Структуры организации



Существуют и гибридные организационные структуры: организация производства основного и производство второстепенных продуктов в OTIC. По нашим данным, '/з функциональных орга-принадлежит к этому типу, который встречается как среди специализированных, так и среди цированных компаний и с течением времени все Эта тенденция означает сдвиги в сторону структур с от-

Неправильное представление о динамике производительности труда при ценностном методе получается также при изменениях производственной структуры (организация собственного производства полуфабрикатов взамен получения их со стороны; слияние двух заводов в один комбинат и др.).

Один из вариантов такой структуры — организация временного творческого коллектива из числа специалистов и рабочих различных подразделений с выделением для них обособленных площадей, оборудования, материальных и финансовых ресурсов с целью выполнения определенной задачи. После завершения работы (доведения опытного образца нового изделия, запуска малой серии с выходом на рынок или освоения какого-то сектора рынка услуг и т. п.) такой временный коллектив обычно распускается (его члены возвращаются в свои подразделения) либо переключается на решение другой задачи. Иногда подобного рода коллективы преобразуются в специальные подразделения внутри основной структуры или в процессе автономизации «отпочковываются» в качестве дочернего или полностью самостоятельного предприятия. Связи с основной организацией в этих случаях устанавливаются на основе договорных обязательств. Основная организация при этом является соучредителем и держателем контрольного пакета акций данного нового предприятия.

В ходе исследований доминирующей роли, которую в мировой химической промышленности играли в течение длительного периода времени несколько ведущих компаний, в качестве основного фактора успеха отмечается "накопление технологий", когда "такие накопленные прочность и опыт кажутся способными пережить отдельных людей". Это наводит на мысль о том, что организация в большей степени, чем работавшие в ней отдельные личности, ответственна за накопление и сохранение технической конкурентоспособности. Оценивая способность организации приобретать и накапливать знания, отмечают важность "инновационной рутины", подразумевая роль организационной структуры. При наличии соответствующей структуры организация в течение длительного периода времени создает банк знаний и навыков на основе своего опыта и "обучения в процессе работы".

Решение о внедрении в деловую практику бизнес-планирования носит концептуальный характер. Применение методов бизнес-планирования, охватывающее весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг и бизнес-планирование, структуры, организация и логистика, экономика, учет, финансы, персонал), упорядочивает и систематизирует весь бизнес, регулирует содержание и прогнозирует результаты бизнеса в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды фирмы.

структуры, организация материального обеспечения производства, организация маркетинга и сбыта продукции.

Организация производства — совокупность работников, объединенных в целях производства товаров с помощью определенных основных фондов на принципах разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

Уже в рамках пирамидальной структуры организация находит возможности разнообразить свое строение. Первый признак, по которому могут формироваться различные организационные структуры, - разделение рабочих функций, специализация труда по функциональным линиям. Относительная равноправность этих линий дала возможность характеризовать такие структуры как горизонтально-функциональные. Отделение управления от исполнительской работы придает таким структурам вертикальное строение, а разделение полномочий, ответственности, масштабов контроля предполагает возникновение многоуровневых иерархических структур. Малое или большое количество звеньев, находящихся на каждом уровне иерархически организованного управления, дает основания выделять высокие и плоские структуры.

Рассмотрим некоторые базисные организационные структуры. Организация маркетинговых отделов может проводиться по выполняемым функциям, географическим районам, товарам, потребителям.


Процесс формирования структуры организации. Может называться также департаментализацией.

Процесс создания структуры организации, которая дает возможность ее сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.

тях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в отдельных частях используют структуры различных типов. Наиболее характерны для крупных вертикально интегрированных компаний. В России такие организационные структуры только складываются, проходя этап становления.

Затраты по этим комплексным статьям определяют на основе специальных смет. Сметы цеховых и общезаводских расходов составляют с учетом установленной структуры организации управления и заработной платы согласно этой структуре; норм расхода топлива и энергии для отопления, освещения и других хозяйственных целей; норм расхода вспомогательных материалов на содержание и ремонт зданий и сооружений; норм амортизационных отчислений; сметы расходов на текущий ремонт, охрану труда, рационализаторство и изобретательство, содержание охраны и т. п.

Рис. 10.1. Три измерения структуры организации и ее

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры, организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет себе и сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пои практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Как нам предстоит увидеть, делегирование — это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена (как будет рассмотрено далее) до создания структуры организации в целом.

Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее. Более того, ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры организации не являются функцией размера организации. Например, Римская католическая церковь и компания по розничной продаже «Сире», несмотря на огромные различия в их целях и содержании деятельности, известны широкой сферой контроля и структурой, имеющей малое количество

Краеугольным камнем группового подхода Центра к принятию решений является группа управления Центром. В эту группу входит несколько руководителей высокого ранга, включая вице-президента Центра, инспектора, директора по кадрам, директоров по исследованиям, развитию, современному планированию и совершенствованию структуры организации. Кроме работы в этой группе, каждый ее член возглавляет группу руководителей менее высокого уровня в своем отделе. Последние в свою очередь стоят во главе групп, состоящих из контролеров и начальников технических секторов. Группа управления Центром собирается раз в две недели, чтобы рассматривать различные вопросы, связанные с планированием, кадрами и распределением ресурсов.

Гл. 9 посвящена описанию стратегического планирования, процесса выбора целей для организации и принятия решений, как наилучшим образом их достичь. Гл. 10 расширяет наше понимание процесса планирования, здесь обсуждаются основные принципы реализации планов. Поскольку существует множество концепций, относящихся к процессу формирования структуры, мы посвящаем также две главы устройству организаций. В гл. 11 описано, как руководство распределяет и координирует работу сотрудников организации: принципы специализированного разделения труда, делегирования полномочий и ответственности. В гл. 12 внимание сосредоточено на проектировании структуры организации в целом, которая эффективно и успешно добивается своих целей в меняющейся внешней среде. Мотивация, описанная в гл. 13, представляет собой процесс, с иомоацью которого руководство побуждает сотрудников действовать так. как было запланировано и организовано. Наше обсуждение сосредоточено на том, что наука узнала о человеческом поведении на рабочем месте.

После выбора стратегии и разработки последующего плана, руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия определяет структуру. С точки зрения концепций структуры всегда должны отражать стратегию. Рис. 10.5. иллюстрирует процесс реализации стратегии и роль, которую играет организационная структура.


Самостоятельно планировать Сочетания централизации Сочетание экономических Сочетание отраслевого Сочетание стратегий Собирается информация Соблюдаться следующие Соблюдать требования Соблюдены требования Соблюдения налоговой Соблюдения положений Считается наступившим Соблюдения требования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика