|
Средствами предоставленными
Нормирование представляет собой важный элемент управления оборотными средствами, поскольку оно направлено не только на создание научно обоснованных нормативов, но и на повышение эффективности производства. Размер нормируемых оборотных средств подряд-
Фондообразующая, или источниковая, функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгоднее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых ценных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы финансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кредитов и др.— как раз и оценивается в терминах финансов и в известном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.
Фондообразующая, или источниковая, функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. ис-точниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгоднее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых ценных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы финансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кредитов и др.— как раз и оценивается в терминах финансов и в известном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.
Очевидно, что статья «Краткосрочные финансовые вложения» с позиции реальной ликвидности достаточно неоднородна. Для контраста можно привести такие элементы этой статьи, как инвестиции в зависимые общества и инвестиции в ценные бумаги других коммерческих организаций. Если коммерческая организация оптимально выбирает ценные бумаги для своего инвестиционного портфеля, то рыночные акции и облигации других коммерческих организаций являются весьма ликвидным активом и могут быть квалифицированы как денежные эквиваленты. Не случайно управление такими активами в условиях рыночной экономики является составной частью системы управления денежными средствами, поскольку компании держат на счете лишь минимально необходимый запас денег, дополняя его определенным запасом ликвидных ценных бумаг, которые немедленно трансформируются в денежные средства в случае их нехватки. Безусловно, инвестиции в зависимые общества таким свойством не обладают. Поэтому, составляя уплотненный баланс-нетто, можно отнести ликвидные ценные бумаги в агрегированную статью «Денежные средства и их эквиваленты» либо показать их в составе краткосрочных финансовых вложений отдельной статьей. Обоснованное решение может быть сделано при наличии аналитической информации о составе этих активов.
Логика показателя достаточно очевидна. Дебиторская и кредиторская задолженности примерно уравновешивают друг друга, а прочие обо-ротныг средства (запасы и финансовые активы) покрываются двумя источниками — собственными и привлеченными средствами. Поскольку в этой части оборотных средств производственные запасы доминируют по удельному весу, именно с ними целесообразно сравнивать величину собственных оборотных средств. Соответствующий показатель известен в нашей стране уже в течение нескольких десятилетий и имеет, в частности, большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; в зтом случае запасы и затраты сужались до товарных запасов, рекомендуемая нижняя граница показателя, традиционно сложившаяся за эти годы, — 50%. Экономическая интерпретация этого лимита достаточно очевидна: по текущим операциям банки могут предоставлять льготное кредитование предприятиям, в которых не менее половины стоимости запасов (и вложений в незавершенное производство) покрывается собственными средствами. Такое льготное кредитование может реализовываться путем открытия специального ссудного счета, с которого оплачиваются счета чоставщиков и одновременно зачисляются поступления от продажи продукции. В том случае, когда у предприятия на спецссудном счете нет срздств, оплата счетов поставщиков все же производится, но уже за счет б;шка, который тем самым кредитует предприятие. Плата за предоставленный кредит осуществляется на льготных условиях. Подобная система, известная под названием овердрафт, широко распространена и во многи t экономически развитых странах. Безусловно, приведенный лимит является ориентиром, а его конкретная величина определяется в кредитных договорах.
обязательствам этих предприятий. Более того, последние сами отвечали по своим долгам лишь денежными средствами, поскольку основные средства были забронированы от взыскания кредиторов. Кроме того, государство-собственник в лице своих органов в любой момент могло изъять у своего предприятия часть имущества и передать его другому.
Налог на розничные продажи — типичный западный налог. В России уже предпринималась попытка ввести этот налог в начале перестройки. Однако в условиях резкого скачка цен взимание такого налога еще больше раскручивало инфляционные процессы. Взимание налога с продаж было прекращено в 1995 г. Возвращение к налогу с розничных продаж предусматривает проект Налогового кодекса. В декабре 1997 г., задолго до очередных прений по законопроекту Налогового кодекса, Государственная дума РФ направила законопроект по данному налогу в Совет Федерации на утверждение. Предусматриваются две ставки налога: 5 и 10% на продажи алкогольной продукции. Предполагается, что под действие данного налога подпадут не только розничные продажи. Цель введения налога продажи — обеспечить местные бюджеты устойчивыми финансовыми средствами, поскольку этот вид обложения рассматривается в системе местных налогов как наиболее стабильный и имеющий тенденцию к росту. Регламент и нормативное обеспечение налога с розничных продаж обеспечивают органы местного самоуправления. Платить налог будут предприниматели, реализующие населению в розничной (мелкооптовой) торговле на территории соответствующего города (района) товары, операции по реализации которых признаются объектом налогообложения в соответствии с положениями проекта Налогового кодекса. Из сферы обложения данным налогом Кодекс выводит операции по реализации хлеба, молока, детского питания, детской одежды и обуви, диабетического питания и лекарственных средств. Негативным является наличие в этом законопроекте формулировки о налоговой базе, а именно: «Налоговая база определяется по каждой операции реализации товаров как стоимость реализованного товара (с налогом на добавленную стоимость и с акцизами для подакцизных товаров) без учета налога».
обязательствам этих предприятий. Более того, последние сами отвечали по своим долгам лишь денежными средствами, поскольку основные средства были забронированы от взыскания кредиторов. Кроме того, государство-собственник в лице своих органов в любой момент могло изъять у своего предприятия часть имущества и передать его другому.
Фондообразующая, или источниковая, функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгоднее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых ценных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы финансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кредитов и др.— как раз и оценивается в терминах финансов и в известном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.
После смерти Сталина был краткий период, момент истины, когда Хрущев вскрыл некоторую часть правды о правлении Сталина, но в конце концов иерархия системы снова набрала силу и система самостоятельно восстановилась. Начался период полумрака, когда догма сохранялась административными методами, но больше не поддерживалась верой в ее действенность. Интересно, что жесткость системы усилилась. Пока у руля партии находился живой тоталитарный лидер, линия Коммунистической партии могла меняться по его прихоти. Но теперь, когда режимом управляли бюрократы, эта гибкость исчезла. Одновременно ослабел и ужас, заставлявший людей принимать коммунистическую догму, начался — сначала незаметный — процесс упадка. Экономические институты стали добиваться положения любыми средствами. Поскольку ни один из них не пользовался настоящей автономией, они были вынуждены заняться бартерным обменом с другими институтами. Постепенно сложная система заключения сделок между экономическими институтами заменила то, что, как предполагалось, было центральным планированием. В то же время развивалась Неофициальная, или теневая, экономика, которая до-
максимально эффективно распоряжаться этими средствами. Поскольку одной • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
Обоснование системы расчетов с контрагентами Любое предприятие имеет множество контрагентов, которых можно подразделить на две категории: дебиторы и кредиторы; первые временно пользуются средствами, предоставленными им предприятием, вторые, напротив, являются поставщиками ресурсов, и уже само предприятие временно пользуется чужими средствами.
Любое предприятие имеет множество контрагентов — поставщиков, покупателей, кредиторов, с которыми его связывают договорные отношения, предполагающие выполнение расчетных и кредитных операций. Всех контрагентов можно подразделить на две категории: дебиторы и кредиторы; первые временно пользуются средствами, предоставленными им предприятием, вторые, напротив, являются поставщиками ресурсов, и уже предприятие: временно пользуется чужими средствами.
Плату за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносят в данный бюджет.
Несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, служит основанием для частичного или полного отказа от всех форм государственной финансовой поддержки, в том числе предоставления отсрочек налоговых платежей. За нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, с предприятий взимают штраф в размере двойной учетной ставки Центрального банка России. Просрочка уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, влечет за собой также взимание пени в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Средства Бюджета развития на 2000 г. распределялись через специальные счета, открываемые в ЦБ РФ по представлению Правительства РФ. Плату за пользование средствами Бюджета развития, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносят в доход федерального бюджета (затем их направляют в бюджет развития). Средства из Бюджета предоставляют тем предприятиям, которые
за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе, и плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
Стремится увеличить Стремление обеспечить Строящегося предприятия Строительные контракты Скользящего планирования Строительных кооперативов Строительных площадках Строительных управлений Строительными предприятиями Строительная индустрия Строительной программы Строительного комплекса Строительного предприятия вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|