Стандартов финансового



Понятие и причины разработки международных стандартов финансовой отчетности. Перечень действующих международных стандартов. Структура международных стандартов. Основные принципы международных стандартов. Международные стандарты, определяющие учетную политику. Международные стандарты по материальным ценностям и нематериальным активам. Международные стандарты отражающие движение денежных потоков. Международные стандарты по регулированию учета инвестиций. Международные стандарты по налогам, ценным бумагам и финансовым показателям.

Очень серьезно встает вопрос о внедрении в организациях международных стандартов финансовой отчетности, системы управленческого учета. Исторически сложилось, что ныне существующая в нашей стране система бухгалтерского учета похожа на немецкую и французскую. Как известно, нет международных стандартов

Данному критерию международных стандартов финансовой отчетности соответствуют нормы гражданского права Российской Федерации, отражающие особенности финансовой аренды (лизинга).

Таким образом, объект лизинга необходимо учитывать на балансе арендатора, что позволит отражать действительную величину амортизируемого имущества лизингополучателя и верно определять эффективность его использования, а также адаптировать данные бухгалтерского учета предприятий Российской Федерации и Республики Беларусь к нормам международных стандартов финансовой отчетности.

В числе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, аналогичный стандарт существует. Это МСФО № 14 «Сегментарная отчетность», которым определяется порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. По существу — это «прародитель» ПБУ 12/2000, и цель принятия нового российского стандарта становится яснее, если известна история возникновения МСФО № 14. Хотя первая редакция стандарта была принята в 1983 г., необходимость его появления возникла намного раньше, в конце 50-х годов, связанных с бурным развитием западных компаний. Можно выделить два основных направления этого развития.

Место бухгалтерской отчетности в информационной системе. Общая характеристика информационной базы системы управления предприятием была приведена в п. 13.2. Особая значимость бухгалтерской отчетности состоит в том, что это единственный информационный источник, который, во-первых, хорошо структурирован, во-вторых, по сути унифицирован (с расширением значимости международных стандартов финансовой отчетности можно даже говорить

Документы второго уровня, хотя и являются рекомендательными, но, по существу, задают методологию учета и составления отчетности. Сюда входят Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Типовой план счетов. На начало 2001 г. было введено в действие четырнадцать ПБУ. Идея регулирования бухгалтерского учета с помощью ПБУ находится в контексте общемировых тенденций по гармонизации бухгалтерского учета, а сами ПБУ разрабатываются с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

В 90-х годах двадцатого столетия Россия избрала путь к построению принципиально новых для страны экономических отношений. Возникла настоятельная потребность в демократизации основ общественного развития и в интеграции с международной системой хозяйствования, что должно сопровождаться принятием правил международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), реализующей на практике важнейшего их требования — соблюдения прозрачности бухгалтерской информации о состоянии активов, капитала, обязательств, о доходах и расходах, движении денежных потоков и т.п. В связи с этим особая роль принадлежит экономическому анализу в раскрытии существенных свойств транспорентности финансовой отчетности.

Следует сказать, что при разработке ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 российские разработчики в основном исходили из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), хотя в МСФО № 18 «Выручка» детально раскрывается понятие «доходы», а по «расходам» совсем отсутствует специальный стандарт. Все это, конечно, сказалось на качественном уровне содер-

В международной практике анализа денежных потоков организаций, в основе которой лежит соблюдение требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в частности МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств», принято выделять денежные потоки по трем видам деятельности: текущей (производственно-коммерческой), инвестиционной и финансовой.

Впервые отчет о движении денежных средств был введен в состав бухгалтерского отчета за 1996 г. В настоящее время формат этого отчета в целом отвечает как требованиям Международны»' стандартов финансовой отчетности (МСФО), так и принципами GAAP. Так, «Отчет о движении денежных средств», составленный в соответствии с требованиями GAAP, содержит данные о движении денежной наличности (касса и остатки средств в банке) по трем разделам: основная деятельность, инвестиции, финансовые аспекты. Данные отчетного периода включают остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие средств — по видам деятельности с выделением конкретных направлений: поступления от покупателей, инвесторов, от продажи ценных бумаг, имущества, по дивидендам, выбытие денежных средств на покупку то-


Этой же ориентации придерживался Совет по разработке стандартов финансового учета (FASB), выказывая мнение о способности информации приводить к различным вариантам принятия решения. Отмечалось, что сложности, связанные с такой многовариантностью, преодолимы с «помощью прогнозирования результатов прошлых, настоящих и будущих событий, а также с помощью подтверждения или корректировки прежних ожиданий». Эти две роли информации

дится к тому, что «государство без нужды не должно вмешиваться в бизнес», влияние государственных органов на систему бухгалтерского учета проявляется не столь явно, как во многих других странах; в частности, Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), являющаяся правительственной организацией и обеспечивающая мониторинг деятельности корпораций, котирующих ценные бумаги на фондовых биржах, лишь отчасти осуществляет регулирование их финансовой отчетности и общих принципов аудита. Более того, регулятивы основных разработчиков подобных документов — Американского института сертифицированных бухгалтеров1 (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и Совета по разработке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) — признаются SEC и в известной степени служат в качестве основы при подготовке собственных регулятивов.

Так, в США порядок составления отчетности полностью определяется национальными учетными стандартами, известными как американский ГААП. Этим термином обозначены общепризнанные принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP), разрабатываемые неправительственными организациями и имеющими поэтому рекомендательный характер. В США влияние государственных органов на систему бухгалтерского учета проявляется не столь явно, как во многих других странах; в частности, Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), являющаяся правительственной организацией и обеспечивающая мониторинг деятельности корпораций, котирующих ценные бумага на фондовых биржах, лишь отчасти осуществляет регулирование их финансовой отчетности и общих принципов аудита. Более того, регулятивы основных разработчиков подобных документов — Американского института присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, A 1C PA) и Совета по разработке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) — признаются SEC и в известной степени служат в качестве основы при подготовке собственных регулятивов.

Совет по разработке стандартов финансового учета

Как уже отмечалось, после упразднения АРВ в 1973 году была создана новая структура, занимающаяся разработкой стандартов финансового учета, основную роль в которой играет FASB. В состав этой структуры входят три организации:

Комитет по стандартам финансового учета (FASB) — основная действующая организация структуры. В его состав входят семь членов, работающих в Комитете на постоянной основе, высокооплачиваемых и избираемых на пятилетний срок. FASB является независимой профессиональной* организацией (независимой как от государственных органов власти, так и от других организаций, например от AICPA; кроме того, члены FASB не имеют права работать в каких-либо других организациях или фирмах). Главная задача FASB — разработка стандартов финансового учета, составляющих основу системы GAAP. FASB ведет также различные исследовательские программы с целью оказания поддержки процессу разработки стандартов.

по 1985 гг. Они представляют собой концептуальные основы, являющиеся базой для собственно стандартов финансового учета и отчетности, или, другими словами, принципы, лежащие в основе финансового учета. Положение № 1 Цели финансовой отчетности

Начало процесса разработки стандартов финансового учета относится к 1970 году, когда Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountants in England and Wales — ICAEW) образовал специальный комитет — Управляющий комитет по учетным стандартам (Accounting Standards Steering Committee — ASSC), основной задачей которого являлась разработка стандартов финансовой отчетности. В дальнейшем к вышеназванному Институту присоединились другие ведущие профессиональные бухгалтерские организации: Институт дипломированных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants

Следствием Великой депрессии стало образование Комиссии по ценным бумагам и биржам, которая опубликовала предписание, как коммерческие фирмы должны сообщать о своем финансовом положении и результатах своей деятельности. Одно из многих предписаний Комиссии включало требование к бухгалтерам разработать правила бухгалтерского учета, именуемые общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP). Эти нормы первоначально координировались Американской ассоциацией бухгалтерского учета и Американским институтом дипломированных государственных бухгалтеров. В настоящее время они регулируются Управлением стандартов финансового учета в Стэмфорде (штат Коннектикут).

Так, в США порядок составления отчетности полностью определяется национальными учетными стандартами, которые известны как Общепризнанные принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) и имеют рекомендательный характер. Влияние государственных органов проявляется не столь явно, как во многих других странах. В частности, Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), являющаяся правительственной организацией и обеспечивающая мониторинг деятельности корпораций, котирующих ценные бумаги на фондовых биржах, отчасти осуществляет регулирование их финансовой отчетности и общих принципов аудита. Тем не менее регулятявы основных разработчиков подобных документов - Американского института присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и Совета по разработке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) - признаются SEC и в известной степени служат в качестве основы при подготовке собственных регулятивов.

NB Стандарт № 123 системы стандартов финансового учета США (The Financial Accounting Standards Board in Standard № 123) требует, чтобы расчеты финансовых показателей проводились по состоянию рыночных цен на дату составления отчета. Таким образом, в качестве базовой предлагается использовать статическую модель рынка. Однако исследование, проведенное американскими экономистами6, показало, что учет рыночных цен, которые существовали в момент совершения операции, позволяет лучше учитывать изменение стоимости активов. И, кстати, такая методика рекомендовалась предыдущим вариантом стандарта.


Структуры бухгалтерского Структуры дебиторской Структуры финансовых Структуры инвестиций Структуры комплекса Структуры менеджмента Структуры населения Структуры оборотных Следовательно изменения Структуры основного Структуры подразделения Структуры повышение Структуры процентных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика