Стабилизацию экономики



в) среднесрочные финансовые кредиты (от 2 до 5 лет) для выравнивания фундаментального неравновесия платежного баланса. Эти межгосударственные кредиты страна-член может получить лишь с разрешения Совета министров ЕС при условии проведения определенной стабилизационной программы и использования кредита частями (траншами).

регатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартизация этих мероприятий Фонда, не учитывающая национальные особенности, усиливает их слабую избирательность. Применение рекомендуемых Фондом традиционных дефляционных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынуждают развивающиеся страны жертвовать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост. В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы (Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заемщиком стабилизационной программы Фонда.

Непременным условием урегулирования долга обеих групп стран является принятие стабилизационной программы, которая обычно разрабатывается при участии МВФ. Таким образом, Парижский и Лондонский клубы реализуют техническую сторону урегулирования, а МВФ предлагает набор макроэкономических подходов для стабилизации экономики. Если МВФ не согласен с экономической политикой страны-должника, то у нее нет шансов получить одобрение кредиторов в рамках этих клубов. Программы основаны на монетаристских рецептах и включают стандартный набор: ограничение бюджетного дефицита (не более 3% ВВП); сдерживание денежной эмиссии и инфляции; приватизация; снижение протекционистских барьеров; либеральный подход к иностранным инвестициям; стимулирование развития экспорта, в том числе путем девальвации.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (1973— 1993 гг.) был создан в связи с введением Европейской валютной системы; предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам — членам ЕВС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса, ЕФВС объединил фонд краткосрочных кредитов (сроком на 3—6 месяцев с правом пролонгации), существовавший с февраля 1970 г., и фонд среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет), созданный 22 марта 1971 г. Кредиты предоставлялись при условии выполнения страной-заемщиком стабилизационной программы (по образцу МВФ). Ресурсы

СДР (1,04 млрд долл.) из 7,Ь% i одовых со сроком использования в течение пяти месяцев. Эти средства были использованы для пополнения валютных резервов и интервенций на валютном рынке. Последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства для фонда стабилизации рубля. Предоставление кредитов требует предварительного одобрения Фондом стабилизационной программы и ее реализации. Важнейшие из контролируемых МВФ параметров — бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли его стандартным требованиям. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи — несвязанные валютные средства, которые

Во-вторых, планировалось осуществление «полной стабилизационной программы» за счет резервного кредита МВФ (4,1 млрд долл.) и фонда стабилизации рубля (6 млрд), всего — 10,1 млрд долл. Обе позиции содержались и в пакете помощи 1992г., но не были реализованы. Резервный кредит частично предполагалось использовать для выкупа на вторичном рынке долговых обязательств бывшего СССР по отношению к иностранным частным коммерческим банкам. Однако поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ, то их предоставление вновь было отсрочено.

МВФ не был удовлетворен ходом выполнения Россией стабилизационной программы 1997—1998 гг. В связи с этим перевод очередных траншей стал откладываться. Недовольство Фонда в особенности вызывало состояние государственного бюджета.

ние роли рыночного механизма распределения финансовых ресурсов. На основе этой стабилизационной программы был получен первый транш кредита МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований (1,5 млрд долл.). Замораживание в конце 1993 г. второй половины этого кредита было вызвано неудовлетворенностью руководства МВФ ходом выполнения российскими властями их обещаний, а также результатами парламентских выборов в декабре 1993 г. и переменами в составе правительства.

Российская Федерация — правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

Межгосударственное регулирование платежного баланса развивающихся стран осуществляется через МВФ, который разрабатывает программы стабилизации в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартизация этих мероприятий Фонда, не учитывающая национальные особенности, усиливает их слабую избирательность. Применение рекомендуемых Фондом традиционных дефляционных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынуждают развивающиеся страны жертвовать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост. В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы (Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заемщиком стабилизационной программы Фонда.

На базе этих теорий на Западе были сформулированы два основных варианта антиинфляционной стабилизационной программы — ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью существования и смешанных программ).


Утверждение нового подхода к экономическому реформированию предполагает признание долгосрочности трансформационных процессов и ориентированность на глубину и прочность, а не скоропалительность экономических преобразований. Действительно, приватизация, формирование эффективного собственника, реструктурирование приватизированных предприятий не могут не занимать ряда лет. Отнюдь не одномоментно вызревают предпосылки макроструктурной перестройки народного хозяйства: те переносы в структуре последнего, от которых предстоит избавиться, овеществлены в громадном объеме основных фондов, накопленных в течение многих десятилетий. Немало времени требует поиск и освоение страной своей ниши в мировом рынке. Становление новых социальных групп — тоже довольно длительный процесс. Вот почему экономическому реформированию противопоказаны «кавалерийские атаки», идеология «бури и натиска». Практика свидетельствует, что они не дают реального ускорения трансформационных процессов, а наоборот, повышают вероятность срыва темпов преобразований. Навязанный под обещание уже к осени-92 обеспечить стабилизацию экономики либерально-монетаристско-привати-зационный штурм обернулся для России потерей минимум семи лет. На самом деле потери времени окажутся куда более значительными, т. к. многое надо начинать заново и другими способами.

• стабилизацию экономики;

стратегия координации политики может быть развита настолько, что сделает возможной стабилизацию экономики без использования таких негибких схем, как фиксированные обменные курсы или таргетирование мировой денежной массы. Особое внимание уделяется идее использования заданных валютных коридоров (target zones). Они представляют собой определенный диапазон, в пределах которого центральный банк допускает колебания обменного курса национальной валюты. Если обменный курс выйдет за верхнюю или нижнюю границы коридора, то для его восстановления центральный банк будет осуществлять интервенции на валютных рынках. Идея этой политики заключается в том, чтобы сохранить некоторую гибкость обменных курсов, при этом ограничив амплитуду их колебаний.

Утверждение нового подхода к экономическому реформированию предполагает признание долгосрочности трансформационных процессов и ориентированность на глубину и прочность, а не скоропалительность экономических преобразований. Действительно, приватизация, формирование эффективного собственника, реструктурирование приватизированных предприятий не могут не занимать ряда лет. Отнюдь не одномоментно вызревают предпосылки макроструктурной перестройки народного хозяйства: те переносы в структуре последнего, от которых предстоит избавиться, овеществлены в громадном объеме основных фондов, накопленных в течение многих десятилетий. Немало времени требует поиск и освоение страной своей ниши в мировом рынке. Становление новых социальных групп — тоже довольно длительный процесс. Вот почему экономическому реформированию противопоказаны «кавалерийские атаки», идеология «бури и натиска». Практика свидетельствует, что они не дают реального ускорения трансформационных процессов, а наоборот, повышают вероятность срыва темпов преобразований. Навязанный под обещание уже к осени-92 обеспечить стабилизацию экономики либерально-монетаристско-привати-зационный штурм обернулся для России потерей минимум семи лет. На самом деле потери времени окажутся куда более значительными, т. к. многое надо начинать заново и другими способами.

Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

Противодействовать этому можно было лишь расколов потенциально различные интересы разных типов экономических агентов (предприятий), и эта задача была выполнена с началом приватизации. Ей будет посвящена следующая глава, а здесь только кратко отметим, что исходно приватизация в России преследовала политические цели, поскольку была призвана решать задачи укрепления социально-политической базы курса на либерализацию и стабилизацию экономики. Поэтому, в частности, правительство Е. Гайдара сочло возможным согласиться в 1992 году на некоторое смягчение бюджетной и денежной политики, но обеспечить такой ценой начало приватизации.

Активной фискальной политике, направленной на стабилизацию экономики, может, таким образом, сопутствовать как расширение, так и сокращение государственного сектора.

лятором, обеспечивающим финансовую стабилизацию экономики, он используется

промисс между вложением средств в стабилизацию экономики и

Поэтому и фискальная политика государства, направленная на стабилизацию экономики, имеет свои особенности в условиях переходного периода. Возможности использования, например, элементов дискреционной фискальной политики (маневрирование государственным бюджетом, сознательное управление расходами и налогообложением) в целях эффективного воздействия на национальное производство, занятость и достижение экономического роста весьма ограничены. При этом трудности увеличиваются по мере возрастания бюджетного дефицита и попыток его преодоления, не провоцируя роста инфляции.

Активная работа по структурной модернизации и определение приоритетных отраслей для эффективного применения государственных мер по их развитию оказали бы значительное положительное влияние на стабилизацию экономики народного хозяйства республики.


Строительства мероприятия Строительства обеспечивается Слэнговое выражение Строительства подземных Строительства предприятия Строительства разработка Строительства составляет Строительства трубопровода Строительстве магистральных Строительстве трубопроводов Строительство долгосрочные Строительство магистральных трубопроводов Строительство подземных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика