|
Стимулирования деятельности
Пришедшее к власти в результате выборов левое правительство застало экономику страны в состоянии глубокого кризиса. Исходная стратегия выхода французской экономики из кризиса, носила четко выраженный реформистский характер, она представляла собой своеобразный синтез кейнсианских рецептов стимулирования экономики посредством форсирования внутреннего спроса и идей реконструкции национального производства.
В мировой практике имеются примеры эффективно работающих систем подобного рода. Наиболее успешные из них — китайская (сочетающая либеральный режим и экспортную ориентацию быстро растущих «свободных зон» с жестким регулированием и закрытостью внутреннего рынка) и индийская (увязывающая самоорганизацию внутреннего рынка с его закрытостью для иностранных конкурентов с активной политикой стимулирования экономики на основе государственных институтов). Экономики Китая и Индии устойчиво развиваются с темпом более 6% в год даже в условиях глобального финансового кризиса. До последнего времени устойчивое и быстрое развитие было в странах Юго-Восточной Азии, синтезировавших активную политику развития на основе институтов госрегулирования с постепенной либерализацией внутреннего рынка. Когда же этот процесс либерализации, форсируемый под давлением международного финансового капитала и МВФ, вышел за пределы, обеспечивающие внутреннюю целостность соответствующих систем, последние утратили устойчивость и разрушились под влия нием волн спекулятивного капитала. Также обстояло дело в Японии: форсированная либерализация ее экономической системы (активная политика развития, экспортная ориентация и закрытость внутреннего рынка) привела к ее дезорганизации и к потере устойчивости.
Особое значение в составе методов государственного воздействия на региональное развитие принадлежит косвенным методам финансового и денежно-кредитного регулирования. Так, одним из методов стимулирования экономики регионов, воздействующим на оживление производства и осуществление структурной перестройки, может быть использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные производства, требующие новых инвестиций. Важную роль должны сыграть налоговые льготы, а также, введение регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную модернизацию своего производства.
В мировой практике имеются примеры эффективно работающих систем подобного рода. Наиболее успешные из них — китайская (сочетающая либеральный режим и экспортную ориентацию быстро растущих «свободных зон» с жестким регулированием и закрытостью внутреннего рынка) и индийская (увязывающая самоорганизацию внутреннего рынка с его закрытостью для иностранных конкурентов с активной политикой стимулирования экономики на основе государственных институтов). Экономики Китая и Индии устойчиво развиваются с темпом более 6% в год даже в условиях глобального финансового кризиса. До последнего времени устойчивое и быстрое развитие было в странах Юго-Восточной Азии, синтезировавших активную политику развития на основе институтов госрегулирования с постепенной либерализацией внутреннего рынка. Когда же этот процесс либерализации, форсируемый под давлением международного финансового капитала и МВФ, вышел за пределы, обеспечивающие внутреннюю целостность соответствующих систем, последние утратили устойчивость и разрушились под влиянием волн спекулятивного капитала. Также обстояло дело в Японии: форсированная либерализация ее экономической системы (активная политика развития, экспортная ориентация и закрытость внутреннего рынка) привела к ее дезорганизации и к потере устойчивости.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
направлена на изменение трудоемких отраслей промышленности, дающих низкую добавочную стоимость в капиталоемких производствах. С недавних пор передовые технологии в области информации и коммуникации, электроники и информатики быстро развиваются в Таэджоне. Ожидается, что в будущем увеличатся темпы развития бизнеса, связанного с ускоренным технологическим развитием. Для стимулирования экономики необходимо, чтобы структура корейской промышленности была преобразована в технологически емкую.
В результате финансовые методы стимулирования экономики были почти полностью заменены плановыми, централизованными установками. Ограничение роли стоимостных рычагов подорвало окончательно хозяйственную инициативу трудовых коллективов, породило иждивенчество и безразличие к конечным результатам их деятельности. Постепенно утрачивался опыт использования финансовых методов воздействия на интересы производителей.
При принятии решений о проведении операций на открытом рынке ФРС должна учесть конфликтные моменты. Предположим, ФРС решила смягчить кредитно-денежную политику, поскольку уровень безработицы в стране растет, а для стимулирования экономики нужны более низкие процентные ставки. Для этого ФРС может просто повысить свою цену покупки ценных бумаг, чтобы приобрести их у банков, дилеров или частных лиц. Но не приведет ли эта мера к росту инфляции? Как она скажется на общем объеме импорта и экспорта страны? Не затруднит ли это Казначейству продажу новых ценных бумаг для погашения долгов по старым выпускам при сниженной доходности и при наличии возможностей более доходных вложе-
Предполагается, что существует зависимость — увеличение ВНП означает рост экономики и способствует усилению валюты. Наоборот, уменьшение ВНП говорит о спаде в экономическом развитии и вызывает ослабление валюты. Кроме того, при сильном замедлении скорости роста ВНП центральный банк для стимулирования экономики может понизить учетную ставку, чтобы увеличить денежное предложение и инвестиции, что тоже приведет к ослаблению валюты. При слишком быстром росте ВНП, который может привести экономику в «перегретое» состояние, центральный банк может повысить учетную ставку, что приведет к дальнейшему удорожанию валюты.
2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Результатом такого "стимулирования" экономики стала высокая При разработке этических нормативов применительно к бизнесу в многонациональных организациях компании-инициатору следует учитывать преобладающее отношение к взятке и подарку в других культурах. Согласно примеру 4.3. в некоторых странах правительственные чиновники привыкли и ждут небольших денежных подношений для стимулирования деятельности. Как следствие, Конгресс внес в закон поправку, согласно которой такие выплаты вычитаются из суммы, подлежащей налогообложению. Из примера 5.5. следует, что компаниям, ведущим дела в других странах, следует продумывать этичное отношение к такой деятельности.
Организация планирования и стимулирования деятельности функциональных подразделений должна осуществляться с учетом их влияния на изменение результатов (затрат) функционально подчиненных им производственных подразделений и в целом на предприятие (объединение).
В современных условиях необходимо соблюдать органическое сочетание материального и морального стимулирования деятельности коллективов предприятий, участков, цехов, а также отдельных работников, используя ленинские указания о неразрывном его единстве, которое предполагает как материальное вознаграждение за успехи в труде на благо общества, так и обязательное моральное поощрение лучших, распространение их опыта, воспитание других на их примере.
В новых условиях планирования и экономического стимулирования деятельности предприятий большое значение имеет выбор путей наиболее эффективного ведения хозяйства. Это возможно лишь па осног.е научных методов и расчетов во всех областях производственной деятельности предприятий и особенно в области организации труда. В отчетном докладе на XXIII съезде КПСС J!. 1-1. Брежнев отмечал особое значение научной организации производства и труда.
передаваемую ("продаваемую") другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления "узких мест" в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов изменения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. В настоящее время отечественная практика бюджетного управления еще не выработала единого подхода к решению вопроса формирования внутрифирменных трансфертных цен, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой предприятия широко используют данные методы,
Наряду с внедрением новой техники и технологии большое значение придается экономическим методам стимулирования деятельности всех подразделений отрасли. Новая система планирования и экономического стимулирования на предприятиях начала внедряться с 1966 г., и уже к 1970 г. добыча нефти на них составила 98%. Переход на новую систему хозяйствования способствовал улучшению технико-экономических показателей. При значительном росте объемов добычи нефти и числа нефтяных скважин темпы роста производительности труда в 1968—1970 гг. по сравнению с 1964—1967 гг. увеличились в 1,5 раза.
При решении задач планирования экономики страны описанная здесь иерархическая структура хозяйства используется в полном объеме. Центральные органы планирования (Госплан) определяют основные показатели развития нижележащих уровней — отраслей — и связи между ними в общих чертах. Отраслевые министерства планируют деятельность подчиненных им организаций более подробно, причем показатели, полученные от вышестоящей организации, являются нормативными (обязательными). В свою очередь производственные объединения планируют свою деятельность в еще более подробной номенклатуре, и так далее. Подчеркнем, что связь между задачами развития народного хозяйства в целом и планами отдельных подсистем обеспечивается как назначением планов и целенаправленным выделением ресурсов со стороны вышестоящих организаций, так и выбором способов стимулирования деятельности подсистем.
Интересно, что некоторые западные фирмы Б целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли — сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной иеной. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее определенным механизмом. Так, существуют примеры зарубежных компаний, финансовые отделы которых взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли на основе суммы обработанных счетов и количества учтенных дебиторов. В рассмотренном примере трансфертные цены не могут изменить доход компании, они являются лишь инструментами управленческого контроля. Подробнее о трансфертном ценообразовании речь пойдет в разделе V.
Интересно, что некоторые западные фирмы в целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли — сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее оговоренными условиями. Так, в некоторых зарубежных компаниях финансовые отделы взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли на основе суммы обработанных счетов и количества учтенных дебиторов. В рассмотренном примере трансфертные цены не могут изменить доход компании, они являются лишь инструментами управленческого контроля (подробнее о трансфертном ценообразовании см. в гл. 8).
Интересно, что некоторые западные фирмы Б целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли — сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной иеной. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее определенным механизмом. Так, существуют примеры зарубежных компаний, финансовые отделы которых взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли на основе суммы обработанных счетов и количества учтенных дебиторов. В рассмотренном примере трансфертные цены не могут изменить доход компании, они являются лишь инструментами управленческого контроля. Подробнее о трансфертном ценообразовании речь пойдет в разделе V.
Кроме того, из общей теории управления заимствуются такие идеи, как целеполагание, организационная структура, психологические аспекты управления, центры ответственности, мотивация и др. В частности, в системе финансового менеджмента должна формироваться иерархия целей финансового характера, выбираться определенная оргструктура построения системы управления финансами как подсистемы общего менеджмента, идентифицироваться подразделения предприятия, наделенные определенным ресурсным потенциалом и возможностью принятия решений финансового характера с учетом определенных ограничений, формироваться совокупность финансовых поощрений и наказаний как элемент общей системы стимулирования деятельности компании и т. п. В качестве примера упомянем о получивших широкое распространение в западных странах схемах наделения работников компании собственными акциями (Employee Stock Ownership Plan) как одном из эффективных менеджерских финансовых рычагов, позволяющих повысить эффективность работы наемного персонала и, в известном смысле, сгладить противоречия между работниками и собственниками компании. Особую значимость имеет раскрытие психологических аспектов финансовой деятельности с позиции различных заинтересованных лиц — собственников, менеджеров, контрагентов, сторонних аналитиков и др. Создание и использование приемлемых финансовых рычагов играет существенную роль в формировании благоприятного психологического климата в компании.
Структура потребления Следовательно оптимальный Структура привлеченных Структура производственной Структура реализации Следовательно организация Структура содержание Структура строительно Структура выпускаемой Структуре экономики Структуре финансовых Структуре министерства Структуре персонала вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|