Структура организационная



Структура организации "двойного" подчинения.

Структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.

МОТИВАЦИЯ. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной блок-схемы, которую мы увидим в гл. 8. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые помогают увидеть сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации. Но, если бы это было возможно, более точно отобразить структуру помог бы нлк «мобайл», — подвижное изображение, а не блок-схема. Как вы, наверное, знаете из опыта, когда касались какого-то участка подвижной структуры, конструкции «мобайл», все другие его части также приходят в движение или изменяют свое положение в большей или меньшей степени, в зависимости от того, какой части вы касаетесь и с какой силой вы воздействуете ка нее. Более того, положение других частей меняется не сразу, — необходимо какое-то время на реакцию. И это время опять-таки зависит от того, в каком месте и насколько сильно вы касаетесь «мобайла». Точно также, когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другкс части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены. Та KOI о рода изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме", которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации (рис. 3.2.) . Структурные переменные будут подробно рассмотрены при обсуждении процесса функционирования организации. Здесь же мы сосредоточим внимание на двух основных концепциях, имеющих отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля.

2. Все организации, за исключением самых маленьких, разделены на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления. Структура организации является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ. 3 гл. 3 структура определена как логическая взаимосвязь уровней управления и фуккщготльмых сегментов, обеспечивающая эффективное достижение целей, F,c г; и структур: jori i ;л -зации продумана плохо, возможности ру",ог:сд;ггслг. плл;:::рс;~.'У":. :: дс<::;:.'т; "~ реализации поставленных целей сужаются. В организации с много'шслелиыми уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и >,••••• i.\:tvr./!ро;;ы-вать сообщения. Некоторые из наиболее эффективно управляемых aw ери капские компаний перешли к структуре «с малым числом уровней ynpau;:c:;irs; и каналами сравнительно прямого информационного обмена» '.

13. Распространенными препятствиями на путях обмена информацией в организациях служат фильтрация плохих новостей подчиненными, перегрузка информационной сети и неудовлетворительная структура организации.

Однако, как бы ни были хороши планы руководства, структура организации и усилия сотрудников, было бы нереально заранее надеяться на неизбежный успех. Контроль, тема гл. 14, представляет собой процесс, в котором руководство устанавливает, достигает ли организация своих целей, выделяет проблемы и предпринимает корректирующие меры прежде, чем будет на-кесеч серьезный ущерб. Контроль дает также возможность руководству определять, следует ли пересматривать планы, поскольку они невыполнимы или уже выполнены. Данная связь между планированием и контролем завершает ць-кл, который и делает управление процессом взаимосвязанных функций.

Этот подход был предложен Альфредом Чандлером. Он проанализировал, как на протяжении ряда лет изменялись организационные структуры таких фирм, как «Дюпон», «Дженерал Моторс», «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» и «Сире». Наблюдая за тем, как эти изменения соотносились с изменениями стратегий и целей организаций, Чандлер сформулировал свой ставший знаменитым принцип: «Стратегия определяет структуру»1. Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Порядок, в котором мы ранее представляли элементы концепции формирования организаций, может ввести читателей в заблуждение. Наш анализ шел от формулировки задач к взаимоотношениям власти и, наконец, к общей структуре организации. Это могло привести к мысли, что структура организации вырабатывается снизу вверх: сначала прорабатываются задачи, а общая структура организации — в самом конце. Однако дело обстоит как раз наоборот. Согласно классической теории организации, с выводами которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Нет ничего удивительного, что последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи — подобно тому,


Структура организационная, ориентированная на покупателя 373

С 230 Структура организационная, дивизиональная (е: divisional department structure;/ structure divisionnaire d'organisation; d: Divisionalstruktur f).

Тип организационной структуры управления, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры (см. "Структура организационная, функциональная" [С 234]) уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры (см. "Структура организационная, продуктовая" [С 232]), а также структуры, ориентированные на покупателя (потребителя).

С 231 Структура организационная, ориентированная на покупателя (е: customer departmentation;/ structure d'organisation

374 Структура организационная, продуктовая

С 232 Структура организационная, продуктовая (е: product de-partmentation;/ stracture d'organisation aproduit; d: produkt-orientierte Organisationsstruktur).

С 233 Структура организационная, проектная (е: project organization;/ structure d'organisation de projet; d: Projektorganisa-tionsstruktur f).

С 234 Структура организационная, функциональная (е: functional departmentation; /: structure d'organisation fonctionnelle; d: funktionale Organisationsstruktur (Aufbauorganisation).

С 230 Структура организационная, ди-

визиональная — 373 С 231 Структура организационная,

С 232 Структура организационная, продуктовая - 374


Соблюдении следующих Соблюдению требований Собранием участников Собранной информации Собственные финансовые Собственные обязательства Собственные производственно Собственные внутренние Собственных интересов Собственных налоговых Самостоятельно устанавливать Собственных средствах Собственными источниками вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика