|
Стимулирования экономического
• Разработка критериев оценки и механизмов стимулирования эффективности управления результатами НИД на различных уровнях (вуз — программа — группа программ — научный блок Министерства образования);
ные операции. Можно математически описать производительность каждого рабочего в каждой операции, выделить операции, необходимые для изготовления каждой детали, и поставить задачу о минимальных затратах времени на выполнение полученных заданий (считая, что в остальное время можно будет выполнить дополнительные задания). Такая задача сводится к задаче линейного программирования (подробнее задачи такого рода будут описаны в четвертой главе). Однако на практике полученный план распределения заданий вряд ли удовлетворил бы мастера. Дело в том, что операции (и следовательно, детали) делятся на «выгодные» и «не выгодные» в смысле их оплаты. Поэтому мастер обязан следить за тем, чтобы все рабочие получили в итоге такую зарплату, которую и сам рабочий, и мастер считали бы «нормальной». Понятие «нормальной» зарплаты формализовать трудно. Кроме того, не известно, желает ли мастер получить дополнительное задание, которое придется выполнять после основного. Может быть, мастер опасается, что в случае слишком быстрого выполнения основного задания будут снижены расценки на выполняемые операции. Мы не можем математически (или даже на обычном языке) описать все интересы мастера. А ведь для того, чтобы мастер охотно принял наиболее эффективный план, построенный с помощью решения задачи линейного программирования, необходима такая система стимулирования эффективности производства бригады, которая учитывала бы интересы мастера и отдельных рабочих. К сожалению, пока невозможно математически проанализировать эту проблему, поскольку принципы построения математических моделей с учетом экономических интересов отдельных людей и их коллективов разработаны слабо. В этом направлении делаются лишь первые (хотя и очень серьезные) шаги.
Как и в 80-е годы, в целях стимулирования эффективности бизнеса необходимо оценить вклад каждого сегмента в конечные результаты деятельности организации. Однако на современном этапе экономического развития ответы на эти вопросы следует искать в системе управленческого контроля организации, основой которой являются сегментарный учет и отчетность.
Предлагаемая книга состоит из трех частей. В первой части изложены основные принципы построения экономико-математических моделей производственно-технологического уровня, на которых базируется подавляющее большинство прикладных экономико-математических исследований, в том числе решение задач планирования производства. Во второй части описываются основные типы экономико-математических моделей производственно-технологического уровня. Третья часть посвящена методам принятия решений при планировании и управлении деятельностью экономических систем на основе построения и использования человеко-машинных систем принятия решений, а также моделированию систем стимулирования эффективности производства.
просы зависит уже не от технологических факторов производства, а от факторов социально-психологических и организационных, в частности от системы стимулирования эффективности производства.
Таким образом, рассматривая проблему построения производственных функций, относящуюся на первый взгляд к чисто производственно-технологическим, мы столкнулись с социально-экономическими проблемами организации производства, в частности с проблемой выбора системы стимулирования эффективности производства, которая приводила бы к наиболее рациональному распределению ресурсов. Необходимость учитывать социально-экономические процессы в производственно-технологическом исследовании является характерной для моделирования экономических систем и ограничивает возможности моделей, не учитывающих эти явления. Об этом уже говорилось в гл. 1, эта проблема будет постоянно возникать в процессе изучения моделей производственно-технологического уровня. Особое место она занимает в вопросах построения производственных функций элементарных производственных единиц экономических систем.
Разнообразным способам моделирования систем стимулирования эффективности производства с учетом их собственных интересов посвящены следующие - параграфы. В §§ 2, 3 описаны игровые методы анализа систем стимулирования производства. Как уже говорилось в гл. 2, теория игр с противоположными интересами, получившая наибольшее развитие в пятидесятые — шестидесятые годы, не годится для анализа большинства экономических ситуаций, в которых интересы обычно противоположными не являются, хотя и могут не совпадать. Поэтому для анализа таких экономических ситуаций используется теория игр с непротивоположными интересами, разработанная в конце шестидесятых — в начале семидесятых годов; огромный вклад в ее разработку внес Ю. Б. Гермейер [25]. Выросшая из теории игр с не-
Конечно, такие модели могут использоваться для анализа ограниченного круга проблем, в частности, они не дают возможности выработать принципиально новые схемы стимулирования эффективности. Однако во многих практических задачах, например, для обоснования предприятием своих потребностей в капиталовложениях, такие модели могут использоваться достаточно успешно.
*) Такой подход к анализу социально-психологических факторов принятия экономических решений изложен в работе: Лотов А. В. Анализ системы стимулирования эффективности производства с использованием экономико-математических моделей,— В кн.: Модели и методы решения задач взаимодействия экономических систем,— Новосибирск: Наука, 1982.
В данной главе рассматриваются первые два из предложенных в табл. 11.3 методов: использование бюджетов для стимулирования эффективности и мониторинга (применение финансовых и нефинансовых критериев, способствующих повышению эффекта и эффективности в работе отдела кадров). В гл. 17 обсуждается организационная структура и конкуренция. Об оценке деятельности говорится в гл. 18.
Как и в 80-е годы, в целях стимулирования эффективности бизнеса необходимо оценить вклад каждого сегмента в конечные результаты деятельности организации. Однако на современном этапе экономического развития ответы на эти вопросы следует искать в системе управленческого контроля организации, основой которой являются сегментарный учет и отчетность. Отдельные инструменты стимулирования экономического роста отторгались сложившейся системой госрегулирования, ориентированной на либерализацию экономики и на обслуживание интересов финансовой олигархии. Но любой режим регулирования экономики обладает определенной целостностью, отторгая «инородные» элементы. Попытки «привить» промышленную политику монетаризму как ведущему началу, доминанте механизма госрегулирования экономики, не могли дать жизнеспособные плоды. Ставя задачу изменения экономической политики и ее переориентации с обслуживания интересов финансовой олигархии на экономический рост, необходимо учитывать, что речь должна идти о смене экономической парадигмы, а не об отдельных усовершенствованиях хозяйственного механизма.
• содействие развитию лизинговых операций со стороны правительственных и финансовых органов в интересах стимулирования экономического роста, в частности роста инвестиций.
Основная цель «Группы десяти» заключалась в поддержании стабильности в международных финансах для стимулирования экономического роста и международной торговли.
Отдельные инструменты стимулирования экономического роста отторгались сложившейся системой госрегулирования, ориентированной на либерализацию экономики и на обслуживание интересов финансовой олигархии. Но любой режим регулирования экономики обладает определенной целостностью, отторгая «инородные» элементы. Попытки «привить» промышленную политику монетаризму как ведущему началу, доминанте механизма госрегулирования экономики, не могли дать жизнеспособные плоды. Ставя задачу изменения экономической политики и ее переориентации с обслуживания интересов финансовой олигархии на экономический рост, необходимо учитывать, что речь должна идти о смене экономической парадигмы, а не об отдельных усовершенствованиях хозяйственного механизма.
Политика доходов является эффективным инструментом стимулирования экономического роста фирм при соблюдении интересов основных социальных групп работников и предпринимателей. Под разными названиями и в различных формах политика доходов применяется с начала 60-х годов почти во всех странах Запада. Благодаря консенсусу труда и капитала в Японии уже 10 лет не было крупных забастовок.
19.1. Цена как фактор стимулирования экономического роста......... 417
19.1. ЦЕНА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Инкубаторы традиционно являлись способом усилить частные и общественные взаимодействия на региональном уровне для стимулирования экономического развития, заполнения пустых мест в офисе, обучения предпринимателей и создания высокооплачиваемых рабочих мест. В идеале такие инкубаторы действовали как "громоотвод" на региональном уровне, соединяя таланты, технологии, капитал и предпринимательское ноу-хау с нуждами рынка. Кроме того, инкубатор может служить "учебной лабораторией" для местных колледжей и университетов, равно как и для региональных профессионалов.
Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое Конгрессом для изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Следовательно, это происходит не автоматически, а только с согласия Конгресса.
Снижение налогов. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов начиная с 1981 г. послужил третий фактор. Закон о налогах для стимулирования экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное снижение как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпораций. Администрация Рейгана и Конгресс не произвели компенсирующего сокращения государственных расходов, создав, таким образом, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансирован, даже если бы экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-х
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Некоторые ученые пропагандируют промышленную политику, в которой правительство непосредственно взяло бы на себя активную роль по формированию структуры промышленности, благоприятной для экономического роста. Так, правительство может принять меры, ус-
Структура построения Структура предполагает Структура представлена Структура производства Структура расходной Саморегулируемой организации Структура собственности Структура стоимости Структура товарооборота Следовательно показатели Структуре федеральных Структуре источников Структуре оборотных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|