Стратегическим планированием



Капитаны мировой экономики долгое время полагали, что стратегическим направлением развития черной металлургии на длительную перспективу должен оставаться экстенсивный рост производства. Исходя из этого, в начале 70-х годов были сделаны прогнозы, согласно которым мировое производство стали к 2000 г. должно было достичь 1,7-2,0 млрд. т. Инвестиционные программы в черной металлургии многих стран были сориентированы на эту цифру. Мировые мощности по выплавке стали в 1950 г. составляли 200 млн. т., в 1960 г. - 413 , в 1970 г. - 696 и в 1981 г. - 960 млн. т. За 31 год производственные мощности сталеплавильной промышленности мир увеличились в 4,8 раза.

Решение жилищной проблемы, создание достойной и комфортной среды проживания каждому россиянину является сегодня важнейшим стратегическим направлением в стабилизации экономики, развитии социальной среды.

Стратегическим направлением деятельности ТНК является захват соответствующих сегментов российского рынка на основе продвижения продукции, произведенной за рубежом. В то же время ряд корпораций активно работают в реальном секторе российской экономики — в автомобильной промышленности («Дженерал Моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «БМВ»), нефтяной («Шелл», «Эксон Мобил», «Бритиш Петролиум», «Тексако», «Тоталь Франс»), химической («Байер», «Дюпон», «Юнилевер», «Проктер энд Гэмбл»), пищевой («Марс», «Кока-кола» и «Пепсико»). Крупные ТНК принимают активное участие в формировании инвестиционного климата посредством участия в работе Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики — инновационной экономики. Результаты наших исследований, анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме убедили нас в том, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века. Это обстоятельство побудило нас вынести на обсуждение читателей свое видение основополагающих положений инновационной экономики.

Информационное обеспечение анализа экономических категорий, показателей, процессов - это система сбора и обработки данных, позволяющих изучить состояние исследуемого предмета или объекта в статике и динамике, измерить влияние определяющих его факторов и выявить возможности управления им в соответствии с выбранным стратегическим направлением.

Стратегическим направлением деятельности ТНК является захват соответствующих сегментов российского рынка на основе продвижения продукции, произведенной за рубежом. В то же время ряд корпораций активно работают в реальном секторе российской экономики — в автомобильной промышленности («Дженерал Моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «БМВ»), нефтяной («Шелл», «Эксон Мобил», «Бритиш Петролиум», «Тексако», «Тоталь Франс»), химической («Байер», «Дюпон», «Юнилевер», «Проктер энд Гэмбл»), пищевой («Марс», «Кока-кола» и «Пепсико»). Крупные ТНК принимают активное участие в формировании инвестиционного климата посредством участия в работе Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Стратегическим направлением государственной политики должно стать формирование и защита отечественного рынка научно-технической продукции.

стратегическим направлением выступает эффективное управление маркетингом.

сударственную политику Японии. Стратегическим направлением го-

стратегическим направлением развития. Такое согласование должно охватывать

решения, которые согласуются с общим стратегическим направлением разви-


36, 15 занимаются экономическим анализом, 15 — стратегическим планированием, 6 — координацией; данные за 1978 г.)

Формулирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему (рис. 9.2.). Если всем руководителям следует в той или иной степени заниматься формальным стратегическим планированием, то составление стратегических планов для всей организации является, в первую очередь, обязанностью высшего руководства. Руководители среднего и низшего звена участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.

В крупных организациях, занимающихся сложным формальным стратегическим планированием, руководство почти всегда оформляет планы в письменном виде; могут существовать тысячи письменных документов, относящихся к планированию. Однако освещение специфики планирования и его многочисленных вариантов выходит за рамки данной работы. Мы сосредоточим внимание на ключевых компонентах организационного планирования: целях, руководствах для принятия решений и практических действий, охватывающих стратегии, политику фирмы, .процедуры, правила и бюджеты; а также основные этапы процесса планирования. Ключевые компоненты будут рассмотрены детально, начиная с целей и миссии организации.

тивным стратегическим планированием; малым объемом межкорпоративных связей; наличием высоких технологий внутри корпорации и постоянной способностью к их генерации.

Все это ставит сложные задачи перед нашим стратегическим планированием в области НТП и перед экономистами-теоретиками. Необходимо исходить из своеобразного треугольника противоречий между, во-первых, новейшими достижениями в науке и технологии, во-вторых, развитием новых потребностей в обществе, в-третьих, реально существующими условиями производства. Разрешение этих противоречий достигается выбором стратегической траектории НТП, оптимальной для данного планового периода и проходящей, как минимум, в трехмерном пространстве, каждая точка которого является вектором с координатами по трем указанным осям. В иной постановке вопроса выбор научно-технического решения и для народного хозяйства, и для предприятия можно рассматривать как функцию трех важнейших аргументов: уровня науки, уровня производства и прогноза потребностей, отражающего тенденции развития потребления. Задача экономистов заключается в том, чтобы совмещать и учитывать все три указанных аспекта, объединяя мнения ученых, производственников и потребителей.

Предсказания на ближайшую перспективу называются тактическим, на определенную дату — оперативным, на самую отдаленную — стратегическим планированием. Во всех случаях задача сводится:

Разработка нефинансовых критериев — сложная задача, однако без ее решения нелегко заниматься стратегическим планированием деятельности сегментов. Если с помощью финансовых показателей руководству компании удается оценить результаты прошедшей деятельности подразделения, то нефинансовые критерии позволяют спрогнозировать результаты будущей работы сегмента.

• разработка нефинансовых критериев — сложная задача, однако без ее решения нелегко заниматься стратегическим планированием деятельности сегментов;

Внутренний управленческий контроль сосредоточивает свое внимание на элементах предприятия — отделах, службах, цехах, участках, бригадах, называемых центрами ответственности. Поскольку у каждого центра ответственности имеются свои цели, то для их осуществления они вырабатывают свою стратегию. Иногда такую процедуру управления называют стратегическим планированием. Но, по существу, стратегическое планирование не входит в систему внутреннего управленческого контроля, так как стратегия вырабатывается предприятием и достаточно стабильна по причине редкого появления дополнительных новых возможностей или трудностей в достижении целей. Поэтому внутренний управленческий контроль в большей мере представляет собой процесс, с помощью которого управленцы оказывают влияние на работников организации для действительного выполнения организационной стратегии.

Разработка нефинансовых критериев — сложная задача, однако без ее решения нелегко заниматься стратегическим планированием деятельности сегментов. Если с помощью финансовых показателей руководству компании удается оценить результаты прошедшей деятельности подразделения, то нефинансовые критерии позволяют спрогнозировать результаты будущей работы сегмента.

Кроме того, обязательность разработки стратегического плана показывает, что долго- и краткосрочное планирование не противостоят друг другу. Однако иногда в ходе дискуссий складывается впечатление, что долгосрочное планирование является чем-то вроде планирования выходного дня, когда формулируются хорошие намерения, а краткосрочное планирование предназначено для практики. Подобные тезисы ведут к сохранению «менеджмента на скаку»: ведь краткосрочное планирование только в том случае действенно, когда оно подкреплено долгосрочным стратегическим планированием.


Суммирования полученных Суверенных государств Самостоятельных подразделений Следующего соотношения Следующему уравнению Следующий пожалуйста Следующие альтернативные Следующие допущения Следующие индикаторы Следующие коэффициенты Следующие мероприятия Следующие нормативы Следующие обозначения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика