Стабильности финансовой



Введение различных ограничений, рассмотренных выше, способствовало сохранению стабильности банковской системы в последующие десятилетия. Ограждая депозитные учреждения от ожесточенной конкуренции, органы банковского надзора позволили им стать довольно прибыльными предприятиями. (Действительно, тогда получила широкое распространение поговорка, что «банковское дело — это лицензия на воровство».) Высокая прибыльность, в свою очередь, помогла гарантировать платежеспособность банков (не считая некоторое число ежегодных банкротств) и их высокую ликвидность (за исключением отдельных проблем, возникающих время от времени). Тем не менее с конца 1950-х — начала 1960-х годов уравновешенный, скучный мир консервативных банкиров стал меняться. Сначала этот процесс был малозаметным и протекал медленно, но со временем его темпы нарастали. Проблемы регулирования, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, возникли не одно десятилетие назад.

Многие наблюдатели отмечали, что в 1991 г. именно более жесткое регулирование государства для большей стабильности банковской системы привело к «сжатию кредита». «До определенной степени некоторые слишком усердные сотрудники регулирующих органов просто отбили желание у банков выдавать новые ссуды», — сказал Майкл Бос-кин (Boskin), глава Совета экономических консультантов при президенте. Другие, в особенности банкиры, указывали более конкретную причину: новые, более высокие нормативы, введенные в США и нескольких других странах в период с 1989 по 1991 г. Как утверждал вице-президент Chase Manhattan Bank. «Было бы гораздо практичнее снизить уровень капитала или отсрочить полное соответствие новым нормативам». Аналитик, работающий на Salomon Brothers, согласился с этим, сказав: «Регулирующие органы просто обязаны снизить экономические нормативы для банков».

Значения других переменных (е и с) полностью зависят от поведения банковской системы и небанковского сектора соответственно. Если банки становятся более «консервативными» (возможно, они ожидают спада в экономике), то величина е может увеличиваться, вследствие чего денежный мультипликатор будет меньше. То же самое, если небанковский сектор будет снимать больше наличных денег со счетов при потере доверия к стабильности банковской системы, и значение с станет больше. (Так, в нашем примере денежный мультипликатор равен 3,125 при с = 0,25. Если с увеличится до 0,30, тогда новое значение денежного мультипликатора будет: (1 + 0,30)/ (0,10 + 0,05 + 0,30) = (1,30)/(0,45) = 2,889, что, естественно, меньше, чем 3,125.)

Другая точка зрения, одним из автором которой является Мэри Сушка (Sushka) из университета штата Аризона, лежит между этими двумя крайностями1. К началу 1830-х годов в соответствии с этой точкой зрения у населения была уверенность в банках, возможно, потому что Второй банк способствовал стабильности банковской сферы. Эта уверенность привела к резкому сокращению использования физическими лицами и компаниями золотых и серебряных денег, и в 1830-е годы количество металлических денег в банках увеличилось. Считалось, что бумажные деньги будут служить не хуже металлических, пока банковская система стабильна.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и небанковскими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и небанковскими кредитными организациями. Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, он осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков. Для обеспечения стабильности банковской системы кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России.

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского контроля (или банковского надзора) нашла свое законодательное закрепление в законах о Центральном банке и банковской системе.

Главная цель банковского контроля — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для реализации этих задач контрольные органы наделены широкими полномочиями: запрашивают у проверяемой кредитной ор-

рост риска девальвации, снижение стабильности банковской системы.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 76. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

Осуществляя банковский надзор, Национальный банк Республики Башкортостан проводит анализ деятельности банков на основе предоставляемой ими отчетности с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.


Курс на коренное реформирование российской экономики, создание и развитие рыночных институтов, постепенное встраивание в мировую экономическую систему необходимо осуществлять и впредь. Речь идет о восстановлении экономики через взвешенную и последовательную экономическую политику. Основная сложность ныне заключается в том, что стратегические задачи повышения эффективности и ее социальной направленности приходится решать одновременно с проблемами преодоления последствий финансового кризиса (август 1998 г.) и восстановления стабильности финансовой системы России. При сохранении общего стратегического направления необходимы корректировка методов проведения экономической реформы, учет и исправление допущенных ошибок.

Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: (а) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса; (б) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; (в) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов; (г) отказ от привязки своих валют к золоту.

• данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории;

Поскольку многие американцы всегда относились к банкам с недоверием, Конгресс ввел большое число ограничений на их деятельность, которые мы обсуждали в главах 10 и 11. К тому же Конгресс установил другие гаранты стабильности финансовой системы. Возможно, наиболее важным из них является современная система федерального страхования депозитов.

эффектов важен при аргументации 6. Каким образом ФРС является гарантом необходимости центрального банка? стабильности финансовой системы?

тральный банк должен устранять неполадки, вести себя как специальная охранная система нефтяного оборудования, которая не дает последнему сломаться, и вытирать лужи с пола, чтобы неведующие о них прохожие вдруг не поскользнулись и не упали. Экономисты и политики часто называют такую функцию центрального банка гарантом стабильности финансовой системы (custodian of the financial system). Этот аргумент основывается на мысли, что плохо функционирующая финансовая система создает отрицательные внешние эффекты для каждого, включая лиц, которые мало связаны или вообще не имеют дело с банками, так как кризис финансовой системы может отразиться на всей экономике.

В роли кредитора последней инстанции и/или гаранта стабильности финансовой системы центральный банк функционирует как банк других банков, или банк банков (banker's bank). Так же как мы можем положиться на депозитное учреждение, которое дает нам ссуду при возникшей потребности (допустим, предоставляя такую возможность с помощью кредитных карточек), депозитное учреждение полагается на центральный банк. Более того, так же, как и мы думаем, что депозитное учреждение, в котором открыт наш текущий счет, зачтет чеки, так и депозитное учреждение может положиться на центральный банк, будучи уверенным в четком функционировании системы чекового клиринга. Последняя осуществит все платежи и распределит поступления между учреждениями, участвующими в клиринге.

ФРС КИК ДРДНТ СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Многие экономисты соглашаются, что функция кредитора последней инстанции ФРС достаточна для защиты финансовой системы от воздействия кризисов или других неприятное гей. С момента основания, однако, ФРС не соглашалась ограничиваться лишь этим Она также взяла на себя функцию гаранта стабильности финансовой си-

ФРС рассматривает свои функции гаранта стабильности финансовой системы и кредитора последней инстанции как первые два слоя федеральной сети безопасности финансовой системы (federal financial safety net). Эта сеть призвана обеспечивать защиту федерального правительства от обострения широко распространенных финансовых проблем и возникновения финансовых паник. С этой точки зрения осуществление функции гаранта стабильности финансовой системы позволяет ФРС принимать ежедневное участие в национальной системе платежей, а операции по чековому клирингу и оказанию услуг в системе Fedwire позволяют ей выступать в роли ее надсмотрщика, т. е. ФРС может изучать проблемы при их появлении и, по крайнем мере в принципе, отреагировать на них соответствующими корректировками. Это и есть первый слой федеральной сети безопасности финансовой системы.

4. Главной причиной исполнения центральным банком функции кредитора последней инстанции и/или гаранта стабильности финансовой системы является вероятность воздействия внешних эффектов на систему платежей. Такого рода внешние эффекты возникают, когда действия агента, вовлеченного в платежную операцию, влияют на благосостояние агента, не участвующего в этой сделке.


Строительно монтажное Строительства газопроводов Строительства магистральных Строительства мероприятия Строительства обеспечивается Слэнговое выражение Строительства подземных Строительства предприятия Строительства разработка Строительства составляет Строительства трубопровода Строительстве магистральных Строительстве трубопроводов вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика