|
Стремятся максимизировать
Практика совместного владения имеет определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, маркетинга и прочих принципов деятельности. В то время как многие американские фирмы стремятся использовать заработанные средства для повторного инвестирования на расширение дела, местные фирмы нередко предпочитают изымать эти поступления из оборота. В то время как американские фирмы отводят большую роль маркетингу, местные вкладчики зачастую могут полагаться исключительно на организацию сбыта. Более того, совместное владение может затруднить транснациональной компании проведение в жизнь конкретных политических установок в сфере производства и маркетинга во всемирном масштабе.
Трудности внедрения экономико-математических моделей. Тот факт, что хозяйственники далеко не всегда стремятся использовать методы экономико-математического моделирования в своей практической деятельности, зачастую объясняют их косностью4 и рутинерством. Хотя такое объяснение нередко оказывается справедливым, недостатки методов экономико-математического моделирования также затрудняют их использование.
Я надеюсь, что, поскольку бухгалтеры-менеджеры и другие менеджеры бизнеса стремятся использовать наилучшие практические приемы, то они будут руководствоваться приведенными принципами, которые, после их изучения вместе с Библией и деятельностью Иисуса Христа, помогут им в их будущей профессии стать и производительнее, и счастливее.
Рекламно-пропагандистская функция статистических показателей - еще более щекотливый вопрос. С одной стороны, реклама - это одно из нормальных явлений рыночной экономики, и фирмы, компании, естественно, стремятся использовать в рекламе статистические показатели о долговечности, качественности своей продукции, зная, что цифровым данным люди больше доверяют, чем словам. Но при таком использовании статистических показателей велик риск либо подмена реального показателя планируемым, т. е. желаемым, но еще не осуществленным, либо умолчание о других показателях товара, не отвечающих целям рекламы. Поэтому к статистическим показателям, используемым в рекламных интересах, следует относиться весьма осторожно, по возможности проводить дополнительные расчеты и анализ. Например, фирма «Кудесник», рекламируя в газете «Известия» от 14 января 1997 г. кран КС-5579 на базе грузовика «КамАЗ», сообщает, что средний ресурс крана до капитального ремонта составляет 10 лет эксплуатации, или 8000 моточасов. Оба показателя впечатляют. Но если провести расчет, на каких же условиях эксплуатации рассчитан этот ресурс, то на 1 год приходится 800 часов работы, на 1 месяц при 22 рабочих днях - 66 часов, на сутки - 3 часа работы. Неудивительно, что при столь низком показателе использования по времени - всего 0,375 одной смены в сутки, кран, возможно, и на самом деле проработает 10 лет без капитального ремонта.
Совокупное действие различных факторов приводит к тому, что предприятия далеко не всегда стремятся'использовать вышеназванные преимущества заемного финансирования, а предпочитают прибегать к другим источникам увеличения капитала. Исследования в этой области позволили профессору Гарвардского университета Г. Дональдсону сформулировать ряд выводов, которые отчасти находят подтверждение на примере отдельных отечественных предприятий.
Многие компании стремятся использовать высокую цену для расширения своей доли рынка. Высококлассным исполнителем метода «снятия сливок» зарекомендовала себя компания Du Pont. Планируя представление рынку очередной новинки — целлофана, нейлона, тефлона — она назначает на нее максимальную цену, акцентируя преимущества новой продукции перед товарами-субститутами. Для адаптации потребителя к новому материалу компания устанавливает цену, которая делает товар привлекательным только для определенных сегментов рынка. Когда объем продаж стабилизируется, Du Pont снижает цену, чтобы привлечь ел едущий сегмент покупателей, которых устраивает новая цена. Таким образом, Du Pont снимает максимально возможный слой финансовых «сливок» с различных сегментов рынка. Аналогичную стратегию применяет и компания Polaroid, которая представляет дорогие модели новых фотокамер, а затем начинает производство упрощенных и, соответственно, дешевых вариантов аппаратуры, охватывая все новые сегменты рынка.
Однако и здесь существует ряд проблем. Интересы местного партнера ограничиваются операциями на местном рынке, тогда как иностранный партнер заинтересован в общем объеме своей внешнеторговой деятельности. Особенно конфликтными могут являться вопросы использования прибыли, когда, например, американские фирмы стремятся использовать заработанные средства для реинвестирования в расширение производства, а местные фирмы изымают эти поступления из оборота.
Кстати сказать, современные капиталисты стремятся использовать вполне естественное рабочее чувство профессиональной гордости для увеличения прибыли в свои карманы.
В зарубежной литературе также обращается внимание на то, что заводы, расположенные по берегам рек, стремятся использовать недорогостоящие источники воды без очистки, уменьшая тем самым капиталовложения. Обоснование целесообразности применения очистных сооружений для производственного водоснабжения Е. Пенлсон [35] предлагает производить по расчету прямых и косвенных издержек производства при различных вариантах, щторые включают следующие затраты;
Мы еще раз подчеркиваем тот факт, что рынки приблизительно эффективны, и инвесторы стремятся использовать арбитражные возможности с целью получения выгоды, приводит к фундаментальному ограничению идеи о том, что крахи являются случайными событиями. Модель рационального ожидания, описанная в главе 5, объясняет, что лежит в основе подобного поведения. Эта модель говорит о том, что не следует ожидать, что все спекулятивные пузыри заканчиваются крахами: ключевой проблемой теории является тот факт, что всегда есть некоторая вероятность того, что пузырь плавно сойдет на нет, минуя крах. Таким образом, согласно этой теории, два ложных предсказания могли относиться как раз к таким случаям плавного окончания пузырей. Выборка не слишком большая, но при имеющейся информации, существование этих двух ложных предсказаний, интерпретированных в данном контексте, указывают на то, что общая вероятность краха, обусловленного наличием пузыря, приблизительно 3/5 =60%. Таким образом, существует 40% вероятность пережить пузырь, избежав краха.
В-третьих, частные собственники стремятся использовать свои ресурсы так, как это выгодно остальным. Хотя закон разрешает им делать со своим имуществом "все, что угодно", частные владельцы оказываются в выигрыше, когда думают о том, как сделать свою собственность наиболее привлекательной для других. Если их действия вызывают одобрение других людей, ценность их имущества возрастает, если нет — снижается. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.
1. Руководители фирм могут действовать в соответствии с комплексом стимулов и под давлением разнообразных запретов. Мы можем предположить, однако, что фирмы стремятся максимизировать свою долговременную прибыль.
Управляющие стремятся максимизировать реализацию всей продукции. Однако им следует периодически сверяться с лимитами ресурсов.
Позитивная теория бухгалтерского учета (positive accounting theory, PAT) скорее является описывающей, нежели предписывающей. Она предназначена для объяснения и прогнозирования последствий управленческого выбора. В отличие от нормативных теорий, основанных на предположении, что менеджеры должны максимизировать получаемую от фирм прибыль или полезность, позитивная теория исходит из того, что люди всегда поступают исключительно эгоистически и стремятся максимизировать собственную выгоду. Позитивная теория бухгалтерского учета в целом раскрыта Ваттсом и Циммерманом (Watts and Zimmerman) 178). Они утверждают, что предположение о максимизации прибыли не доказано и часто противоречит наблюдаемой действительности. Существующие нормативные теории учета они подвергают критике в основном за опору на оценочные суждения. Ватте и Циммерман подчеркивают, что построение теории бухгалтерского учета должно быть свободно от оценочных суждений теоретика и необходим новый подход. Их позиция по этому вопросу становится ясной из следующих высказываний: «Целью теории бухгалтерского учета является объяснение и прогнозирование учетной практики» (с.2) и «... Теория, как мы ее понимаем, ничего не предписывает учетной практике. Она имеет дело с объяснением учетной практики» (с.7).
Показывает эффективность использования оборотных активов и отражает скорость реализации товарно-материальных запасов. Финансовые менеджеры должны принять правильное решение: произвести дополнительные вложения в товарно-материальные запасы или идти на риск возникновения их дефицита. Как правило, фирмы стремятся максимизировать этот показатель, поскольку чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств вложено в эту статью оборотных активов, которая обладает наиболее низкой ликвидностью. Следовательно, фирма достигает более высокой ликвидности оборотных активов и соответственно более устойчивого финансового положения. Особо важное значение придается повышению оборачиваемости товарно-материальных запасов, когда фирма имеет высокий уровень кредиторской задолженности и возникают требования со стороны кредиторов.
Показывает удельный вес заемных средств в активах. Обозначается - Debt to Total Assets. Нормальным считается уровень от 0,3 до 1,0 и выше. Фирмы стремятся максимизировать этот показатель, когда уверены, что доходы, полученные от реализации продукции, будут существенно превышать сумму выплаты процентов по кредиторской задолженности. Для этого показателя для сравнения чаще используются отраслевые нормативы, чем соответствующие показатели других фирм.
В отличие от других общественных наук, экономический подход к анализу поведения основывается на предположении о действиях индивидуумов исключительно в своих интересах, причем целью этих действий является максимизация полезности. Предполагается, что потребители стремятся максимизировать получаемое удовлетворение (полезность), фирмы — прибыль, а государство — общественное благосостояние.
Заработная плата — сложная и многоплановая экономическая категория. С точки зрения работодателя она выступает как элемент издержек производства. Поэтому работодатель стремится минимизировать размер заработной платы, ее долю в издержках производства, с тем чтобы увеличить свою прибыль. Это стремление работодателя наталкивается, однако, на определенные границы, обусловленные необходимостью возместить затраты на воспроизводство рабочей силы, на противодействие наемных работников и их профессиональных организаций. С точки зрения наемных работников заработная плата — это основная часть дохода, используемого на восстановление работоспособности, на удовлетворение материальных и духовных потребностей работника и его семьи. Поэтому наемные работники стремятся максимизировать размеры своей заработной платы, что, однако, опять-таки наталкивается на определенные границы, обусловленные необходимостью обеспечить эффективность производства и его развитие за счет выручки от реализации продукции и прибыли. В результате сложного взаимодействия интересов работодателей и наемных работников формируется конкретный размер заработной платы.
Возможность контроля над каналом распределения также нельзя упускать из виду при его оценке. Такая проблема появляется, например, при работе через агентства по продажам. Агентства — независимые организации, они стремятся максимизировать свою прибыль. Их агенты могут отдавать предпочтение тем клиентам, которые приобретают больше товаров, причем необязательно какого-то определенного производителя. Более того, агенты не всегда разбираются в технических деталях продукции и не всегда могут эффективно использовать те рекламные материалы, что предоставляет им производитель.
Другим превосходным качественным измерителем настроения по специфической акции, секторе, или более широкому рынку являются истории с обложек журналов. Почему - это так? Нет никакой тайны в том, что издатели журнала стремятся максимизировать продажи каждого выпуска. Для достижения этих целей, журналы часто помещают на свои обложки "горячую" тему дня. Очень важно помнить, что ко времени попадания истории на обложки журналов и в газетные публикации новостей большинство из тех, кто обычно действует на новостях, вероятно, уже сделало это. Другими словами, есть хороший шанс, что тренд, изображаемый в истории с обложки уже был полностью или почти полностью дисконтирован в текущей цене акции прежде, чем история попала в газетные киоски. Истории с обложек наиболее эффективны как противоположные индикаторы, когда несколько публикаций имеют подобную тему со сходными заключениями. Один из лучших примеров драматических противоположных последствий историй покрытия можно найти в круговороте медвежьих обложек, которые появились в августе и сентябре 1998 года. Множество главных публикаций имело обложки, высвечивающие бедственное состояние рынка акций и "глобальное экономическое ухудшение". Вот они хронологически:
Вопрос о теории полезности поднимается в книге из-за того, что сторонников максимизации среднего геометрического часто критикуют за то, что они способны максимизировать лишь случай логарифмической (In x) полезности. То есть они стремятся максимизировать только богатство, а не удовлетворенность инвестора. В этой книге мы попытаемся показать, что максимизацию среднего геометрического можно применять при любой функции полезности. Поэтому теперь нам придется обсудить теорию полезности в общем плане, на уровне основных понятий.
Следующим направлениям Следующим принципам Самостоятельное определение Следующим уравнением Следующую классификацию Сличительная ведомость Сложилась устойчивая Сложившаяся структура Сложившейся ситуацией Сложившиеся пропорции Сложившихся хозяйственных Сложившимися условиями Сложность получения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|