Стратегия организация



От высшего руководства ждут выполнения нескольких функций. Во-первых, ожидается, что оно определяет си-ценностей и цели организации с учетом интересов и других владельцев. Во-вторых, ожидается, оно определяет отношения между организацией и средой или принимает решения о стратегии «продукт — рынок». В-третьих, ожидается, что оно осуществляет функцию организации, т. е. формирует организационную структуру и подбирает ключевые кадры2. Таким образом, высшее руководство оказывает решающее влияние на стратегию, структуру и функционирование, С другой стороны, стратегия определяет ключевую, имеющую решающее значение специальность и тем самым влияет на назначение высших руководителей. Диверсифицированным компаниям с технологически связанной продукцией требуются технологические знания и эксперты-технологи в руководстве. Диверсифицированным компаниям, выпускающим продукцию, связанную сбытом. в высшем руководстве нужен специалист по сбыту. Стра-цолжна быть непрерывной, и если имеется соответствие между стратегией и технп1 икацией высших руководителей, то она может принести успех.

После выбора стратегии и разработки последующего плана, руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия определяет структуру. С точки зрения концепций структуры всегда должны отражать стратегию. Рис. 10.5. иллюстрирует процесс реализации стратегии и роль, которую играет организационная структура.

Этот подход был предложен Альфредом Чандлером. Он проанализировал, как на протяжении ряда лет изменялись организационные структуры таких фирм, как «Дюпон», «Дженерал Моторс», «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» и «Сире». Наблюдая за тем, как эти изменения соотносились с изменениями стратегий и целей организаций, Чандлер сформулировал свой ставший знаменитым принцип: «Стратегия определяет структуру»1. Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

Эта тенденция реорганизовывать структуру фирмы в соответствии ее стратегическими планами есть еще одна форма проявления уже приводившегося нами тезиса о том, что стратегия определяет структуру — тезиса, который получил очень много экспериментальных подтверждений^1. Примерно в то же время и по аналогичным причинам к децентрализованной дивизиональной структуре стали переходить и

2. Исходя из того, что Вы знаете о различных организациях, дайте несколько примеров, подтверждающих концепцию Чандлера, согласно которой стратегия определяет структуру.

Первая характеризует совокупность стратегических решений, связанных в обрабатывающих отраслях с определением номенклатуры, объема, качества и других характеристик выпускаемой продукции, в добывающих отраслях - в первую очередь с объемом добычи. Кроме того, данная стратегия определяет также способы поведения предприятия на товарных рынках.

Рассмотрев представленные аналитиками стратегические альтернативы, руководство выбирает конкретную стратегию, которая позволяет максимально повысить эффективность предприятия. Выбор оказывает глубокое влияние на предприятие, и он должен быть определенным и однозначным. Следует иметь в виду, что избранная стратегия определяет все сферы деятельности предприятия — от организации снабжения и сбыта до формирования учетной политики.

Стратегия не может задаваться лишь перспективным планом. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления материально-техническими и денежными ресурсами.

Выбранная стратегия определяет возможные направления развития и расширения деятельности фирмы. Так, компания может расширяться путем более эффективного проникновения на существующие рынки с уже имеющейся продукцией, выбрасывания на этот рынок новых продуктов либо проникновения на новые рынки с уже существующими или новыми продуктами. Знание стратегии конкурентов помогает принять правильное стратегическое решение. Например, информация о том, что конкуренты планируют завоевать рынки Северной Америки, а не Европы, может сделать европейский рынок более привлекательным.

5. Стратегия определяет способы достижения заданных параметров

2. Стратегия определяет назначение организации, ее долгосрочные цели, планы действий и распределение ресурсов.


4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Фирма Гардерика, 1996. Изд-во МГУ, 1995.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических спец. вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

2. О. С. Виханский, А. И. Наумов. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебник. М.: «Фирма Гар-дарика, 1996. 416 с.

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. - М.: Гардарика, 1996.

1. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экон. специальностей вузов. М.: Изд-во МГУ, 1998

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,

век, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1996. - 416 с.

42. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экон. специальностей вузов. М.: Изд-во МГУ, 1998

1 См.: Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 1995. — С. 34.

14 Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: МГУ, 1995.


Самостоятельными субъектами Следующие переменные Следующие предположения Следующие расчетные Самостоятельным предприятиям Следующие соотношения Следующие стратегии Следующие выражения Следующие возможности Следующие зависимости Следующих характеристик Следующих конкретных Следующих направлений вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика