|
Страхование экспортных
1 Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation), созданная в США в 1933 г., занимается страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах, гарантируя возвратность депозитов до 100 тыс. долл.; является регулирующим органом для банков штатов, не входящих в Федеральную резервную систему (напомним, что для национальных банков страхование депозитов является обязательным). Федеральная корпорация страхования ссудосберегательных ассоциаций (Federal Savings and Loan Insurance Corporation), созданная в США в 1934 г., представляла собой федеральное агентство, страховавшее депозиты в сберегательных институтах — членах корпорации.
1. Банкам и другим депозитным учреждениям было разрешено открывать депозитные счета денежного рынка (money market deposit accounts, MMDA), чтобы составить конкуренцию фондам MMMF. Процентные ставки по этим счетам не регулировались. Важное преимущество счетов MMDA над фондами MMMF заключалось в том, что они обеспечивались федеральным страхованием депозитов. Данное положение способствовало восстановлению конкурентоспособности сберегательных учреждений и коммерческих банков. На рис. 10-3 показаны и первоначальный драматический рост фондов MMMF, и невероятный скачкообразный рост счетов MMDA в период с 1978 по 1983 г. В табл. 10-4 показано, как существенно изменилось положение депозитных учреждений за тот же период. Отметим, что значение срочных и сберегательных вкладов заметно упало и что важность других чековых депозитов, в особенности, депозитных счетов денежного рынка и срочных депозитов крупных размеров возросла. Можно сделать вывод, что нововведения в банковской сфере и последующее дерегулирование оказали значительное воздействие на структуру и стоимость источников средств (пассивов) банков (и сберегательных учреждений).
Сравнение роста фондов MMMF и счетов MMDA. Первоначальный успех появившихся в 1970 г. фондов MMMF был очевиден; они составили серьезную конкуренцию депозитным учреждениям по привлечению средств по мере того, как люди вкладывали деньги в инструменты, по которым выплачивались рыночные процентные ставки. В 1982 г. депозитным учреждениям было разрешено предлагать счета MMDA, по которым также выплачивались рыночные ставки и которые были обеспечены страхованием депозитов. Рост счетов MMDA произошел скачкообразно. (Источник: Board of Governors of Federal Reserve System.)
3. FDIC занималась страхованием депозитов коммерческих банков с момента своего учреждения в 1933 г. Десятилетиями федеральное страхование депозитов помогало укреплять хрупкую основу банковской системы частичного резервного покрытия. Путем предоставления гарантий даже банкам, находящимся в неустойчивом положении, проблема «набегов» вкладчиков на банки практически была устранена.
Национальное управление кредитных союзов (National Credit Union Administration, NCUA) — федеральное агентство, которое занимается страхованием депозитов в кредитных союзах.
Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, /•/)/() — правительственное агентство, которое занимается страхованием депозитов во всех учреждениях, участвующих в программе федерального страхования депозитов. В соответствии с положениями законодательных актов 1989 г., FDIC управляет отдельными страховыми фондами коммерческих банков и сберегательных учреждений.
Федеральная корпорация страхования ссудо-сберегательных ассоциаций (Federal Savings and Loan Insurance Corporation, I'SLIC) — правительственное агентство, которое занимается страхованием депозитов в ссудо-сберегательных ассоциациях — членах FSLIC. Была упразднена в 1989 г.
К сожалению, сама организационная структура агентств, занимающихся страхованием депозитов, имела значительные недостатки. Во-первых, Конгресс установил относитель-
1. Частные страховые компании, занимающиеся страхованием депозитов, более гибкие при мониторинге и контроле рисков, которым подвергаются депозитные учреждения.
рынок обычно правильно распределяет и устанавливает цены на товары и услуги, и риски в том числе. В самом деле, одна из главных функций компаний, занимающихся страхованием жизни, имущества и от несчастных случаев, как раз в этом и заключается. При условии, что частные страховые компании смогут справиться с этой задачей — и без государственного аппарата регулирования, стоит отметить, — почему бы страхованием депозитов не заняться и частным компаниям?
ство получает преимущества от конкуренции на рынке страхования депозитов. Эти экономисты выступают за систему, в которой государственное страхование будет существовать бок о бок с частным страхованием депозитов. Депозитные учреждения могут застраховаться у любой страховой компании, но всем депозитным учреждениям придется страховать свои депозиты (во избежание проблемы неблагоприятного выбора, которая обсуждалась ранее). Более того, государство может установить определенные стандарты для частных страховых компаний, чтобы иметь возможность преодолеть серьезный банковский кризис. Современная комплексная система форсирования сбыт товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты - кредитные и финансовые. Кредитные средства используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на наиболее благоприятных условиях и страхование экспортных операций.
комплексной страховой защиты отечественных экспортеров и создания условий для привлечения средств коммерческих банков в кредитование промышленного экспорта. В условиях, когда из федерального бюджета нереально выделение средств на кредитование экспорта, Росэксимгарантом отдается приоритет страхованию экспортных кредитов под государственные гарантии. В законе «О Федеральном бюджете на 1999 год» впервые предусмотрена возможность предоставления госгара!ттий на страхование экспортных кредитов. Подготовка соответствующих правительственных решений с разработкой механизма ведется совместно с Минторгом России.
Форфетирование. Этот термин происходит от франц. a forfait (целиком, общей суммой) и обозначает предоставление определенных прав в обмен на наличный платеж. В банковской практике это покупка на полный срок на заранее установленных условиях векселей, других долговых обязательств. Покупатель требований берет на себя коммерческие риски без права регресса (оборота) этих документов на экспортера. В отличие от традиционного учета векселей форфетирование применяется: а) обычно при поставках оборудования на крупные суммы (минимальная сумма — 250 тыс. долл.); б) с длительной отсрочкой платежа от 6 месяцев до 5—7 лет (сверх традиционных 90 или 180 дней); в) содержит гарантию или аваль первоклассного банка, необходимые для переучета векселей. Форфетор приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок. Тем самым экспортная сделка из кредитной превращается в наличную, что выгодно для экспортера. Учет векселей производится по фиксированной ставке, индексируемой по ставке ЛИБОР, или по ставке определенной страны. Размер дисконта (скидки) зависит от риска неплатежа, валюты платежа, срока векселя. Таким образом, экспортное форфетирование — учет без права регресса требований экспортера к иностранному импортеру на заранее установленную сумму. Форфетирование дополняет традиционные методы кредитования внешней торговли и государственное страхование экспортных кредитов, так как включает дополнительные риски. Поэтому форфетор предпочитает должников из стран, имеющих высокий международный рейтинг. Вначале форфетирование использовалось для первоклассных экспортных операций и при поставке заводов «под ключ», в современных условиях — для кредитования экспорта оборудования, сырья, товаров широкого потребления.
По английскому образцу созданы государственное страховое агентство ГИЕК в Норвегии, «Экспорт кредитиэмиден» в Швеции, «Экспорт девелопмент корпорэйшн» в Канаде и т.д. Во Франции страхование экспортных кредитов осуществляют полугосударственная французская компания страхования внешней торговли «Ко-мпани франсэз д'ассюранс пур лё коммерс экстерьер» (КОФА-СЕ — с 1946 г.) и частные страховые компании. В Италии страхование экспортных кредитов производят 20 страховых компаний, в том числе государственная компания «Институте национале дель ассикуранионе» (ИНА), и созданная в 1977 г. САКЭ. В США гарантии по экспортным кредитам предоставляют ЭИБ и Ассоциация страхования иностранных кредитов (АСИК — Foreign Credit Insurance Association). Полисы АСИК обеспечивают погашение кредита в случае невыполнения иностранным импортером обязательств и могут использоваться как обеспечение банковских ссуд американским экспортером. В ФРГ страхование экспортных кредитов осуществляют 12 страховых компаний, в первую очередь «Гермес» и «Тройэрбэйт», действующие от имени и за
Таким образом, объектом страхования, в том числе государственного, являются кредиты экспортера, импортера, банковские внешнеторговые кредиты и гарантии по исполнению контрактных обязательств, валютные риски, инфляционное обесценение валюты кредита. Насчитывается до 50 видов страхования экспортных кредитов — на случай банкротства, отказа от платежа, принятия товара, войны, революции, национализации, конфискации, экспортного эмбарго, валютных ограничений и т. д. Для государственного страхования экспортных кредитов из госбюджета выделяются лимитные фонды страховых компаний. Государственное страхование экспортных кредитов играет важную роль в регулировании экономики, служит средством конкурентной борьбы на мировых рынках.
Такое кредитование, осуществляемое на срок 5—- 8 лет, подвержено многочисленным рискам. Западные государства, заинтересованные в продвижении своего оборудования на мировые рынки, осуществляют страхование экспортных кредитов и частичное участвуют в этих кредитах, вследствие чего ставки по ним ниже рыночных.
ческим банком экспортным кредитам, пополнения денежных ресурсов специализированных кредитных и страховых институтов (в основном государственных или полугосударственных), осуществляющих долгосрочное финансирование и страхование экспортных операций. ЭКСПОРТНЫЙ КРЕДИТ - кредиты, предоставляемые иностранным покупателям или их банкам с целью финансирования продаж товаров и услуг; средство стимулирования экспорта. В капиталистических странах в зависимости от того, кто непосредственно кредитует иностранного покупателя, Э. к. называются фирменными (коммерческими) или банковскими. Фирменные Э. к. предоставляются от лица экспортера, но, как правило, рефинансируются банками. В современных условиях более широкое распространение получили банковские Э. к., предоставляемые иностранным покупателям непосредственно банками. Также получила распространение практика комбинированных (смешанных) кредитов. В ряде случаев Э. к. частных банков используется в комбинации с кредитами государственной «помощи», кредитами международных кредитно-финансовых институтов.
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ БАНКИ (foreign trade banks) - разновидность специальных кредитных институтов, которые осуществляют кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов.
¦ страхование экспортных кредитов (на случай банкротства импортера либо его продолжительной неплатежеспособности);
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Субъектами хозяйствования Субъектами управления Субъективные представления Субъективного характера Следующее равенство Субъектов энергетического Субъектов хозяйственной Субъектов осуществляющих Субъектов участвующих Субподрядным организациям Судебного исполнителя Судостроительной промышленности Суммарный коэффициент вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|