Стимулирования деятельности



Пришедшее к власти в результате выборов левое правительство застало экономику страны в состоянии глубокого кризиса. Исходная стратегия выхода французской экономики из кризиса, носила четко выраженный реформистский характер, она представляла собой своеобразный синтез кейнсианских рецептов стимулирования экономики посредством форсирования внутреннего спроса и идей реконструкции национального производства.

В мировой практике имеются примеры эффективно работающих систем подобного рода. Наиболее успешные из них — китайская (сочетающая либеральный режим и экспортную ориентацию быстро растущих «свободных зон» с жестким регулированием и закрытостью внутреннего рынка) и индийская (увязывающая самоорганизацию внутреннего рынка с его закрытостью для иностранных конкурентов с активной политикой стимулирования экономики на основе государственных институтов). Экономики Китая и Индии устойчиво развиваются с темпом более 6% в год даже в условиях глобального финансового кризиса. До последнего времени устойчивое и быстрое развитие было в странах Юго-Восточной Азии, синтезировавших активную политику развития на основе институтов госрегулирования с постепенной либерализацией внутреннего рынка. Когда же этот процесс либерализации, форсируемый под давлением международного финансового капитала и МВФ, вышел за пределы, обеспечивающие внутреннюю целостность соответствующих систем, последние утратили устойчивость и разрушились под влия нием волн спекулятивного капитала. Также обстояло дело в Японии: форсированная либерализация ее экономической системы (активная политика развития, экспортная ориентация и закрытость внутреннего рынка) привела к ее дезорганизации и к потере устойчивости.

Особое значение в составе методов государственного воздействия на региональное развитие принадлежит косвенным методам финансового и денежно-кредитного регулирования. Так, одним из методов стимулирования экономики регионов, воздействующим на оживление производства и осуществление структурной перестройки, может быть использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные производства, требующие новых инвестиций. Важную роль должны сыграть налоговые льготы, а также, введение регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную модернизацию своего производства.

В мировой практике имеются примеры эффективно работающих систем подобного рода. Наиболее успешные из них — китайская (сочетающая либеральный режим и экспортную ориентацию быстро растущих «свободных зон» с жестким регулированием и закрытостью внутреннего рынка) и индийская (увязывающая самоорганизацию внутреннего рынка с его закрытостью для иностранных конкурентов с активной политикой стимулирования экономики на основе государственных институтов). Экономики Китая и Индии устойчиво развиваются с темпом более 6% в год даже в условиях глобального финансового кризиса. До последнего времени устойчивое и быстрое развитие было в странах Юго-Восточной Азии, синтезировавших активную политику развития на основе институтов госрегулирования с постепенной либерализацией внутреннего рынка. Когда же этот процесс либерализации, форсируемый под давлением международного финансового капитала и МВФ, вышел за пределы, обеспечивающие внутреннюю целостность соответствующих систем, последние утратили устойчивость и разрушились под влиянием волн спекулятивного капитала. Также обстояло дело в Японии: форсированная либерализация ее экономической системы (активная политика развития, экспортная ориентация и закрытость внутреннего рынка) привела к ее дезорганизации и к потере устойчивости.

Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

направлена на изменение трудоемких отраслей промышленности, дающих низкую добавочную стоимость в капиталоемких производствах. С недавних пор передовые технологии в области информации и коммуникации, электроники и информатики быстро развиваются в Таэджоне. Ожидается, что в будущем увеличатся темпы развития бизнеса, связанного с ускоренным технологическим развитием. Для стимулирования экономики необходимо, чтобы структура корейской промышленности была преобразована в технологически емкую.

В результате финансовые методы стимулирования экономики были почти полностью заменены плановыми, централизованными установками. Ограничение роли стоимостных рычагов подорвало окончательно хозяйственную инициативу трудовых коллективов, породило иждивенчество и безразличие к конечным результатам их деятельности. Постепенно утрачивался опыт использования финансовых методов воздействия на интересы производителей.

При принятии решений о проведении операций на открытом рынке ФРС должна учесть конфликтные моменты. Предположим, ФРС решила смягчить кредитно-денежную политику, поскольку уровень безработицы в стране растет, а для стимулирования экономики нужны более низкие процентные ставки. Для этого ФРС может просто повысить свою цену покупки ценных бумаг, чтобы приобрести их у банков, дилеров или частных лиц. Но не приведет ли эта мера к росту инфляции? Как она скажется на общем объеме импорта и экспорта страны? Не затруднит ли это Казначейству продажу новых ценных бумаг для погашения долгов по старым выпускам при сниженной доходности и при наличии возможностей более доходных вложе-

Предполагается, что существует зависимость — увеличение ВНП означает рост экономики и способствует усилению валюты. Наоборот, уменьшение ВНП говорит о спаде в экономическом развитии и вызывает ослабление валюты. Кроме того, при сильном замедлении скорости роста ВНП центральный банк для стимулирования экономики может понизить учетную ставку, чтобы увеличить денежное предложение и инвестиции, что тоже приведет к ослаблению валюты. При слишком быстром росте ВНП, который может привести экономику в «перегретое» состояние, центральный банк может повысить учетную ставку, что приведет к дальнейшему удорожанию валюты.

2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Результатом такого "стимулирования" экономики стала высокая


При разработке этических нормативов применительно к бизнесу в многонациональных организациях компании-инициатору следует учитывать преобладающее отношение к взятке и подарку в других культурах. Согласно примеру 4.3. в некоторых странах правительственные чиновники привыкли и ждут небольших денежных подношений для стимулирования деятельности. Как следствие, Конгресс внес в закон поправку, согласно которой такие выплаты вычитаются из суммы, подлежащей налогообложению. Из примера 5.5. следует, что компаниям, ведущим дела в других странах, следует продумывать этичное отношение к такой деятельности.

Организация планирования и стимулирования деятельности функциональных подразделений должна осуществляться с учетом их влияния на изменение результатов (затрат) функционально подчиненных им производственных подразделений и в целом на предприятие (объединение).

В современных условиях необходимо соблюдать органическое сочетание материального и морального стимулирования деятельности коллективов предприятий, участков, цехов, а также отдельных работников, используя ленинские указания о неразрывном его единстве, которое предполагает как материальное вознаграждение за успехи в труде на благо общества, так и обязательное моральное поощрение лучших, распространение их опыта, воспитание других на их примере.

В новых условиях планирования и экономического стимулирования деятельности предприятий большое значение имеет выбор путей наиболее эффективного ведения хозяйства. Это возможно лишь па осног.е научных методов и расчетов во всех областях производственной деятельности предприятий и особенно в области организации труда. В отчетном докладе на XXIII съезде КПСС J!. 1-1. Брежнев отмечал особое значение научной организации производства и труда.

передаваемую ("продаваемую") другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления "узких мест" в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов изменения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. В настоящее время отечественная практика бюджетного управления еще не выработала единого подхода к решению вопроса формирования внутрифирменных трансфертных цен, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой предприятия широко используют данные методы,

Наряду с внедрением новой техники и технологии большое значение придается экономическим методам стимулирования деятельности всех подразделений отрасли. Новая система планирования и экономического стимулирования на предприятиях начала внедряться с 1966 г., и уже к 1970 г. добыча нефти на них составила 98%. Переход на новую систему хозяйствования способствовал улучшению технико-экономических показателей. При значительном росте объемов добычи нефти и числа нефтяных скважин темпы роста производительности труда в 1968—1970 гг. по сравнению с 1964—1967 гг. увеличились в 1,5 раза.

При решении задач планирования экономики страны описанная здесь иерархическая структура хозяйства используется в полном объеме. Центральные органы планирования (Госплан) определяют основные показатели развития нижележащих уровней — отраслей — и связи между ними в общих чертах. Отраслевые министерства планируют деятельность подчиненных им организаций более подробно, причем показатели, полученные от вышестоящей организации, являются нормативными (обязательными). В свою очередь производственные объединения планируют свою деятельность в еще более подробной номенклатуре, и так далее. Подчеркнем, что связь между задачами развития народного хозяйства в целом и планами отдельных подсистем обеспечивается как назначением планов и целенаправленным выделением ресурсов со стороны вышестоящих организаций, так и выбором способов стимулирования деятельности подсистем.

Интересно, что некоторые западные фирмы Б целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли — сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной иеной. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее определенным механизмом. Так, существуют примеры зарубежных компаний, финансовые отделы которых взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли на основе суммы обработанных счетов и количества учтенных дебиторов. В рассмотренном примере трансфертные цены не могут изменить доход компании, они являются лишь инструментами управленческого контроля. Подробнее о трансфертном ценообразовании речь пойдет в разделе V.

Интересно, что некоторые западные фирмы в целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли — сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее оговоренными условиями. Так, в некоторых зарубежных компаниях финансовые отделы взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли на основе суммы обработанных счетов и количества учтенных дебиторов. В рассмотренном примере трансфертные цены не могут изменить доход компании, они являются лишь инструментами управленческого контроля (подробнее о трансфертном ценообразовании см. в гл. 8).

Интересно, что некоторые западные фирмы Б целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли — сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной иеной. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее определенным механизмом. Так, существуют примеры зарубежных компаний, финансовые отделы которых взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли на основе суммы обработанных счетов и количества учтенных дебиторов. В рассмотренном примере трансфертные цены не могут изменить доход компании, они являются лишь инструментами управленческого контроля. Подробнее о трансфертном ценообразовании речь пойдет в разделе V.

Кроме того, из общей теории управления заимствуются такие идеи, как целеполагание, организационная структура, психологические аспекты управления, центры ответственности, мотивация и др. В частности, в системе финансового менеджмента должна формироваться иерархия целей финансового характера, выбираться определенная оргструктура построения системы управления финансами как подсистемы общего менеджмента, идентифицироваться подразделения предприятия, наделенные определенным ресурсным потенциалом и возможностью принятия решений финансового характера с учетом определенных ограничений, формироваться совокупность финансовых поощрений и наказаний как элемент общей системы стимулирования деятельности компании и т. п. В качестве примера упомянем о получивших широкое распространение в западных странах схемах наделения работников компании собственными акциями (Employee Stock Ownership Plan) как одном из эффективных менеджерских финансовых рычагов, позволяющих повысить эффективность работы наемного персонала и, в известном смысле, сгладить противоречия между работниками и собственниками компании. Особую значимость имеет раскрытие психологических аспектов финансовой деятельности с позиции различных заинтересованных лиц — собственников, менеджеров, контрагентов, сторонних аналитиков и др. Создание и использование приемлемых финансовых рычагов играет существенную роль в формировании благоприятного психологического климата в компании.


Структура потребления Следовательно оптимальный Структура привлеченных Структура производственной Структура реализации Следовательно организация Структура содержание Структура строительно Структура выпускаемой Структуре экономики Структуре финансовых Структуре министерства Структуре персонала вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика