Структурной организации



Вступление народного хозяйства РБ в рыночные отношения потребовало коренной структурной модернизации в промышленности.

Но возможности ВПК далеко не исчерпаны^ имеются значительные резервы, заключенные в разумной конверсии. Так, при сокращении выпуска военной продукции в 1997 г. до 45% к уровню 1991 г. гражданская возросла лишь на 13,9%. Однако рассчитывать, что рынок автоматически решит организационные, инвестиционные и структурные проблемы было бы, по меньшей мере, заблуждением. Как показывает опыт многих стран с развитой рыночной экономикой, наибольшую эффективность можно достичь лишь разумным сочетанием системы государственного социально-экономического регулирования и активизации процесса структурной модернизации,

Активная работа по структурной модернизации и определение приоритетных отраслей для эффективного применения государственных мер по их развитию оказали бы значительное положительное влияние на стабилизацию экономики народного хозяйства республики.

Однако в сложный переходный период первостепенной задачей является преодоление производственного спада и кризиса в экономике для поддержания и сохранения имеющегося экономического и научно-технического потенциала. Поэтому еще сегодня необходимо исходить из существующей сложнейшей структуры ПК, где приоритетными для республики являются отрасли наиболее рентабельные и прибыльные: нефтепереработка, нефтехимия, химия и машиностроение, обеспечивающие значительную часть поступлений республиканского бюджета. Вместе с тем за этот период должны быть подготовлены научно-методические, правовые и материальные основы для последовательной структурной модернизации ПК РБ.

Другое направление формирования региональной промышленной структурной политики - это учет опыта ближнего и дальнего зарубежья. Этот опыт в основном касается проблем организации управления структурными преобразованиями. В структуре управления промышленностью этих стран имеются органы, обеспечивающие контроль, регулирование и стимулирование структурных процессов. Так, в США и Японии эти процессы регулируются и координируются органами управления промышленностью; во Франции - специальным комиссариатом планирования; в Германии - акционерным обществом промышленного кредита; в Англии и Италии - государственными финансово-промышленными объединениями в виде ЭФИМ (департамент экономики, финансов, инвестиций и маркетинга) и ЭНИ (экономики, науки и инвестиций). Благодаря эффективной политике и активным действиям (субсидирование, кредитование, протекционистская защита и др.) этих организаций за короткий срок проведена структурная модернизация большинства отраслей промышленности в Англии и Италии, Франции и Германии. Причем в этих странах главные усилия сосредотачиваются на отборе мероприятий по приоритетам, благодаря чему достигается всемерная поддержка структурной модернизации, вплоть до защиты от потери созданного потенциала внутреннего и внешнего рынка и инфраструктуры. Для этого широко применяются оздоровление (санирование) и активизация политики инвестирования процессов реконструкции производительных сил.

Отдельные мероприятия по структурной модернизации ПК постоянно проводятся и в нашей стране. Однако, как показывает анализ процессов структурной рационализации в РФ и РБ, указанные направления (приватизация, протекционизм, субсидирование, санирование) не всегда дают ощутимые результаты. Поэтому требуется выработать ак-

Во-вторых, формы и методы осуществления и достижения результатов структурной модернизации в разных отраслях и предприятиях различные. Поэтому формирование промышленной региональной структурной политики должно быть в содержательном плане единым, а цели и направления ее реализации могут быть дифференцированными.

Однако намеченные прогнозы и корректирующие меры полностью не были реализованы, и решением Госсобрания РБ от 01.05.95 г. была установлена целесообразность санирования всех перечисленных отраслей. Для реализации этих решений нужно было сформировать программу и выработать соответствующие механизмы структурной модернизации ПК РБ. А до выработки программы, следуя преимущественно специальным приоритетам и опираясь на рыночные механизмы и индикаторы, координировать процесс структурной модернизации со стороны Кабинета Министров РБ. В 2000 г. было решено, что такая политика еще не сможет существенно изменить ситуацию, но может остановить многие кризисные явления.

изводства. Кроме рассмотренных мероприятий, связанных со структурной модернизацией, требуют развития ряд экономических механизмов, предусматривающих налоговые льготы, таможенные тарифы, экспортные квоты и т.д. Используя эти механизмы, в условиях рынка государство прямо или косвенно воздействует на процессы структурной модернизации.

Становление новой структурной политики и механизмов ее реализации является средством активизации процессов структурной модернизации в ПК. Под воздействием структурной модернизации меняются формы и методы конкуренции, модифицируются связи и отношения между финансовой и промышленной сферами.

Отличительная особенность структурной модернизации экономики ПК РБ связана еще с тем, что она должна реализоваться за относительно короткий период в довольно крупном экономическом регионе.


Однако автор не устает напоминать, что для успешной работы за рубежом требуется тщательное изучение новой для фирмы макросреды, особенностей рынков, культурных и иных характеристик потребителей, государственного регулирования предпринимательской деятельности. Различия между странами могут оказаться столь велики, что отработанные годами, выверенные комплексы маркетинга придется частично или даже полностью приспосабливать к новым условиям. Ф. Котлер достаточно подробно рассказывает о путях адаптации товаров, цен, методов распространения и стимулирования при выходе на зарубежные рынки, о структурной организации маркетинговой службы, занимающейся внешнеторговой деятельностью. Здесь хотелось бы обратить внимание читателей на то, что можно назвать вторым выводом: все стороны маркетинга фирма постигает, осваивает и развивает на внутреннем рынке, так сказать, повседневно. И только потом, задумав расширить свою деятельность с помощью выхода на международный рынок, принимается адаптировать имеющийся маркетинговый опыт к новым условиям. Никак не наоборот! Поэтому попытки игнорировать это простейшее правило вряд ли перспективны. Об этом не мешало бы помнить тем хозяйственным руководителям, которые готовы поступиться логикой развития для решения сиюминутных внешнеторговых проблем.

2. Описать три варианта структурной организации торгового аппарата фирмы и рассказать о преимуществах и недостатках каждого из них.

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АО "ТАТНЕФТЬ"

4 ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АО "ТАТНЕФТЬ". Гайфутдинов Ф.Н. 7

Схемы структурной организации коллективов предприятий (объединений) и управления ими выражают всего лишь одну форму отношений людей на производстве - их административное подчинение. Эти отношения весьма важны, так как они закреплены формально в виде организационных схем, должностных инструкций и т.п.

Отсюда следует, что категория конкретного труда присуща не только рабочим, но и всем остальным участникам производственного процесса независимо от уровня структурной организации данной производственно-экономической системы.

оценка качества функционирования производственной системы и уровня ее организации, являющаяся обобщающей характеристикой функционирования через показатель функционально-структурной организации системы. Показателем, отражающим затраты и результаты, степень использования в пространстве и во времени основных элементов производства (рабочей силы, орудий и предметов труда), может служить коэффициент организации производственной системы. Исчисляется он по следующей формуле:

поиск путей совершенствования и функционально-структурной организации производственной системы при формировании множества вариантов, их «мозговом» штурме, морфологическом анализе и др.:

преемственности функционально-структурной организации многоуровневых систем;

адекватности функционально-структурной организации назначению системы;

оценка качества функционирования производственной системы и уровня ее организации, являющаяся обобщающей характеристикой функционирования через показатель функционально-структурной организации системы. Показателем, отражающим затраты и результаты, степень использования в пространстве и во времени основных элементов производства (рабочей силы, орудий и предметов труда), может служить коэффициент организации производственной системы. Исчисляется он по следующей формуле:


Собственной выработки Собственное предприятие Самоуправления осуществляют Собственного источника Собственного персонала Собственного транспорта Самоуважение признание Собственностью организации Собственность имущество Собственность предприятия Собственность указанное Собственности государственная Собственности имуществом вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика