Стратегии лидерства



международного отдела должна быть разнообразной вследствие значительных различий в социальных условиях Японии и других азиатских стран, с одной стороны, и западных стран — с другой, справиться с трудностями, необходимо особое уп-международным отделом корпораций. Производственный отдел какой-нибудь английской компании может уделять намного меньше внимания контролю над своими филиалами в странах Общего рынка. Междуна-ш отдел японской корпорации обычно несет ответ-за функционирование филиала, продажу лицензий, экспорт, а также планирование и зарубежной стратегии корпорации.

долгосрочных планов и их типовая структура показаны на рис. 9.2. Уровень стратегии корпорации корреспондирует со стратегическим планом на рис. 9.1; план отделения вместе с функциональным планом корпорации — со среднесрочным планом на рис. 9.1'.

Многие японские рабочие не используют полностью оплачиваемый отпуск, частично из-за их убеждения-в том, что их долг работать, когда компания в этом нуждается. В то же время они полагают, что, беря весь отпуск, они показывают мало преданности компании. Такой же феномен наблюдается даже в фирмах, которые поощряют своих служащих брать оплачиваемый отпуск (табл. 5). Тесное отождествление с фирмой является прежде всего результатом стратегии корпорации в области управления трудовыми ресурсами. Пожизненный найм, системы трудового стажа и активного общения составляют главные способы усиления такого отождествлени-я.

При системе управления, где контроль сверху имеет весьма неопределенную форму, технические указания сверху в лаборатории также не очень конкретны. Наоборот, в процессе принятия решений «снизу вверх» от лабораторий ждут участия в формировании долгосрочной стратегии корпорации и исполнения своей важной роли. Верхние эшелоны руководителей «Мицубиси Электрик» ждут, что центр по проведению научно-исследовательских работ будет способствовать формированию долгосрочной стратегии корпорации.

Методы и приемы формирования стратегии корпорации образуют новую область исследований, известную как системный анализ, изучение будущего, политология, исследование функций. Агентство по науке и технологии японского правительства определяет эту сферу исследований как нематериальную науку, или «науку по непроизводственным услугам» («гибкую науку»). При центре руководства НИР на фирме «Мицубиси Электрик» имеется активная группа нематериальной науки. Со времени начала своей работы (около десяти лет назад) данная группа внесла весомую лепту в формирование стратегии корпорации. Другой пример наблюдается на фирме «Фудзицу» — ведущем производителе компьютерной техники в Японии. У «Фудзицу» есть полу-

Но самостоятельные действия лабораторий и отделов должны координироваться. Для этого лабораторией системных исследований было разработано и применено несколько методов системного анализа. Большинство этих методов — конфликтно-разрешающего или формирующего единодушие типа. Это позволяет лаборатории разрешать внутрикорпорационные конфликты и достигать единства взглядов внутри корпорации. С помощью этих методов лаборатория помогает и формированию стратегии корпорации; она является посредником между внешним окружением — рынком и внутрикорпорационной средой — отделами и другими лабораториями (рис. 10.8). Интересно, что такая задача никогда специально не ставилась перед лабораторией высшим руководством компании. Лаборатория взяла на себя эту

СЕКТОР СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ

Итогом его осуществления является утверждение продуктово-маркетинговой программы, которая становится основой разработки стратегии корпорации. Для ее успешной реализации уточняется оргструктура и, если необходимо, проводятся структурные преобразования, под нее принимаются финансовая программа и программа управления персоналом. Итоговым документом является общая программа (реформирования) развития организации (см. рис. 30.4).

В процессе стратегического анализа должны быть оценены различные варианты стратегии корпорации. Для того чтобы выбрать тот или иной вариант, разработчики стратегии сравнивают их между собой, учитывая, в какой мере каждый из них способен обеспечить достижение целей организации. Оптимальный вариант стратегии должен обеспечить наилучшее соотношение между сильными и слабыми сторонами организации, возможностями и угрозами внешней среды.

Финансовые ресурсы, как и структура, являются основой обеспечения стратегии корпорации. В этом контексте работа финансовых служб состоит из действий, связанных с финансированием производства компании и порядком использования этих средств. Оценка финансовой деятельности сосредотачивается на следующих вопросах:

стратегии корпорации


Обычно стратегии лидерства целесообразны, когда организация конкурирует в сфере быстрорастущего производства, в производственной сфере, переживающей быстрые технологические преобразования, или компания производит продукт, пользующийся спросом, но выпуск которого находится на начальной стадии жизненного цикла и спрос на него хотя и увеличивается, но еще не устоялся. Для реализации стратегии лидерства требуется определенное научно-исследовательское обеспечение: широкий фронт научно-исследовательских работ в смежных областях и постоянная связь с фундаментальными исследованиями; постоянный обзор наиболее важных результатов научно-исследовательской деятельности для внедрения в производство; несущественные финансовые ограничения на НИОКР; оперативное изменение приоритетов финансирования в зависимости от ожидаемых результатов маркетинга. В сфере опытно-конструкторских работ должна быть создана мощная опытно-конструкторская база, необходимо иметь особо квалифицированную рабочую силу в модельных и инструментальных подразделениях, наладить постоянную обратную связь между

Большинство ученых, работающих в области теории организации, согласны с тем, что стратегия и структура фирмы тесно связаны между собой. Точнее говоря, структура должна определяться стратегией. Фирмы, внедряющие стратегии лидерства, должны быть гибкими, а такая гибкость обеспечивается структурой расстановки кадров, которая позволяет адаптироваться к новым видам деятельности. При этом структура штатного расписания не должна быть раздутой (т. е. вертикаль управления сводится к очень ограниченному числу уровней управления), использование межиерархических и межфункциональных команд отличается низким уровнем формализации (т. е. содержание и описание обязанностей является гибким), основывается на свободной передаче данных как по горизонтали, так и по вертикали, что обусловливает высокую степень участия всех сотрудников в принятии решений.

Существует иерархия успеха конкурентных стратегий по лидерству в дифференциации продукта, снижении затрат, концентрации на дифференциации продукта и концентрации на снижении затрат. Стратегии лидерства в дифференциации

Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли. При этом продукция может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт. Стратегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как General Electric в производстве бытового оборудования, BiC в производстве шариковых ручек, Ford в производстве тяжелых грузовиков. Лидируют в издержках российские производители компьютерных программ. О других российских отраслях пока трудно что-либо сказать ввиду информационной закрытости предприятии.

Производство с низкими издержками — это нечто большее, чем движение вниз по опытной кривой. В этом случае предприятие должно стараться находить и использовать любую возможность для снижения затрат. Данная стратегия возможна при массовом выпуске стандартизированной, как правило дешевой, продукции и отлаженных каналах сбыта. Но кроме того, такая стратегия возможна при выпуске продукции, продвинутой на рынок за счет рекламы, как, например, сигареты фирмы Philip Morris. Отсюда следует, что преимущество в издержках не означает низких цен. Фирма может продавать продукцию по достаточно высоким ценам, получая дополнительную прибыль, или увеличивать затраты на рекламу и осуществлять продвижение продукции на рынок при неизменных ценах. Основные характеристики стратегии лидерства в издержках приведены в табл. 6.1.

В противоположность стратегии лидерства в издержках, которая ориентирована на обслуживание всего рынка стандартизованного товара, стратегия дифференциации направлена на изготовление особой продукции, являющейся модификацией стандартного изделия. Такая продукция предназначена для потребителей, которых не устраивает стандартная продукция и которые готовы платить за ее

5. Может ли предприятие одновременно придерживаться стратегии лидерства в издержках и дифференциации?

Наконец, важный аспект стратегии лидерства — соединение усилий по «реальному» выделению своей продукции в качестве особенной с обеспечением ее «узнаваемости» на рынке. При этом исключительность данного изделия ассоциируют либо с названием самой компании (машины «Мерседес» фирмы «Мерседес-Бенц»), либо с торговой маркой, специально разработанной для данной продукции (например, «Нэшнл» для аппаратуры фирмы «Матсуши-та»). В практике некоторых компаний, особенно тех, которые следуют стратегии сбыта продукции в комплексе с услугами, к марке продукта присоединяется определенный лозунг, характеризующий специфику сервиса компании. Например, компания «Катерпиллер трэктор» к аналогичной марке своей строительно-дорожной техники присоединяет (в рекламе) лозунг «Обслуживание запчастями в любой части света за 24 часа».

Для реализации стратегии лидерства по издержкам необходимы следующие предпосылки: широкая возможность инвестирования, то есть доступ к капиталу (финансовым средствам), нововведения и усовершенствования производственного процесса, тщательный контроль за рабочей силой, простые в изготовлении продукты, система сбыта, не требующая больших издержек.

11.2.3. Управленческие стратегии лидерства в хозяйственной деятельности^организации

Стратегии лидерства


Следующих коэффициентов Следующих материалов Следующих обстоятельствах Следующих особенностей Следующих показателей Следующих предпосылках Следующих ситуациях Следующих важнейших Самостоятельной деятельности Следующими обстоятельствами Следующими правилами Следующими соотношениями Следующими важнейшими вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика