Структуре предприятий



Современный менеджмент характеризуется искренним интересом фирм к структуре потребностей, которые управляют потребительским спросом. Именно в этом ключ к успешному предпринимательству. Поскольку анализ потребителей является сферой деятельности маркетинговых служб и подробно рассматривается в литературе по маркетингу, то в этом параграфе мы ограничимся лишь кратким рассмотрением данных проблем.

предполагаемой структуре потребностей, материального обеспе-

В результате изменившегося положения в окружающем мире более высокую оценку получили силы прогресса, динамики и развития, но не абсолютные величины. Ориентация на власть с целью влияния на людей и контроля ресурсов потеряла свою былую силу. Напротив, шкала ценностей изменилась настолько, что способность достичь успеха, сила мысли и творчество стали цениться превыше всего. Эти перемены происходят очень быстро, несмотря на их весьма различную скорость в разных странах. С точки зрения лидерства принципиально важно, что успех в конкретной борьбе требует наличия некоторого комплекса свойств, редко проявляющихся у людей, ориентированных на власть. К ним относится способность поставить себя на место другой стороны и при этом хорошо разбираться в структуре потребностей потребителей.

Рынок можно определить как специальное место для осуществления торговых операций. Первоначально им была городская площадь, где продавцы могли найти покупателей своего товара, а покупатели — продавцов. Сегодня рынок трактуется как абстракция, общее наименование группы потребителей, объединенных географическим положением или потребностями, порождающими спрос. Использование этого понятия в обоих значениях нередко вызывает путаницу. Трактовка рынка как абстрактного понятия иногда приводит крупные фирмы к ошибкам, которые состоят в том, что они не думают об индивидуальных потребителях и не изучают структуру потребностей. Используя понятие «рынок» для обозначения глобальных категорий, фирма рискует потерять восприимчивость к трудноуловимым различиям в структуре потребностей. Таким образом,

Под стратегическим лидерством понимается способность маневрировать в сложившихся обстоятельствах1. Иными словами, это восприимчивость к изменениям в структуре потребностей и способность вносить изменения в организационный процесс. В качестве элемента стратегического лидерства можно выделить оперативное лидерство, направленное прежде всего на мобилизацию людей и управление ресурсами. Стратегическое лидерство не в состоянии эффективно решить эти задачи, поскольку даже самое удовлетворительное ведение бизнеса не гарантирует успеха. Необходимо еще уметь влиять на людей (в частности, на потребителей), что обеспечивается оперативным лидерством (рис. 11.29).

семьи будут существенно различаться по структуре потребностей, а следовательно, и расходов).

Большое преимущество модели PIMS состоит в том, что ее авторы пытаются измерить относительное качество продукта, так как решающим условием успеха в бизнесе является удовлетворение потребителей. В этой модели делается попытка оценить соответствие структуры производства структуре потребностей.

Такое движение означает не что иное как изменение структуры производства и приспособление её к изменившейся структуре потребностей. Предприниматели делают это не по чьему-то указанию, а в результате собственного свободного выбора. Их ведёт лишь «невидимая рука рынка», направляя к нужной цели. В этом случае рынок выполняет информационную функцию и регулирующую функцию. Благодаря рынку в хозяйстве страны в целом происходит наиболее эффективное распределение ресурсов между различными отраслями. Несомненно, что рынок играет позитивную роль, когда приводит к эффективному распределению ресурсов между различными видами производства в соответствии с существующей системой потребностей. При этом рынок позволяет наиболее быстро и гибко производителям товаров реагировать на изменение системы потребностей. Сигнал от потребителя к производителю поступает непосредственно на рынке, минуя всяких посредников. Затоваривание и снижение цен или дефицит и повышение цен — это надёжные сигналы-команды, которые настигают предпринимателя много быстрее, чем если бы они поступали в виде директив и распоряжений специальных организаций.

В обществе, где доходы распределяются крайне неравномерно, структура производства не может быть оптимальной, поскольку в структуре потребностей значительный удельный вес имеют потребности людей с высокими доходами, которые не относятся к разряду насущных. Производство многих товаров (так называемых общественных товаров) рыночная экономика или не стимулирует вовсе или стимулирует в недостаточной степени.

Циклы экономической активности относятся к малым экономическим циклам продолжительностью до 10 лет. Они развёртываются на фоне больших циклов экономического развития продолжительностью до 50—60 лет. (Автор теории больших циклов — русский экономист Н.Д. Кондратьев.) Большие циклы состоят из повышательной и понижательной волн колебаний экономической конъюнктуры, каждая из которых длится до 30 лет. Так, четвёртый цикл долгосрочного экономического развития охватывает 1920—72 гг.; понижательная его волна приходится на 1920—36 гг., а повышательная — на 1951—72 гг. Переход к постиндустриальному, информационному обществу в развитых странах совпадает с пятым кондратьевским циклом. Начало его повышательной фазы, связанной со структурной перестройкой экономики на базе высоких наукоёмких технологий, приходится на середину 1980-х — начало 1990-х гг. В основе больших циклов экономического роста лежат революционные изменения в технике и технологии, структуре потребностей и производства. С. А. Хавина.

Пример общей диспропорции -диспропорция между структурой производства и потребления в индустриально развитых странах, наиболее остро проявившаяся в первой половине XX в. в экономических кризисах перепроизводства. Механизмами преодоления данной диспропорции явились в последней трети XX в. новые формы государственного регулирования (создавшие благоприятную экономическую среду) и маркетинг, развитие которого шло в направлении все большего приспособления структуры производства к структуре потребностей.


После того как установлен перечень работ, необходимо закрепить выполнение каждой работы или комплекса работ за определенным предприятием, учреждением или за соответствующим подразделением предприятия или объединения. При этом следует учитывать, что выполнение тех или иных работ может потребовать существенных изменений в организационной структуре предприятий, его технических и экономических служб, в характере специализации подразделений и отдельных работников. Такие изменения должны быть предусмотрены и реализованы при наличии к этому объективных причин. Необходимо также четкое закрепление функций, прав и ответственности исполнителей и руководителей работ.

На особенностях производственной структуры предприятий и объединений сказывается и степень централизации функций обеспечения и обслуживания основного производства. Так, например, создание специализированных предприятий по изготовлению штампов и других ви-до» оснащения ведет к тому, что в структуре предприятий электронной промышленности могут отсутствовать участки штампов в инструментальных цехах.

Сложные перипетии с налоговой инспекцией, арбитражем ставят вопрос о необходимости создания объединенной службы, занимающейся не только экономической, но и юридической деятельностью. Таким звеном в структуре предприятий могут стать различные отделы: заместителя генерального директора по экономике; плановый отдел; коммерческая служба и др. Директора, настроенные на подобные инновации, выбирают то или иное экономическое подразделение исходя из энергичности и компетентности его руководителя. В такие подразделения стекается вся информация экономических служб, затем она дополняется и анализируется в соответствии с разрабатываемой стратегией развития предприятия. Именно здесь составляются детально проработанные бизнес-планы. В этих подразделениях должно быть установлено компьютерное оборудование, позволяющее вести управленческий учет на предприятии и даже визуально отслеживать производственный процесс. Но пока большинство предприятий, где осознана задача реального интегрирования управленческих структур, испытывают потребность в подобных инновациях, в корне меняющих организацию управления.

доли в налоговой структуре предприятий изучаемых секторов в порядке

Общеизвестно значение витаминных и лекарственных препаратов (ВЛП) для обеспечения нормального состояния здоровья населения. В период 1986-2000 гг. на предприятиях отечественной витаминной промышленности происходили глубокие перемены, вызванные действием новых экономических условий, что повлекло за собой ряд трудностей в снабжении страны необходимым ассортиментом ВЛП. Конкурентная борьба за рынки сбыта привела к существенным изменениям в организационной и производственной структуре предприятий отрасли. В эти годы из промышленного цикла были выведены линии изготовления целого ряда ВЛП. На ряде предприятий отрасли было прекращено производство даже такого широко применяемого продукта, как аскорбиновая кислота. В целом процессы, происходящие в этой отрасли промышленности в предреформенный и реформенный период в России, наиболее полно прослеживаются на примере деятельности одного из крупнейших предприятий отечественной витаминной промышленности -Уфимского витаминного завода.

Слияние конгломератное — объединение в одной управленческой структуре предприятий, технологически не связанных между собой.

Обозначим через z^ и yz„ соответственно совокупные издержки и удельные совокупные издержки, связанные с осуществлением процессов товародвижения в рамках функционирования v-й интегрированной структуры (в дальнейшем - v -структуры). При этом в зависимости от способа интеграции и характера учета или оценки издержек обращения в рамках v-структуры под z^ могут рассматриваться либо совокупные издержки обращения v -структуры (в случае единого учета при юридическом слиянии предприятий или целесообразности единой оценки издержек обращения юридически самостоятельных объединенных в v -структуре предприятий), либо совокупные издержки обращения каждого из предприятий в рамках функционирования v -структуры (в случае раздельного учета и оценки издержек обращения юридически самостоятельными предприятиями, образовавшими v -структуру).

Обозначим через z9 и уг. соответственно совокупные издержки и удельные совокупные издержки, связанные с осуществлением процессов товародвижения в рамках функционирования v-й интегрированной структуры (в дальнейшем -« v-структуры»). При этом в зависимости от способа интеграции и характера учета или оценки издержек обращения в рамках v-структуры под z^ могут рассматриваться либо совокупные издержки обращения v -структуры (в случае единого учета при юридическом слиянии предприятий или целесообразности единой оценки издержек обращения юридически самостоятельных объединенных в v-структуре предприятий), либо совокупные издержки обращения каждого из предприятий в рамках функционирования v-структуры (в случае раздельного учета и оценки издержек обращения юридически самостоятельными предприятиями, образовавшими v-структуру).

Выбор предприятием стратегии организации производства, ориентированной на процесс, в настоящее время наиболее распространен в машиностроении. Данная стратегия используется на 75-85% всех производственных предприятий и обеспечивает необходимый уровень гибкости производства и загрузки производственных мощностей в условиях частого изменения номенклатуры выпускаемой продукции или производства «на заказ». Кроме того, эта стратегия является стартовой, исходной для разработки и применения других стратегий. Наиболее характерной организационной единицей в производственной структуре предприятий, принявших стратегию, ориентированную на процесс, является участок. На небольших предприятиях при бесцеховой производственной структуре участок—это главный структурообразующий элемент. На крупных предприятиях участки входят в состав цехов, цехи могут объединяться в пролеты, комплексы и т, д. Рассмотрим формы и методы организации производства на примере создания участка.


Собственным персоналом Собственниками имущества Собственника обязательства Собственники предприятий Собственником предприятия Собственников предприятий Собственной экономики Самоуправления муниципального Собственной разработки Собственное имущество Собственное производство Собственного финансового Собственного капитального вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика