Ситуационное управление



обобщили и сгруппировали все ранее выявленные лидерские качества и выделили пять качеств, характеризующих лидера: ум, или интеллектуальные способности; господство, или преобладание над др.; уверенность в себе; активность, или энергичность; знание дела. Однако наличие этих качеств не объясняло поведение и даже наличие лидера. Изучение образцов поведения, присущего лидерам, началось накануне второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 1960-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было изучение лидерского поведения. Наиболее известны следующие исследования — три стиля руководства (Курта Левина); работы университета штата Огайо, Мичиганского университета, исследования Ликер-та, Блейка и Моутона (управленческая сетка). Новые концепции обосновали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, но они "утонули" в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов. Идея такого подхода состояла в предположении, что лидерское поведение зависит от ситуации. Исследовались взаимодействия различных ситуационных переменных, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства и предсказать возможное поведение лидера. Наиболее известные теории данного подхода: континуум лидерского поведения Шидта, модели ситуацибнного лидерства Фидлера,

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

Все вышеописанные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними (табл. 11.7). По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера — это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшар-да — к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффектив-

В результате написания расчетно-аналитической работы по менеджменту студенты приобретут навыки стратегического планирования деятельности организаций, изучат основные характеристики и составляющие любой организации как объекта управления, проанализируют влияние как внутренних, так и внешних ситуационных переменных на организацию.

ПИМС-анализ, или анализ уровня влияния выбранной стратегии на величины прибыльности и наличности, основан на использовании эмпирической модели, связывающей широкий диапазон стратегических переменных (таких, как рыночная доля, качество продукта, вертикальная интеграция) и ситуационных переменных (скорость роста рынка, стадия развития отрасли, интенсивность потоков капитала) с величиной прибыльности и способностью организации генерировать наличность. Цель проведения данного анализа заключается в определении, какие стратегии следует выбирать в конкретных рыночных условиях. Данный метод основан на результатах анализа более 1000 конкретных СЕБ более чем 150 больших и малых компаний.

Интегральный подход отражает необходимость оценки влияния ситуационных переменных на достижение желаемого успеха в определенной перспективе. Простого определения переменных, которые в наибольшей мере влияют на успех организации, недостаточно, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей. Трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управления взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

3. Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, направленные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных.

• лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство в совокупности его понимания является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Здесь управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» необязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека;

Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных, для того чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. В конце 50-х гг. прошлого века исследователи выдвинули тезисы, заложившие основы ситуационного подхода к изучению лидерства в организации:

Все вышеуказанные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства в организации. В этих моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними.


116. Клыков Ю. И. Ситуационное управление большими системами. - М.: Энергия, 1974.-134с.

При ситуационном подходе уменьшается потребность в координировании отдельных управленческих действий (рис. 4). Каждый акт управления переводит организации (с помощью комплексного решения) из одной ситуации в другую. Ситуационное управление (конечно, с соответствующим обеспечением) в принципе комплексно. Такой подход согласуется с основной тенденцией совершенствования управления отраслью: созданием комплексных трубопроводостроительных организаций. Опыт поточного строительства, осуществляемого отраслью в одиннадцатой пятилетке, наглядно продемонстрировал жизненность этого метода. В сложных природно-климатических, технических, организационных и управленческих условиях возрастает роль оперативного маневра матери-

4. Клыков Ю. И. Ситуационное управление большими системами. М., Энергия, 1981.

В заключение еще раз следует отметить, что рассмотренная активизация экономической подготовки студентов в условиях •функционирования и развития АС соответствующего типа (АСНИ, САПР, АСТПП, ГПС и АСУ) не противопоставляется другим активным методам обучения, а лишь существенно дополняет, обогащает их. Например, в условиях учебной АС можно проводить различные деловые игры, использовать ситуационное управление, имитационное моделирование и др.

Ситуационное управление Постоянство и ясность, неизменность целей Стандартность решений

Управление, основанное на выявлении ситуаций, их классификации и способах разрешения, как уже с ситуационным. В отечественной литературе термин «ситуационное управление» употреблялся i сравнительно редко.

Одна из задач ситуационного подхода в управлении состоит в том, чтобы понять, как организация pea условия и специфические обстоятельства; каким образом можно формировать типы организаций управления, наиболее соответствующие специфическим ситуациям. Г. Кунц и С. о'Доннел в книге «Уп ситуационный анализ управленческих функций» отмечают, что «эффективное управление - это обстоятельствам, или ситуационное управление».

49 Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.:

234. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и

рефлекторное (ситуационное) управление и опережающее управ-

Ситуационное управление предполагает необходимость в прогнозе последствий принимаемых решений. Результат такого прогнозирования может носить качественный или количественный характер.


Соответствующие действительности Соответствующие характеристики Себестоимость проданной Соответствующие материалы Соответствующие нормативы Соответствующие организации Соответствующие переменные Соответствующие предложения Соответствующие результаты Соответствующие структурные Соответствующие ведомости Соответствующих элементов Соответствующих документах вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика