Стереотипов поведения



обычаи, традиции и стереотипы поведения, они упрощают и облегчают принятие решений и поведение людей.

Раз уж речь идет о государстве, то нужно сказать и о том, что такое «право», «законы» в юридическом смысле этого слова. С возрастанием отчуждения в обществе и возникновением государства в узком смысле слова для его успешного функционирования оказалось необходимым, чтобы граждане государства знали, за что их может наказать этот аппарат насилия и в чем он может помочь им. Рядом с обычаями появились и законы— кодифицированные стереотипы поведения и виды общественных отношений, поощряемые либо преследуемые государством, в которых также отражена определенная (в какой-то степени истинная, в какой-то - ложная, но обязательно апологетическая) система представлений о месте и роли данного государства в обществе^!). Законы выполняют троякую функцию: охранительную (обеспечение функционирования данной общественно-экономической формации, то есть охрану власти владеющего государством класса)(42), лоббистскую (преимущественное обеспечение особых интересов тех или иных группировок, социальных групп, этносов и пр.) и пропагандистскую (оправдание и освящение государства в глазах его граждан). Важно отметить, что законы государства не есть точное отражение системы общественных отношений, в которой существует данное государство; тем, кто хочет изучить эту систему, не следует начинать с изучения законов, напротив - нужно объяснить законы, исходя из уже понятой системы общественных отношений.

Овладеть умением понимать и управлять поведением потребителя, «узнать покупателя»- не так просто. Потребитель нередко говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительные мотивы такой покупки, может передумать в последнюю минуту. А значит, маркетологи должны изучать стереотипы поведения целевого потребителя, его нужды, предпочтения, восприятие им товара, его маршруты от магазина к магазину и т. д.

г) существование и рост фирмы обеспечиваются за счёт прибыли. Согласно данному критерию, некоммерческие организации — учреждения, доходы которых изначально предполагаются в размерах, только покрывающих их затраты,— не рассматриваются в качестве фирм, так как для них характерны несколько иные стереотипы поведения в экономике. То есть предполагается, что прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы — либо как главная цель, либо как один из значимых критериев её поведения.

Важно понимать, что база знаний организации не есть просто сумма индивидуальных баз данных. Если бы знания поддерживались только на индивидуальном уровне, организация могла бы изменяться просто путем смены персонала. Однако, богатство опыта, накопленного организацией в ходе ее деятельности, не исчезает с уходом служащих. Найм новых работников и уход старых - это не то же самое, что изменение умений самой фирмы. Существует ряд материальных представлений этих знаний, например банки данных о покупателях, действующие документы, методы контроля качества, а также нематериальные представления как принятые стереотипы поведения. Утверждают, что "обучение в процессе работы" также входит в обычное поведение организации. Очевидно, что база данных организации больше общей суммы всех индивидуальных баз данных внутри организации. Работа японских авторов показала, что есть другой способ рассмотрения знаний организации, который оказался наиболее пригодным для японских компаний:

самым разным вкусам, запросам, наконец, как говорится — кошелькам. Поэтому изменились и стереотипы поведения потребителей. Прежде многочасовые очереди, дефицит товаров заставляли покупать все, что попадется, покупать, «сколько дают в одни руки», трястись в «колбасных электричках» в столицу, гноить продукты в запасах. Теперь ничего этого нет.

выработаны определенные стереотипы поведения, принимаемые во всех кризисных

патерналистские установки и стереотипы поведения, выработанные при

стереотипы поведения)

но последняя и определяет доминирующие в организации морально-психологические стереотипы поведения и отношений. v Моральный климат в общественных организациях, относящихся к органической культуре, определяется совокупностью социальных и нравственных ценностей, разделяемых членами этих общественных организаций, в государственных, относящихся к бюрократической организационной культуре, — официально принятыми законами и кодексами, которым обязаны строго следовать государственные служащие. В коммерческих организациях цели достигаются за счет создания высокой устойчивой мотивации работников — членов организации, в том числе и моральной мотивации.

Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, изменить обычные стереотипы поведения.


и экономические кризисы, расширение кругозора и углубление самосознания, распространение прогрессивных взглядов привели к тому, что в Японии все ширэ наблюдается отход от традиционных ценностей и стереотипов поведения. Молодежь все меньше поддается идеологической обработке, все менее готова следовать принципам японского управления. Это означает, что наносится удар по одному из важнейших оснований, на котором держится японский тип управления. Поэтому не случайно в последние годы правящие круги Японии и буржуазные средства массовой информации предприни-широкие действия по поддержанию национального консервации традиционных отношений

Помимо прочего, электронные технологии позволяют создать сеть партнерских отношений, обеспечивающую дополнительное повышение качества обслуживания клиентов. Можно даже создать виртуальную компанию, в которой общие системы ведения коммерции, оперативного управления и управления знаниями охватывают и объединяют всех партнеров. В результате фирмы, с которыми вы ведете общие дела, оказываются лучше интегрированы с вами, больше выигрывают от ваших успехов и естественным образом оказываются заинтересованы в обслуживании тех же самых тщательно отслеживаемых стереотипов поведения клиентов, что и вы. Если информационные системы ориентированы на стимулиро-

стные запросы, носители которых в 60-70-е годы двадцатого столетия были в развитых странах статистическим меньшинством, получают дальнейшее развитие. Исследователи этих тенденций в США отмечают, что если пункт «интересной работы» в 1946 г. стоял на шестом месте в системе ценностных ориентации американцев, то в 1986 г. — на первом [19]. Новая «элита» постматериалистов ищет самовыражение вне традиционных стереотипов поведения, выдвигая на первый план развитие духовных потребностей, стремление к саморазвитию, уважению личного достоинства и самостоятельности. Что касается материальных потребностей, го они сохраняются и развиваются, но уже в новом качестве, не как условие существования человека, а как необходимое условие его духовного развития, как «символ признания и статуса в обществе, как источник самооценки и удовлетворенности жизнью и профессиональной деятельностью» 20]. Как подчеркивают западные исследователи, постматериалистами чаще всего становятся те, кто с рождения пользуется всеми материальными благами, чем в значительной степени и объясняется их переход к постматериализму. Это дает возможность говорить не только об устойчивости данной социальной группы, но и о ее способности к самовоспроизводству и самоутверждению в современном обществе.

У задающего вопрос «почему» складывается впечатление, что отвечающий оправдывается, использует отговорки или просто ссылается на высшие силы (наиболее излюбленной среди них является погода). Если еще более энергично спрашивать «почему», то можно услышать еще более уклончивые ответы. Таким образом возникает цепочка устойчивых стереотипов поведения.

Социально-психологические и культурные Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельное™, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе

некоторых стереотипов поведения, свойственных человеческой психике.

касается традиций и стереотипов поведения, укоренившихся в повседнев-

описанию и классификации стереотипов поведения, которым зачас-

Однако недавно использование понятия социальных групп для объяснения отличий в поведении потребителей было подвергнуто критике. Конечно, категории социальных групп могут и не отображать различий в свободных доходах. Вполне возможно, что семьи категорий С2 или D будут иметь больший свободный доход, чем семьи категорий АВ (скажем, после выплат долговых обязательств и оплаты за обучение в частных школах). Может также оказаться, что одни семьи, относящиеся к группе С2 (рабочие высокой квалификации), расходуют большую часть своего дохода на покупку собственного дома, мебели, ковров и домашней техники, в то время как другие предпочитают тратить деньги на сиюминутные удовольствия (алкоголь, сигареты и игра в бинго). Понятно, что социальные группы не могут выступать в качестве основания для классификации таких резко отличающихся стереотипов поведения потребителей. Тем не менее два важных исследования, проведенных Обществом рыночных исследований (Market Research Society), а также О'Брайеном (O'Brien) и Фордом (Ford), привели к похожим выводам при определении различающей силы социальной группы в сопоставлении с другими методами, например анализом образа жизни или этапа жизненного цикла [36], [38].

Термин референтные группы используется для обозначения групп людей, которые оказывают влияние на поведение и отношение определенного индивидуума. Если товар находится на виду, например автомобили и одежда, выбор марки и модели может потребовать высокого уровня вовлеченности потребителя в процесс покупки, поскольку зависит от его мнения о том, как это будет воспринято его референтной группой. Группа может состоять из семьи, нескольких друзей, коллег по работе. Референтные группы могут быть формальными (например, члены какого-нибудь клуба или общества) или неформальными (друзья со сходными интересами). Референтные группы оказывают влияние на своих членов, ожидая от последних выполнения определенной роли и соблюдения определенных норм. Возьмем, например, студентов, которые могут играть разные роли в различных референтных группах. Их роль для преподавателей — роль учащихся, в то время как в среде студентов роли отличаются: они могут быть просто однокурсниками, товарищами и т.д. В зависимости от роли предполагается соответствующее поведение, которое основывается на существующих в группе нормах. В той мере, в которой групповые нормы воздействуют на ценности и отношения, референтные группы могут рассматриваться как важный фактор, определяющий поведение. Иногда нормы референтной группы могут вступать в конфликт, когда роль, усвоенная в группе, предполагает поведенческие стереотипы, отличные от роли социального партнера. Так, если взять роль учащегося, то оказывается, что она требует других стереотипов поведения, чем роль товарища. В терминах потребления влияние референтной группы может сказаться на приобретении одежды, напитков, учебников и посещения общественных мероприятий. Чем более заметным для референтной группы является приобретение, тем сильнее будет сказываться влияние последней. Самый большой авторитет в группе — это тот, к кому остальные ее члены обращаются за руководством в конкретных ситуациях. Такой авторитет может оказывать невероятное давление в вопросах принятия решений о покупках. Наибольшим авторитетом в вопросах выбора внедорожного полноприводного автомобиля стала британская королевская семья. Вид членов королевской семьи за рулем Range Rover в телепередачах, газетах и журналах — это бесплатная реклама модели, которую следует покупать.

2. Приспособление — усвоение стереотипов поведения, принятых в коллективе. Работник начинает признавать главные элементы новой системы ценностей, но продолжает сохранять многие свои установки.


Структура отношений Структура показателей Структура поведение Структура предприятия Структура продукции Структура промышленного Структура ремонтного Структура себестоимости Структура современного Структура технических Структура занятости Структуре акционерного Структуре хозяйства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика