|
Стратегического инвестиционного
Однако если фирма в состоянии изучать микросреду и пытаться воздействовать на нее, то в отношении своей макросреды она может лишь следить за «событиями» и должным образом реагировать на них. Макросреда - это шесть основных сил, влияние которых сказывается на предпринимательской деятельности самым непосредственным образом. Процессы, протекающие в демографической, экономической, природной, научно-технической, политической или культурной среде, равно как и ведущие тенденции этих процессов, ставят специалистов по маркетингу перед целым рядом сложных задач перспективного, стратегического характера.
Для выполнения всей этой маркетинговой работы фирме необходимо создать четыре системы-маркетинговой информации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга и маркетингового контроля. Система планирования маркетинга включает в себя и стратегическое и маркетинговое планирование. Система стратегического планирования имеет основной целью создание крепкой фирмы, в которой есть по крайней мере несколько растущих производств, компенсирующих те, что, возможно, идут по нисходящей. В рамках системы маркетингового планирования разрабатывают перспективные и годовые планы для каждого из конкретных производств обычных и марочных товаров, перед которыми уже поставлены задачи стратегического характера.
АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
В современных отечественных условиях требования к качеству управленческих решений стратегического характера существенно повышаются. Период первичного становления двухуровневой банковской системы фактически завершился. Вторая половина 90-х годов характеризуется, с одной стороны, резким ужесточением конкуренции на всех финансовых рынках России и, с другой, активизацией деятельности государства в лице Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту - "ЦБ РФ") в части его регулирующих и контрольных функций по отношению к коммерческим банкам. В результате финансового кризиса в августе 1998 года для большинства из них на первый план вышли задачи, связанные с обеспечением уже не максимизации финансовых результатов за счет постоянного расширения масштабов сверх рентабельных операций, а самого выживания как хозяйствующих субъектов на соответствующем сегменте рынка. Это потребовало внесения серьезных корректив как в ранее определенную миссию конкретного банка, так и в стратегию управления по базовым направлениям ее реализации.
При этом практическая значимость ошибок, допускаемых в расчетах отдельных показателей проекта, в большой степени зависит от момента их возникновения: ошибки в уровнях отдельных показателей, относящихся к отдаленному будущему, в несколько раз менее значимы, чем просчеты в уровнях затрат ближайших лет. Поэтому лишь очень крупные просчеты в оценке параметров отдаленного будущего реально искажают оценку эффективности проекта в целом. С учетом сказанного, проектные ошибки, проявляющиеся в очень уж отдаленном будущем, играют реально большую роль лишь в той своей части, которая относится к наиболее крупным просчетам стратегического характера. Именно на недопущение таких стратегических просчетов и направлена разработка долгосрочных инвестиционных прогнозов, программ и проектов. В целом же продление горизонтов расчета показателей проекта имеет смысл лишь до тех пределов, пока достигаемые уточнения проекта превышают вероятные последствия растущих ошибок прогнозирования. В частности, как правило, лишена смысла разработка проекта развития горного предприятия на весь срок его будущей службы, обычно превышающий 25 - 30 лет: более реалистичным в этих случаях будет ограничить расчеты периодом отработки одного-двух первых горизонтов.
4. Оценка перспектив внешнеполитического и военно-стратегического характера
При принятии управленческих решений тактического и стратегического характера в рыночной экономике центральное место занимают надлежаще налаженный учет и анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Определение финансового результата на базе метода "затраты-выпуск" основывается на следующих принципах:
Сопротивление в самой организации как системе возникает из-за перегрузок стратегического характера. Каждый раз, когда внимание управляющих разрывается между текущей операционной деятельностью и решением стратегических задач, первая вытесняет вторую. Поэтому в определенный момент сопротивление системы будет зависеть от разности между имеющимся и необходимым для решения стратегической задачи потенциалом, а недостаток бюджета (ресурсов) -приводить к отсрочкам, перерасходу средств и срыву стратегических программ.
Новые подходы к технологической политике выдвигают требования переориентации НИОКР на ранее неизвестные технологии. Можно выделить следующие формы перехода к ним: 1 — приобретение опыта научно-технических решений, что способствует улучшению продуктов или диверсификации продукции, 2 — консолидация усилий компаний, каждая из которых высококомпетентна в одной области (для создания новых продуктов на базе биотехнологии объединяются капиталы химических и фармацевтических фирм), 3 — использование внешних ресурсов (на базе академических институтов), 4 — объединение капиталов. Закономерность технологического развития такова, что научные циклы — среднесрочные (10-20 лет), долгосрочные (50 лет) и сверхдолгосрочные (100 лет и более) — связаны со сменой поколений техники и технологических способов производства. Такие смены несколько опережают коренные сдвиги в экономике. Это требует лидирующего развития науки, что ныне тем более важно, поскольку, по мнению ученых, XXI столетие принесет с собой третью общенаучную революцию. Технологическая политика должна строиться с учетом вытекающих из этой перспективы требований, и это касается не только решений стратегического характера, но и текущих задач.
Российская общественность, да и многие представители политических и деловых кругов за рубежом (за исключением монетаристов-догматиков «российского разлива», отставников и некоторых действующих политиков, ответственных за очевидные провалы экономической политики 1990-1998 гг.) дают резко негативную оценку результатам праворадикального эксперимента над нашей экономикой. Всеобщим стало требование выработать новые подходы к углублению и обеспечению позитивного характера рыночных преобразований в стране, придания им стратегического характера и полного соответствия национальным интересам. Политическая ситуация дает подтверждение и одновременно важные предпосылки реализации этого требования: прошли выборы в Государственную думу, избран новый президент действующих институтов социально ориентированного рыночного хозяйства. Для того, чтобы создать данную модель и сделать ее реальной, необходимо коренным образом изменить российскую экономическую политику, отойти от «дикого капитализма», который практиковали обогатившиеся российские олигархи в девяностых годах. Новый президент уже делает акцент на «правах собственников», уделяет особое внимание формированию «некоррумпированной бюрократии».
внимание и нефинансовые соображения). В то же время решение о продолжении или прекращении выпуска изделия несет последствия долгосрочного и стратегического характера. Выполненный анализ вклада в данной ситуации недостаточен, поскольку он был построен на данных только одного года и поэтому распространяет краткосрочный взгляд на решение, последствия которого могут наступить в отдаленном будущем. Например, если производство данного изделия будет прекращено, общие затраты могут остаться неизменными в ближайшие годы, но через, допустим, пять лет сократятся. Значительная сумма вклада от аппаратов по подрезке изгородей через год может стать настолько ничтожной, что немедленное прекращение их выпуска в будущем сэкономит значительные затраты, обусловленные дальнейшим продолжением производства аппаратов. Если для финансового обоснования решения используются оценки маржинального калькулирования, то анализ должен учитывать возможные последствия. Исследуются вопросы формирования стратегии производственно-хозяйственной деятельности предприятий, совершенствования методик стратегического, инвестиционного и комплексного анализа деятельности предприятий, разработки методики внутреннего контроля организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также внутрифирменных стандартов. Рассматриваются экономике- правовые аспекты деятельности предприятий, а также широкий круг проблем, касающихся постановки финансового, управленческого и налогового учета на предприятиях.
Аудит на предынвестиционной стадии. На предварительной стадии подготовки стратегического инвестиционного решения целесообразно выявить глубину и комплексность проработки всего круга вопросов по рассматриваемому проекту — как внутреннего, так и внешнего характера. Это позволяет обнаружить «пробелы» в накопленной информации, дополнить ее и тем самым не допустить принятия решения в условиях высокой степени информационной неопределенности.
Основанная на новой парадигме управления разработка инвестиционной стратегии базируется на предварительной идентификации достигнутого стратегического инвестиционного уровня предприятия. В процессе такой идентификации должно быть получено четкое представление о следующих параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития инвестиционной деятельности предприятия (рис. 4.2.):
Процесс разработки инвестиционной стратегии связан с предварительным выделением объектов стратегического управления предприятия. С позиций инвестиционного менеджмента выделяют обычно три основные группы объектов стратегического управления: инвестиционная деятельность предприятия в целом; инвестиционная деятельность стратегической зоны хозяйствования; инвестиционная деятельность стратегического инвестиционного центра.
Предприятие как объект стратегического инвестиционного управления представляет собой открытую комплексную систему, интегрирующую все направления и формы инвестиционной деятельности различных структурных хозяйственных его подразделений.
Стратегическая зона хозяйствования представляет собой самостоятельный хозяйственный сегмент в рамках предприятия (организации), осуществляющий свою деятельность в ряде смежных отраслей, объединенных общностью спроса, используемого сырья или производственной технологии. Инвестиционная стратегия стратегической зоны хозяйствования выступает обычно как самостоятельный (относительно автономный) блок в общей системе стратегического инвестиционного управления предприятием.
Стратегический инвестиционный центр представляет собой самостоятельную структурную единицу предприятия (организации), которая специализируется на выполнении отдельных функций или направлений инвестиционной деятельности, обеспечивающей эффективную хозяйственную деятельность отдельных стратегических зон хозяйствования и предприятия в целом. Инвестиционная стратегия таких центров ограничена функциональными направлениями их деятельности и подчинена задачам общего стратегического инвестиционного управления предприятием.
6. Обеспечение альтернативности стратегического инвестиционного выбора. В основе стратегических инвестиционных решений должен лежать активный поиск альтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществления инвестиционной деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общей инвестиционной стратегии и формирование механизмов эффективной ее реализации. Альтернативность является важнейшей отличительной чертой всей системы стратегического управления предприятием и связана со всеми основными элементами стратегического инвестиционного выбора — инвестиционными целями, инвестиционной политикой по отдельным аспектам инвестиционной деятельности, источниками формирования инвестиционных ресурсов, стилем и менталитетом инвестиционного поведения и т.п.
9. Ориентация на профессиональный аппарат инвестиционных менеджеров в процессе реализации инвестиционной стратегии. Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционной стратегии предприятия, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты — инвестиционные менеджеры. Эти менеджеры должны быть ознакомлены с основными принципами стратегического управления, механизмом управления реальными инвестиционными проектами и портфелем финансовых инвестиций, владеть методами стратегического инвестиционного контроллинга.
системе этих мероприятий предусматривается формирование на предприятии новых организационных структур управления инвестиционной деятельностью; создание „центров инвестиций" разных типов; внедрение новых принципов инвестиционной культуры; создание эффективной системы стратегического инвестиционного контроллинга и т.п.
На предварительной стадии подготовки стратегического инвестиционного решения целесообразно выявить глубину и комплексность проработки всего круга вопросов по рассматриваемому проекту (внутреннего и внешнего характера). Такой подход — экспертиза — позволяет обнаружить "пробелы" в на-
Следующего соотношения Следующему уравнению Следующий пожалуйста Следующие альтернативные Следующие допущения Следующие индикаторы Следующие коэффициенты Следующие мероприятия Следующие нормативы Следующие обозначения Самостоятельными субъектами Следующие переменные Следующие предположения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|