более широкую и надежную базу для качественных и количественных долгосрочных прогнозов потребности народного хозяйства ;в нефтепродуктах.
дель 24). Обработка временных рядов объемов месячной реализации должна проводиться не в абсолютных, а в индексных, значениях (модели;23, 27). Это позволяет избежать влияния общего тренда роста объема (реализации автобензина на тенденцию месячных потребностей. Балансирование прогнозируемых месячных потребностей в автобензине в целом по управлению с суммой соответствующих месячных потребностей по нефтебазам .предусматривается моделями 25, 26. Решение моделей 29—31 позволяет определить сезонную волну по каждой нефтебазе. Рассчитанная сезонная волна при среднесрочном прогнозировании 'механически распространяется на всех агрегированных потребителей, входящих в зону снабжения этой нефтебазы (модель 32). Модель 33 позволяет определить потребность агрегированных потребителей в межнавигационный и 'навигационный периоды года.
Так, для обработки «временных рядов гари среднесрочном прогнозировании можно использовать модель экспоненциального сглаживания и модель выявления среднегеометрического роста, для долгосрочного прогнозирования — модель подбора тенденций и прогноза.
Стремятся обеспечить Стремятся сохранить Стремятся установить Складского помещения Стремится использовать Стремится организация Стремится уменьшить Стремление использовать Стремление сохранить Строгальные долбежные Строительные организации Строительных конструкций Строительных монтажных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|