Структуры экономики



менные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе интенсивности использования производственных ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.).

Главная цель бухгалтерского учета заключается в формировании своевременной количественной и качественной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, ее сегментов, необходимой для осуществления управления хозяйственными процессами и принятия управленческих решений на различных уровнях организационной структуры экономического субъекта.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

1) информирующие относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта;

• особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, ее недостатки;

• организационной структуры экономического субъекта;

а) информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта, основных видов его деятельности в произвольной форме,

Информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта, основных видах его деятельности.

7) особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, наличие недостатков в данной структуре; особенности структуры капитала и распределения прибыли; наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности;

1. Информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.


Электронно-вычислительный центр в Токио оказался не только посредником при трудоустройстве, но и источником важнейшей информации о рынке рабочей силы. Ежемесячно готовятся справочники дефицитных профессий и, наоборот, избыточных. А отсюда - шаг к организации профессионального обучения и переобучения, к гармонизации рынка рабочей силы. Шаг один, но очень непростой. Как заинтересовать фирмы в проведении переобучения, как справиться с этой проблемой при массовых закрытиях предприятий, глубоких преобразованиях структуры экономики? Увы, исчерпывающих ответов на эти вопросы пока найти не удалось. Несмотря на все совершенство компьютерной техники, при 1,5 млн. безработных в Японии простаивает в последние годы 500-800 тысяч рабочих мест, в основном для квалифицированных рабочих. Но вполне возможно, что, не будь такой техники, разрыв был бы еще более драматичным. Среди несомненных достижений - возможность работать весьма ограниченным

В рыночных условиях, когда цели и развитие экономики диктуются потребителями рынка, формы интеграции капитала становятся добровольными. Они определяются представителями рынка с учетом спроса на производимую ими продукцию (услуги) и удовлетворения этого спроса на конкурентной основе. Для формирования эффективной структуры экономики государство поощряет развитие производства посредством системы льгот в области налогообложения, централизованных кредитов, формирования собственности и т. д. Наиболее эффективно это реализуется через создание и поддержку финансово-промышленных конгломератов и иных организационных форм объединения банковского капитала, ресурсов науки, промышленности и государства. Одной из наиболее эффективных форм такой интеграции и являются финансово-промышленные компании (объединения). Создание их избрано в России в качестве приоритетного направления преобразования экономики и промышленной политики.

В заключении следует отметить еще раз, что роль государства неоценимо высока в выборе правильной эколого-экономической стратегии, которая в будущем будет определять формирование и становление качественно иной воспроизводственной структуры экономики, учитывающий все аспекты современной экологической проблемы.

Мировой опыт развития стран с рыночной системой показывает, что важную роль в обеспечении устойчивого развития в них играет малое предпринимательство. Это предпринимательская форма способствует достижению оптимальной структуры экономики, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации, личной ответственности за результаты производства. Малое предпринимательство содействует: поддержанию на должном уровне конкуренции; гибкой перестройке производства; ускорению инновационных процессов; формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости; приближению производства товаров и услуг

Вместе с тем, пока малое предпринимательство в экономике России занимает скромное место. Так, в 1996 г. в стране насчитывалось 900 тыс. таких предприятий, где было занято 15 млн. человек, и они давали 12% ВВП. Национальный финансовый крах августа 1998 г. резко ухудшил все позиции этих предприятий. В сравнении с июлем 1998 г. в середине 1999 г. их число в стране сократилось с 837,8 до 743,3 тыс., т. е. на 11,3%. В развитых странах на долю малых предприятий приходится от 40 до 70% ВВП, в них работает 30-60% всех занятых в частном секторе. США в 2000 г. насчитывалось 20 млн. малых предприятий, их суммарный годовой оборот 3 трлн. долл. Малый бизнес — главный двигатель экономического прогресса США. На него приходится 2/3 вновь создаваемых рабочих мест, более V2 технических новшеств, 39% ВНП. В развитых странах более 85% предприятий— малые. В ЕС на 1 тыс. жителей приходится 40 малых предприятий, в России — 5. Для создания оптимальной структуры экономики в России, по экспертным оценкам, необходимо иметь от 3 до 15 млн. малых предприятий. По меркам же развитых стран, России нужно иметь как минимум около 3 млн. малых предприятий, обеспечивающих постоянной работой 20-22 млн. человек.

Его результативность доказана мировым опытом госуправления в ряде стран традиционно рыночной ориентации (Франция, Япония и др.), руководство которых сумело, оперевшись на сильное государство и на интересы частнопредпринимательского сектора, осуществить радикальную перестройку структуры экономики и ее подъем.

Однако чаще всего проблемы появляются на практике. Если государство проводит активную структурную политику и в то же время существует четкая шкала предпочтений относительно отраслевой структуры экономики, а характер распределения экономической деятельности по регионам при этом практически не имеет значения, то отраслевые расчеты должны выполняться на втором этапе прогнозирования, региональные — на третьем. В этом случае в региональном прогнозировании учитываются ограничения, обусловленные решениями, принятыми на отраслевом уровне.

С конца 70-х годов в концепциях межгосударственного регулирования платежного баланса, основанных на признании структурного характера его дефицита, удлинился период стабилизации экономики и изменилось его содержание. Стабилизационные программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение по линии модернизации отраслевой структуры экономики, исправления дефектов совокупного предложения в увязке со стратегией экономического роста, капиталовложений. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых Фондом, способствовало усилению его сотрудничества с МБРР в разработке новой схемы стабилизационных программ путем устранения неравновесий в отраслевой структуре экономики страны-заемщика. Кроме того, Фонд с начала 90-х годов стал выступать в роли координатора по оказанию экстренной финансовой помощи странам, оказавшимся в особо тяжелом экономическом положении. В «пакеты» предоставлявшихся ресурсов входят не только средства МВФ, но и правительств ряда развитых государств (прежде всего США, Японии и ФРГ) и крупных частных банков. Так в 1995 г. для спасения экономики Мексики МВФ организовал предоставление этой стране финансовых ресурсов в объеме 48,0 млрд долл. В 1997 г. аналогично 17,2 млрд долл. было выделено Таиланду, 40,0 млрд долл. — Индонезии и 58,0 млрд долл. — Республике Корее. Подобные экстренные меры Фонда, хотя и способствовали стабилизации экономического положения в этих странах, показали, что деятельность МВФ страдает крупными недостатками в плане выявления и предупреждения негативных сдвигов в экономике и валютно-финансовом положении развивающихся государств.

Одним из интересных подходов к анализу динамических многоотраслевых моделей является анализ их магистральных свойств. Магистральные свойства, которые уже упоминались в предыдущей главе при описании методов анализа сильно агрегированных моделей народного хозяйства, состоят в том, что при достаточно больших периодах времени вне зависимости от критерия оптимизации (принадлежащего к некоторому определенному классу «разумных» критериев) основная часть оптимальной траектории находится вблизи магистрали — такой структуры экономики, при которой достигается ее максимальный рост. Начальный участок траектории состоит в выходе на магистраль наискорейшим образом (или приближении к ней) и также не зависит от критерия оптимизации. Критерий связан только с моментом схода с магистрали и особенностями заключительного участка траектории. Поскольку в задачах планирования нас интересует прежде всего начальный подход, то магистральные свойства могли бы быть использованы для планирования развития народного хозяйства. На практике применение магистральных теорем сдерживается тем, что они доказаны для относительно простых моделей и, что самое главное, применимы обычно при достаточно больших интервалах планирования, значительно превышающих периоды времени, рассматриваемые при планировании народного хозяйства и составляющие 10—15 лет.

На основе приведенной выше принципиальной структуры экономики по секторам возможна известная агрегация элементов разных секторов, что практически и делается в статистических разработках макроуровня 90-х годов. Производство валового внутреннего продукта в публикациях Госкомстата России представлено сектором «производство товаров (реальный сектор экономики)» и сектором «производство услуг», с разделением последнего на «рыночные услуги» и «нерыночные услуги».

Среди причин макроэкономического характера, способствовавших широкому распространению неденежных форм расчетов, кроме политики денежного сжатия следовало бы назвать также высокий уровень косвенного налогообложения и структурные перемены в экономике, происшедшие в 1990-е гг. (упрощение структуры экономики страны, закрепление «сырьевой» направленности). Политика цен и тарифов на услуги естественных монополий, проводившаяся государством в начале 1990-х гг., привела к резкому возрастанию кредиторской задолженности промышленных предприятий перед энергосистемами, структурными подразделениями МПС России, региональными газораспределительными организациями. Помимо этих естественных монополистов всероссийского масштаба появились и местные «естественные монополии», которые, строго говоря, естественными не являются. Это в первую очередь предприятия коммунального хозяйства (водоснабжения и пр.).


Снабженческо сбытовыми Снабжения материально Снабжения необходимо Снабжения предприятия Самостоятельно осуществляет Снабжение производства Снижается надежность Снижением эффективности Снижением себестоимости Сочетания параметров Сочетание интересов Сочетание различных Сочетании различных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика