|
Стандартизации управленческих
Большая роль в повышении качества выпускаемой продукции принадлежит стандартизации. Стандартизация — это установление норм и требовании к физическим и размерным величинам производимой продукции, полуфабрикатов, сырья и материалов. Эти нормы и требования оформляются в виде документов, называемых стандартами. Различают государственные, отраслевые и внутрипроизводственные стандарты, выполняющие функцию регулирования качества полуфабрикатов, работ п услуг. Наиболее важные государственные стандарты утверждает (лжет Министров СССР, остальные — -Госстандарт СССР Ui;i промышленную продукцию). Отраслевые стандарты утверждают министерства; внутрипроизводственные — предприятия.
Большая роль в повышении качества выпускаемой продукции принадлежит стандартизации. Стандартизация — это установление норм и требований к физическим и размерным величинам производимой продукции, полуфабрикатов, сырья и материалов. Эти нормы и требования оформляются в виде документов, называемых стандартами. Различают государственные, отраслевые и внутрипроизводственные стандарты, выполняющие функцию регулирования качества полуфабрикатов, работ и услуг. Наиболее важные государственные стандарты утверждает Совет Министров СССР, остальные —Госстандарт СССР (на промышленную продукцию). Отраслевые стандарты утверждают министерства; внутрипроизводственные — пред-приятия.
Экономический эффект является, как правило, комплексным итогом деятельности ряда организаций, при этом организации-участницы претендуют на определенную его долю и зачастую, как показывает практика, сумма эффектов отдельных организаций превышает реально полученный эффект от работ по стандартизации. Стандартизация — составная
=> Стандартизация товаров и услуг открывает широкие возможности для сокращения затрат. Не предвидите ли вы возможные проблемы в связи с продажей товаров/услуг, обусловленные программами стандартизации?
Стандартизация и унификация первичных документов имеют в нашей стране давние традиции. В начале XIX в. правительство Александра I издало альбом первичных товарных, кассовых и банковских документов, обязательных на всей территории Российской империи, но это не привело к практическому их применению. В условиях плановой экономики попытки стандартизации документов имели успех только применительно к кассовым и банковским документам.
Экономический эффект является, как правило, комплексным итогом деятельности ряда организаций, при этом организации-участницы претендуют на определенную его долю и зачастую, как показывает практика, сумма эффектов отдельных организаций превышает реально полученный эффект от работ по стандартизации. Стандартизация — составная
Стандартизация и унификация первичных документов имеют в нашей стране давние традиции. В начале XIX в. правительство Александра I издало альбом первичных товарных, кассовых и банковских документов, обязательных на всей территории Российской империи, но это не привело к практическому их применению. В условиях плановой экономики попытки стандартизации документов имели успех только применительно к кассовым и банковским документам.
Вопросы качества продукции неразрывно связаны с техническим уровнем и состоянием работ по стандартизации. Стандартизация в нашей стране стала частью общегосударственной технической политики, имеющей своей целью дальнейшее развитие экономики и повышение благосостояния советского народа.
Стандартизация создает преемственность конструкций. Она позволяет ограничить многообразие параметров и типов машин, благодаря чему увеличивается серийность производства и удешевляется производство каждой машины. Организация массового и, крупносерийного производства вообще не осуществима без стандартизации. Стандартизация является необходимой предпосылкой для специализации заводов, повышения степени механизации и автоматизации производства, внедрения поточно-массовых методов. Не менее значительны преимущества, которые благодаря: стандартизации получают потребители машин в нашей стране: упрощение ухода за однообразными машинами в эксплуатации, сокращение парка запасных частей и возможность свободного маневрирования наличными машинами внутри каждого отдельного-предприятия. Стандартизация машин способствует также удешевлению ремонта в процессе их эксплуатации.
Стандартизации часто противятся, поскольку она ограничивает свободу; считается, что стандартизация ведет к появлению субоптимальных проектов. Такие проекты часто проваливаются, поскольку проблемы с обновлением списков допущенных к хранению в запасе деталей и узлов были, есть и будут. И все же самое серьезное препятствие представляет собой технологическое устаревание. Так в одной компании, производящей электромеханические кассовые аппараты, жесткая политика стандартизации привела к невозможности ответить потребностям рынка, когда появились электронные кассы, ив итоге компания обанкротилась.
Шаблоны приводят к унификации, а затем и к стандартизации. Стандартизация не сковывает руководителя, существуют большие возможности изменения таких стандартов, их отмены и введения новых. Существование стандартов имеет смысл при наличии форм отчетности о реальной подконтрольной деятельности и технологии проверки выполнения стандартов (аудите).
Стандартизация представляет собой высшую форму унификации. Международная организация по стандартизации (ИСО) приняла следующее определение стандартизации.« Стандартизация — это процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии, с соблюдением функциональных условий и требований безопасности». Стандарты устанавливают обязательные для выполнения нормы, образцы, типы решений и распространяются не только на конструкцию продукта, но на все другие факторы производства. • математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях. Примерами могут служить регрессионные модели зависимости численности ИТР и служащих от производственно-технологических характеристик организации; зависимости показателей специализации, централизации, стандартизации управленческих работ от типа организационных задач и других характеристик и т. п.
- математико-статистические модели зависимости между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, работающих в аналогичных условиях. Например, регрессивные модели зависимости численности ИТР и служащих от производственно-технологических характеристик организации; зависимости показателей специализации, стандартизации управленческих работ от типа организационных задач и других характеристик.
Формальная структура — это отношения между организационными ресурсами, как они определены управляющей системой. Она представлена прежде всего схемой организации. Формальная организация — это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемых уровней производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность. Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации управленческих функций в организации. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие управленческий процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше стандартизация, тем меньше новшеств каждый участник должен вносить в конечный результат труда. Стандартизация не только способствует альтернативному поведению участников, но даже устраняет для них всякую необходимость рассматривать какие-либо альтернативы (рис. 6.13). Степень формализации одной организации отличается от другой.
Выявление общего в документах и придание им единого решения упрощает ручные методы работы с ними, делает работу более производительной, снижает затраты и время на обучение управленческих кадров. Еще важнее выработать л соблюдать общие требования к управленческим документам в условиях создания и внедрения автоматизированных систем управления (АСУ), повышение эффективности которых предусмотрено решениями XXV съезда КПСС. В условиях АСУ резко возрастает эффект унификации и стандартизации всех управленческих документов. С 1966 г. в нашей стране широко развернулась работа по стандартизации управленческих документов с учетом требований организационной и вычислительной техники. Методическое руководство этими работами и выполнение важнейших из них было поручено Всесоюзному научно-исследовательскому институту стандартизации (ВНИИС). В результате было разработано рациональное построение документов на основе графических моделей. Разработанные принципы и методы унификации и стандартизации проверены на практике при унификации и стан^а^тиза^ии нескольких систем док*7ментаттии. Они отражены в нормативно-технических, научных, методических и информационных материалах институтов Госстандарта СССР и его институтов (с 1975 г. головным по стандартизации документов был назначен Всесоюзный научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ), а также Московского государственного историко-архивного института (МГШШ).
В Отчетном докладе XXV съезду партии Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал: «Практическое внедрение новых научных идей — это сегодня не менее важная задача, чем их разработка» '. Это в полной мере относится к унификации и стандартизации управленческих документов, встречающих специфические трудности на пути внедрения. Данная работа призвана содействовать преодолению этих трудностей, в ней, во-первых, показываются методы унификации и стандартизации управленческих документов, их эффективность, во-вторых, рекомендуются способы внедрения этих документов в практику. Содержание книги, ее теоретические выводы и рекомендации являются результатом обобщения значительного материала и уже в настоящее время могут быть широко использованы на практике.
Предлагаемая читателям монография посвящена актуальному вопросу — комплексной унификации и стандартизации управленческих документов, материал книги изложен в форме, доступной для самого широкого круга читателей.
Учитывая изложенное, представляется обоснованным постоянное развитие работ по унификации управленческих документов. В плане развития народного хозяйства СССР на последующие годы предусматривается совершенствование и внедрение унифицированных управленческих систем документации, используемых в АСУ. Говоря о работах по стандартизации управленческих документов в СССР, следует отметить, что они ведутся на высоком уровне. Этому способствует планомерное ведение нашего хозяйства, обязательность стандартизации и большое внимание партии и правительства к проведению этой работы.
организационно-распорядительные документы содержат в подавляющем своем большинстве тексты, а их значительно сложнее формализовать, чем цифровой материал. На разнообразии документов сказывается и то, что их составляют совершенно разные специалисты, и лишь канцелярские работники, как правило, относительно невысокой квалификации занимаются некоторым контролем ее оформления. Есть ряд причин, вызывающих неоправданное разнообразие и излишнее распространение этих документов. Чтобы исключить это разнообразие и уменьшить связанные с ним потери труда и времени, начали унифицировать и стандартизировать, в первую очередь, организационно-распорядительные документы. За 60 лет Советской власти в нашей стране накоплен богатый опыт унификации и стандартизации управленческих документов. Мы рассмотрим особенности лишь одного из двух хорошо известных стандартов, имеющих прямое отношение к основным положениям настоящей работы.
Теперь о целесообразных пределах унификации и стандартизации управленческих документов.
Эффективность унификации и стандартизации управленческих документов проявляется в следующих основных направлениях:
При унификации и стандартизации управленческих документов требуются относительно небольшие капитальные вложения, предназначенные для разработки типовых и трафаретных текстов, внедрения унифицированных и стандартных документов, приобретения средств организационной и вычислительной техники, оборудования, изготавливающего бланки, создания дополнительных запасов бланков.
Строительством скважинам Строительство комплекса Строительство осуществляется Строительство производственных Строительство реконструкцию Строительство установки Структуры экономики Саморегулируемая организация Структуры долгосрочных Структуры государственного Структуры источников Следовательно информация Структуры национального вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|