Свободной конкуренции



организованным) крупнооптовом товарном рынке. Цель ее — создать механизм управления свободной конкуренцией и уже с ее помощью выявить реальные рыночные цены с учетом изменения спроса и предложения. Б. т. — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, лес и т. д.), продающихся по стандартам. Б. т. действуют во всех «западных» странах и существовали в бывшем СССР в 1921—1930 гг. Классическим примером Б. т. является Лондонская биржа металлов, основанная в 80-х годах прошлого столетия и осуществляющая торговлю цветными металлами. Есть биржи и по другим товарам, например, по каучуку (Сингапур), хлопку (Ливерпуль), сахару (Париж). Функции Б. т, состоят в фиксировании спроса и предложения данного вида товара и котировке цен на данный момент, подписании соглашений при фьючерсных сделках; проведении обычной торговли с фактическими поставщиками товаров. Эти последние операции имеют на бирже самый большой удельный вес, составляя иногда буквально несколько процентов от общего объема сделок. Б. т. выполняет следующие функции:

Товарное производство на этом этапе характеризуется свободной конкуренцией, поэтому его еще называют капитализмом эпохи свободной конкуренции, или «свободной экономики». Почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь дает возможность называть его «чистым» капитализмом — laisserfaire, что приблизительно означает «пусть идет как идет» (let it be).

Публикацией, породившей особенно энергичные споры, стала статья Леонса де Лаверня ["La Banque de France et les Banques Departementales" в La Revue des Deux Mondes за 15 апреля 1864 г.], В которой он предложил заменить монополию Банка Франции не полностью свободной конкуренцией, а частичным плюрализмом. Он считал нереалистичными попытки Банка Франции управлять огромной территорией из единого центра.

Природа с ее жестоким законом выживания и приспособления — самая хорошая модель никем не регулируемого рынка со свободной конкуренцией. Если мы рассмотрим экономические отношения в человеческом обществе, а именно свободный рынок с честной конкуренцией, на котором властвуют только спрос и предложение, то увидим большое сходство с теорией естественного отбора. Действительно, конкуренция на таком рынке позволяет «выживать» наиболее сильному и перспективному бизнесу, разоряя и уничтожая слабый. Главное отличие рынка от дикой природы состоит в том, что конкуренция регулируется цивилизованными законами и переводит соревнование в грубой физической силе в соревнование по умению вести бизнес.

Мировой валютный рынок в нынешнем его состоянии сложился в 70-х годах, когда были окончательно введены свободные («плавающие») курсы валют, при этом цена одной валюты по отношению к другой определяется только участниками рынка, исходя из спроса и предложения. Такая свобода ценообразования для валют оправдывается классической идеей о том, что никем не контролируемый рынок со свободной конкуренцией за счет борьбы спроса и предложения самостоятельно находит оптимальные и равновесные цены. В плане свободы от внешнего контроля и наличия свободной конкуренции FOREX, наверное, один из самых совершенных рынков, ПОСКОЛЬКУ развитие средств телекоммуникаций и компьютерной техники позволяет торговать валютой по всему миру и круглые сутки. При этом возникает ощущение, что все участники находятся как бы в одном торговом зале всемирной биржи: они одновременно видят на экранах своих компьютеров текущие цены сделок, а также цены спроса и предложения и с помощью тех же компьютеров или телефонов легко могут заключать сделки друг с другом. Отсутствие внешних органов регулирования и ограничения, круглосуточность функционирования, всемирность и быстрота получения информации превращают этот рынок в самый большой финансовый рынок как по количеству участников, так и по объему совершаемых сделок Высокая скорость совершения операций и большие колебания цен делают международный валютный рынок самым ликвидным, ибо сделка может быть осуществлена в течение нескольких секунд, а вся операция (открытие и закрытие позиции) может длиться как несколько секунд, так и несколько месяцев. Понятно, что такой рынок наиболее привлекателен для спекуляций на изменении курсов валют.

единственная более или менее безопасная система. Но мы, безусловно, в состоянии построить лучшую систему, не предполагающую участия правительства. Кроме бесспорного факта наличия серьезных дефектов и у золотого стандарта, противники такого шага могут справедливо указать, что в нынешних обстоятельствах централизованное управление денежной массой необходимо для того, чтобы противостоять врожденной нестабильности существующей кредитной системы. Но коль скоро признано, что эта врожденная нестабильность кредита сама есть результат определенной структуры депозитных банковских операций, заданной монополистическим контролем за предложением наличных денег, в которых должны погашаться депозиты, эти возражения рушатся. Если мы хотим, чтобы свободное предпринимательство и рыночная экономика выжили (этого, очевидно, хотят даже сторонники так называемой "смешанной экономики"), у нас нет выбора: мы должны заменить правительственную валютную монополию и национальные валютные системы свободной конкуренцией между частными эмиссионными банками. Никогда контроль за деньгами не был в руках учреждений, единственной и исключительной заботой которых было бы дать публике валюту, превосходящую все остальные, и которые в то же время поставили бы самое свое существование в зависимость от соответствия ожиданиям, которые они породили.

Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова. Экономика России во второй половине XIX столетия стремительно переходила от капитализма с его свободной конкуренцией к империализму. Это особенно ярко проявлялось в монополизации капиталов в банковско-финансовой сфере. Условия для быстрого развития банковской системы были созданы денежной реформой 1839—1843 гг. Учитывая преимущества кредитных бумаг в роли монеты и ратуя за замену ассигнаций кредитными деньгами, казначейскими билетами, основанными на серебре, и расширение вексельного оборота, М.М. Сперанский одним из первых обосновал необходимость развития кредитных отношений.

Принципиальные различия между свободной конкуренцией и монополией указаны в таблице 7.1.

В эпоху классического капитализма с его свободной конкуренцией норма банковского капитала равнялась примерно средней норме прибыли. В современных условиях норма банковской прибыли сравнялась с нормой прибыли крупных фирм.

с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, Сообщество

принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.


Законодательные акты, принимаемые для регулирования процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции. Первый антитрестовский акт был принят в США в 1890 г. под названием "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий". Для того, чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж одной фирмы, законодательство ограничивает размеры ее рыночной квоты. Чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Возбудить дело о нарушении антитрестовского законодательства могут как государственный орган, так и частные фирмы, пострадавшие от монополистической практики. Для разбирательства подобных дел во всех странах, имеющих антимонопольное законодательство, созданы специальные суды.

Есть две политики цен: «издержки плюс прибыль» и политика цен свободной конкуренции. На первых стадиях жизненного цикла продукта следуют первой из них, на более поздних стадиях — второй, а когда

Однако данные закономерности проявляются достаточно полно лишь при наличии нескольких необходимых условий, которые существуют, как правило, в рамках зрелого классического капитализма свободной конкуренции. Одним из наиболее важных сред» рассматриваемых принципов является равенство цен на одинаковые или эквивалентные (с учетом взаимозаменяемости нескольких товаров) потребительные стоимости. Формулируя эту закономерность, К. Маркс писал: «Рыночная цена именно предполагает, что за все товары данного вида уплачивается одинаковая цена, несмотря на то, что товары эти могут быть произведены при очень различных индивидуальных условиях и могут, следовательно, иметь очень различные издержки производства» [4, ч. 1, с. 217,, 218]. Соблюдение этого условия определяет, насколько полно рен-тообразующие факторы смогут реализоваться в фактической цене конкретной продукции.

ственности на землю. В этой ренте есть элемент монополии, элемент монопольной цены. Частная собственность на землю мешает свободной конкуренции, мешает выравниванию прибыли, образованию средней прибыли...» [10, с. 275]. Таким образом, эта «монополия на земле» может воспрепятствовать свободному притоку капитала в добывающую промышленность, ограничить его безрентное применение для разработки худших месторождений и создать предпосылки для формирования абсолютной ренты, поднимая рыночные цены на сырье выше цен производства. В то же время действие экономических законов капитализма предполагает постоянный синтез в различных соотношениях монополии и конкуренции. В работе В. И. Ленина «Аграрный вопрос и „критики Маркса"» специально подчеркнуто, что монополия частной земельной собственности также не абсолютна, а представляет собой единство монополии и соперничества между самими землевладельцами [9, с. 122—123]. Постоянное сохранение реальной или потенциальной внутри- и межотраслевой конкуренции, заинтересованность собственников в экономической реализации своего обладания природными ресурсами ограничивают норму абсолютной ренты, способствуя частичному выравниванию условий в рентооб-разующих и прочих сферах предпринимательской деятельности.

Государственно-монополистические мероприятия столь широких масштабов в основном (для периода 60-х годов) нефтеимпор-тирующем регионе капиталистического мира неизбежно оказывали глубокое воздействие на функционирование рыночного механизма в энергосырьевом хозяйстве не только на национальном, но и на международном уровне. Закрепленное посредством государственного вмешательства неравенство цен на взаимозаменяемые первичные энергоносители, т. е. на эквивалентные потребительные стоимости, позволяло правительствам западноевропейских стран присваивать весомую долю дифференциальной ренты в виде разницы между низкими затратами на импортированную нефть и высокими ценами производства местного угля. При свободной конкуренции между жидким и твердым топливом эти различия индивидуальных цен производства энергоносителей должны были бы реализоваться собственниками нефтяных месторождений.

Для того чтобы определить степень сдерживающего воздействия этих мероприятий на объем спроса к началу 80-х годов, прибегнем к аналогии с США, чей внутренний рынок энергоносителей к тому времени был, вероятно, в наибольшей мере предоставлен «свободной» конкуренции. Сопоставление шестерки ведущих индустриальных держав капиталистического мира наглядно демонстрирует американский «эталон» как наиболее расточительный вариант использования жидкого топлива. По нашим подсчетам на 1980 г., нефтеемкость валового внутреннего продукта (отношение количества потребленной нефти к ВВП в текущих ценах) составляла от уровня США в ФРГ — 50%, Франции — 55, Японии— 58, Великобритании — 63, Италии — 87%. Нефтеемкость ВВП в ряде малых стран Западной Европы была даже ниже западногерманского показателя (рассчитано по [350, 351]). Причем в динамике удельных затрат этого вида энергоресурсов проявилась характерная смена тенденций. До «революции цен» на жидкое топливо 1973—1974 гг. происходила нивелировка удельногс потребления нефти и нефтепродуктов странами развитого капитализма за счет его опережающего роста в Западной Европе \ особенно в Японии и соответственно подтягивание этих двух ин дустриальных центров к уровню США13. Во второй половин* прошлого десятилетия четко обозначились противоположные тен денции: опережающее сокращение его удельных затрат в первы; двух случаях по сравнению с североамериканским регионом (см например, [282, с. 57—58]).

Таким образом, мировой рынок природного газа, в отличие от мирового рынка нефти, не может работать в режиме свободной конкуренции. Более того, само понятие мирового рынка природного газа весьма условно. Есть национальные и региональные рынки природного газа (США, Западной Европы, Японии и т.д.), но нет единого мирового рынка ПГ, подобного мировому рынку нефти. Поэтому не существует и единой для всей мировой экономики цены на природный газ.

Таким образом, мировой рынок природного газа, в отличие от мирового рынка нефти, не может работать в режиме свободной конкуренции. Более того, само понятие мирового рынка природного газа весьма условно. Есть национальные и региональные рынки природного газа (США, Западной Европы, Японии и т.д.), но нет единого мирового рынка ПГ, подобного мировому рынку нефти. Поэтому не существует и единой для всей мировой экономики цены на природный газ.

На сегодня ни одна страна в мире не сумела использовать принцип свободной конкуренции для повышения эффективности деятельности корпораций и разработки новой технологии лучше, чем Япония. Здесь в отличие от Европы технология не является монополией одной-двух гигантских фирм или предприятий с давно установившейся репутацией. Пять, а то и десять компаний имеют одинаковые возможности для вхождения в новую область. Поначалу все равны, а число участников поединка может даже вызвать изумление. В первой половине 50-х годов, когда осваивался выпуск черно-белых телевизоров, не менее тридцати пяти фирм, рассчитывая на участие в производстве телевизионных приемникав, импортировали технологию из Соединенных Штатов и Европы.

Когда так много компаний располагают возможностью выйти на новый рынок, естественно ожидать и ожесточенной конкуренции. Не счесть примеров компаний по производству калькуляторов, фото- и кинокамер, часов, автомобилей и других видов промышленной продукции, не добившихся успеха и «прогоревших» или, наоборот, взявших крутой подъем и на полной скорости обогнавших своих соперников. Принцип свободной конкуренции в Японии жив и процветает, что служит одним из важнейших стимулов технического прогресса.

предполагаем, что при определенной цене будет произведено и реализовано определенное количество продукции. Это имеет смысл в том случае, если рынок, хотя бы в первом приближении, является рынком свободной конкуренции, на котором обе стороны — продавцы и покупатели — мало влияют на изменение рыночной цены. Если же предложение контролируется единственным производителем (монополистом), то простого однозначного соответствия между ценой и предлагаемым количеством товара не будет. Причина заключается в том, что поведение монополиста зависит от формы и положения кривой спроса. Если кривая сместится каким-нибудь образом, монополисту может оказаться выгодным фиксировать объем предложения и менять цену или фиксировать цену и менять объем предложения. Поэтому когда мы строим кривые спроса и предложения, мы неявно предполагаем, что имеем дело с конкурентным рынком.


Социальные исследования Социальные мероприятия Социальные показатели Социальные программы Социальные внебюджетные Социальных ценностей Социальных конфликтов Социальных обязательств Санитарно гигиеническим Социальных процессов Социальных субъектов Социальных установок Социальными последствиями вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика