Структуры бухгалтерского



Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях.

В крупных организациях, кроме перечисленных, могут открывать отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Ниже приведена общая схема структуры бухгалтерии (рис. 9.1).

При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и другим организационным структурам), выполняют замкнутой цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителем подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетентности. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д.

При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо наложенные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

3. Назовите основные типы организации структуры бухгалтерии.

4. Выбор организационной структуры бухгалтерии. Она (как при централизованной, так и при децентрализованной организации) предполагает три основных вида: функциональный, линейный и линейно-функциональный.

Организационно АИС-БУ реализуется через создание автоматизированных рабочих мест бухгалтерских и учетных работников, зависит от организации учета (централизованного и децентрализованного) и организационной структуры бухгалтерии предприятия (§ 1.4).

4. Выбор организационной структуры бухгалтерии. Она (как при централизованной, так и при децентрализованной организации) предполагает три основных вида: функциональный, линейный и линейно-функциональный.

Организация учетно-аналитического процесса предусматривает: выбор наиболее эффективной структуры бухгалтерии и такой системы обработки информации, которая активно влияла бы на финансово-хозяйственную деятельность и базировалась на принципах специализации и кооперирования, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрывности и ритмичности. Структура бухгалтерии должна быть построена по предметно-функциональному принципу.


Динамика состава и структуры бухгалтерского баланса АО «Прогресс», тыс. руб.

Равенство (1.21) непосредственно вытекает из структуры бухгалтерского баланса: стоимость оборотных активов (Аоб) представляет собой сумму собственного оборотного капитала (Пс/Об) и краткосрочного заемного капитала (ПКср), при условии, что долгосрочные заемные средства (Пдср) ничтожно малы и ими можно пренебречь.

Динамика состава и структуры бухгалтерского баланса АО «Прогресс», тыс. руб.

Связь структуры бухгалтерского баланса с классификацией хозяйственных средств видна из табл. 1.1.

В экономической литературе есть много предложений по совершенствованию формы и структуры бухгалтерского баланса,

В данной главе мы остановимся на основных особенностях англо-американского бухгалтерского учета XX в.: становлении принципов бухгалтерского учета; проблемах, которые имели место до признания бухгалтерского учета как научной деятельности; развитии организационно-правовой структуры бухгалтерского учета (в том числе на вопросах разработки стандартов, образовании регулирующих органов) и признании бухгалтерского учета явлением социальным.

Развитие организационно-правовой структуры бухгалтерского учета

Основной вклад в развитие организационной структуры бухгалтерского учета в первые тридцать—сорок лет нынешнего столетия внесли Соединенные Штаты Америки. Это было обусловлено возрастающим экономическим потенциалом страны, характером системы бухгалтерского образования, которая предполагала как обучение в университете, так и проведение исследований под патронажем научного руководителя. Бухгалтерская профессия была очень молода и немногочисленна, но в связи с учетными требованиями промышленности, торговли и' введением дополнительных налогов как с корпораций, так и с частных лиц развивалась быстро. Разрешение проблем Первой мировой войны также требовало участия бухгалтеров.

Знание особенностей организационно-правовой структуры бухгалтерского учета того времени важно для понимания современной дисциплины и оценки направлений, по которым она может развиваться в будущем. Организационно-правовую структуру формируют не только профессиональные организации, но в равной степени и регулирующие и устанавливающие стандарты органы.

были описаны Хендерсоном и Пейрсоном [11] как общая нормативная теория периода 1955—1970 гг. Учреждение АРВ и его последовательная реорганизация до появления FASB были продиктованы необходимостью совершенствования организационной структуры бухгалтерского учета США.

Переворот в теории бухгалтерского учета в 70-х годах явился таким же масштабным событием, каким и переход от эмпирической теории к нормативной. Однако изменения организационно-правовой структуры бухгалтерского учета, которые сказыва-


Снабженческо заготовительной Снабжения населения Снабжения потребителей Снабжения транзитная Снабжение предприятий Снижается эффективность Снижается стоимость Самостоятельно планировать Сочетания централизации Сочетание экономических Сочетание отраслевого Сочетание стратегий Собирается информация вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика