Стратегического поведения



3) оценка имеющегося стратегического потенциала предприятия, состоящего из технико-технологического потенциала; товарно-рыночного; ресурсно-рыночного; НИОКР; социального потенциала и потенциала к горизонтальной и вертикальной интеграции с позиций требований развития внешней и внутренней хозяйственных сред;

III. Количественная и качественная оценка внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы и достигнутом КПФ на отечественном и мировом рынках.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Однако знание конкурентов, их товаров и методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при небольших изменениях в работе. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Но несмотря на свою очевидность, это наименее изученный фактор. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображение собственной деятельности предприятия. Анализ конкурентов необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Осуществление такого анализа связано с обработкой обширной информации, которую необходимо добыть, обобщить и на ее основе сделать соответствующие выводы. Естественно, что создание системы по изучению конкурентов требует немалых вложений средств.

Определение и оценку стратегических ресурсов предприятия, его сильных и слабых сторон можно проводить на основе специальной таблицы (табл. 4-4), в которую включаются количественные либо качественные показатели. На основе данной таблицы можно оценить существующий и требуемый в перспективе стратегический потенциал предприятия. Хотя естественно, что наполнение этой таблицы, как по составляющим стратегического потенциала, так и по ресурсам, может существенно меняться при изменении экономической ситуации в стране, отраслевой сферы анализа и других факторов.

Составляющие стратегического потенциала (способности к реализации) Ресурсы

При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии.

Поддержание стратегического потенциала

В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду. Для анализа макросреды используется PEST-анализ. Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние стратегического потенциала. При анализе и оценки стратегического макроклимата объектом выступают сферы внешней макросреды, а предметом — их влияние на стратегические цели и стратегии, то есть определение стратегического макроклимата. Состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно на внутреннюю среду организации. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого не нее влияния, то есть микросреда, представляется совокупностью стратегических зон.

4 —- состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает некоторую возможность для использования стратегического потенциала;

С целью выявления сильных и слабых сторон организации необходимо провести оценку состояния стратегического потенциала.


Ценности и цели Хотя миссия, несомненно, представляет чрезвычайное значение для высшего руководства] организации, нельзя недооценивать отпечаток, накладываемый на фирму ценностями и целями высшего руководства. Наши ценности формируются нашим опытом, образованием и социально-экономическим фоном. Ценности, или то относительное значение, которое мы придаем вещам и явлениям, направляют и ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Профессор Игорь Ансоф утверждает, что стратегическое поведение четко находится под влиянием ценностей: «Общие наблюдения и социологические исследования подтверждают, что поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентации; как индивиды, так и организации проявляют предпочтение к определенным типам стратегического поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определенной линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения результатов . Гут и Тагири установили шесть ценностных ориентации, которые оказывают воздействие на принятие управленче-

Базовые типы стратегического поведения на рынке: стратегия атаки, стратегия обороны, стратегия отступления, их подвиды. Система стратегических мероприятий: инновационные стратегии, стратегии регулирования спроса, стратегии роста фирмы и проникновения на рынок.

Стратегия формирования и развития ИХС должна рассматриваться как ее сознательное, целенаправленное поведение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Формируя стратегию, ИХС должна учитывать возможность параллельного функционирования многих финансовых и экономических агентов и, в первую очередь, своих конкурентов. При этом приоритетным является учет спроса потребителей и возможностей участников ИХС. В качестве основных факторов стратегического поведения ИХС выступают цели, качество и количество выпускаемых товаров, объемы закупок ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками. С помощью этих параметров осуществляется стратегическое планирование и управление, а также реализация целей ИХС. Для уменьшения зависимости от поставщиков ИХС идут на использование механизмов и ОСУ на базе реализации принципов вертикальной интеграции и глубокой диверсификации производства. При этом используются дивизиональные ОСУ и блочные механизмы реализации отношений.

ВАЗ. Виды стратегического поведения предприятия

Сущность стратегического поведения составляют стратегические решения. Чаще всего они связаны с качественно новой задачей, поставленной рынком и требующей радикальной коррекции в развитии производства. Они формируются в результате разработки стратегии и подлежат выполнению в перспективном периоде. Три основных признака характеризуют решения как стратегические:

В качестве резюме по проблеме стратегического поведения энергокомпании отметим следующее.

С этой точки зрения было бы естественным перейти к учету стратегического поведения участников, чтобы отыскать в сочетании поведения и структуры объяснение, которое могло бы подтолкнуть организации к изменению внутренних механизмов координации и принятия решения. О. Уильямсон (возможно, потому, что его анализ основывается исключительно на примерах фирм, для которых побуждение к изменениям со стороны эволюции рынков играет, очевидно, большую роль) почти не использует этот путь.

Рис. 6.35. Организационные структуры в зависимости от стратегического поведения участников

10. Проанализируйте организационные структуры управления с точки зрения стратегического поведения участников организации.

176. Рис. 6.35. Организационная структура в зависимости от стратегического поведения участников

Рис. 2.12. Сценарий стратегического поведения компании


Следующий контрольный Самостоятельных производителей Следующие документы Следующие характерные Следующие качественные Следующие конкретные Следующие недостатки Следующие обязательства Следующие организации Следующие относительные Следующие полномочия Следующие процедуры Считается достаточным вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика