|
Суверенных государств
«Молодые суверенные государства. — указывается в Программе КПСС, — не входят ни в систему империалистических государств, ни в систему социалистических государств. Но подавляющее большинство из них еще не вырвалось из мирового капиталистического хозяйства, хотя и занимает там особое место. Это — все еще эксплуатируемая капиталистическими монополиями часть мира».
Анализ рис. 22.1 показывает, что в составе международных финансов можно выделить публичные и частные финансы. Субъектами первых являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации (подробнее см. [Круглое, с. 345—432]).
Международные налоговые отношения, складывающиеся в настоящее время в условиях расширения мирохозяйственных связей и глобализации экономики, сложны и неоднородны. Это связано с тем, что в международное общение вступают совершенно разные субъекты — суверенные государства, международные организации, физические и юридические лица разных государств.
Вне всякого сомнения, третий империалистический передел мира будет очень сильно отличаться от первых двух. Одним из основных источников этих отличий станет тот факт, что первые две мировые войны происходили еще в эпоху «классической» мировой системы колониализма, а третья всемирная разборка будет происходить в условиях нынешней системы неоколониализма. Во времена первых двух мировых войн в мире было несколько сильных империалистических держав, а весь остальной мир представлял собой большей частью их колонии, и лишь меньшей частью - полуколонии, очень слабые и экономически, и политически. Поэтому первые два больших империалистических передела мира происходили так: небольшое число сильнейших держав делились на два блока, непосредственно вступали в схватку друг с другом, а все остальные государства следовали за тем или другим блоком в роли оруженосцев, снабженцев и прочего обслуживающего персонала - одним словом, в роли статистов. В XXI веке все будет иначе, поскольку современные средне- и слаборазвитые страны — это уже не прежние колонии, но сплошь политически суверенные государства; и хотя все они находятся в той или иной степени полуколониальной зависимости от наиболее вы-
Суверенные государства — бывшие союзные республики в составе бывшего
Анализ рис. 22.1 показывает, что в составе международных финансов можно выделить публичные и частные финансы. Субъектами первых являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации (подробнее см. [Круглов, с. 345—432]).
В главе 6 мы видели, что международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать эффективность использования своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем выпуска. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Подобные объяснения причин торговли вполне корректны, но необходимо некоторые вопросы рассмотреть более детально. В основе углубленного исследования вопроса «Почему страны торгуют?» лежат два обстоятельства.
Я не склонен распространять модель цикла подъем — спад на мировую капиталистическую систему, ибо система еще окончательно не сложилась настолько, чтобы она четко подпадала под такую схему. Почти вопреки собственному желанию — я не хотел бы внушить представление, будто все следует истолковывать в духе цикла подъем — спад, — я замечаю, что складывается именно такая схема: в виде преобладающей тенденции, а именно международной конкуренции за капитал, и преобладающего предубеждения, а именно безудержной веры в рыночный механизм. В период бума тенденция и вера подкрепляют друг друга. В период спада они расходятся. Что же приведет к спаду? Я полагаю, ответ следует искать в противоречии между международными масштабами финансовых рынков и национальными границами политики. Ранее я представил мировую капиталистическую систему как гигантскую систему циркуляции, всасывающую капитал в центре и выталкивающую его на периферию. Суверенные государства выполняют в этой системе функции клапанов. Когда на мировых финансовых рынках наблюдается период экспансии, клапаны открываются, но когда деньги движутся в обратном направлении, клапаны преграждают им путь, вызывая сбой в системе.
Попросту говоря, выбор, стоящий перед нами, сводится к следующему: станем ли мы регулировать мировые финансовые рынки в международном масштабе или предоставим каждой стране право защищать собственные интересы такими средствами — как это ей удастся. Второй путь, несомненно, приведет к краху гигантской циркулярной системы, которая известна под названием «мировой капитализм». Суверенные государства могут действовать как клапаны внутри этой системы. Они не могут противостоять притоку капитала, но они определенно противодействуют его оттоку, как только сочтут его присутствие постоянным.
Сохранение открытых рынков можно оправдать прежде всего в том случае, если оно способствует свободному притоку капитала в долгосрочные инструменты — вроде акций и облигаций. Когда направление потока меняется, политика сохранения открытых рынков лишается этого оправдания. Суверенные государства могут выступать в качестве клапанов: допуская приток, но препятствуя оттоку капитала. Крайне важно убедить страны периферии не поворачиваться спиной к мировой системе, как это сделала Малайзия. Для этого МВФ и другим институтам, возможно, придется признать необходимость определенного регулирования потоков капитала. Существуют тонкие способы помешать спекуляции валютой, которые нельзя расценивать как контроль за движением капитала. От банков можно потребовать сообщать об их валютных позициях как для собственных, так и для клиентских нужд и, при необходимости, устанавливать лимиты по таким позициям. Такого рода методы могут оказаться довольно эффективными. К примеру, во время валютных неурядиц в Европе в 1992 г. в Soros Fund Management сочли практически невозможным осуществить «короткую» продажу ирландского фунта, хотя были убеждены, что он будет девальвирован. Национальные центральные банки ограничены тем, что они вправе осуществлять контроль только над банками своей страны, но если законность определенного контроля получит признание, станет возможным значительно более тесное сотрудничество между национальными центральными банками. На мировых рынках появилась бы возможность ограничить спекуляцию и не создавать негативных последствий контроля за движением капитала.
Я имею в виду плоды нашего мышления независимо от того, остаются ли они в наших мыслях или находят выражение во внешнем мире в форме слов или различных институтов, таких, как финансовые рынки или режимы обменных курсов, Организация Объединенных Наций, суверенные государства или юридические структуры. Ментальные конструкции, которые остаются в пределах нашего разума, могут варьировать от про-
Российские эмитенты (эмитент — субъект рынка ценных бумаг, эмитирующий любой вид фондовых инструментов) работают в соответствии с Законом РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96. г. Эмитент — юридическое лицо или органы исполнительной власти, либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Кроме того, действующее законодательство РФ допускает к деятельности в качестве эмитентов иностранные предприятия, зарегистрированные на территории РФ, а также суверенные государства — бывшие союзные республики в составе СССР, юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией, а также иностранные юридические лица, которые могут выступать на рынке ценных бумаг РФ в качестве эмитентов, подчиняясь общим правилам и ежегодным квотам допуска к обращению на территории РФ выпущенных ими ценных бумаг, установленным Правительством РФ с учетом межгосударственных соглашений. Отношения, регулируемые Законом РФ «О рынке ценных бумаг», касаются в основном эмиссионных ценных бумаг: акций и облигаций (помимо других признаков размещаемые выпусками); следовательно, в поле зрения законодательства подпадают лишь эмитенты — юридические лица. Физические лица также могут быть признаны эмитентами в том случае, когда они выписывают векселя. Сейчас практически никто из этих специалистов уже не решается ставить под сомнение правомерность национализации в принципе. Однако не прекращаются попытки существенно ограничить суверенные прерогативы освободившихся государств в данной области. Категорически отрицается их право на использование подобных мероприятий для отпора проискам империалистических держав, тогда как нередко эти меры представляют почти единственное средство реального активного противодействия. Здесь, как и во всех прочих случаях, любая тенденция к политизации внешнеэкономических функций молодых суверенных государств продолжает наталкиваться на резко негативную реакцию. Что же касается понятия о «справедливости» компенсации, тэ оно, по сути, не претерпевает существенных изменений. В основу концепции по-прежнему заложено определение ее величины с учетом того «уровня доходов, которые извлекались инвестором перед его экспроприацией». Следовательно, при чрезвычайно высокой прибыльности, характерной для операций иностранного капитала в развивающихся странах, речь идет о рыночной стоимости зарубежных активов, которая обычно многократно превосходит их остаточную балансовую стоимость.
Мировая экономика - сложный и в то же время увлекательный раздел системы экономических наук. Функционирование и развитие мировой экономики основано на общих законах рынка. Но при этом в сфере мировой экономики возникают специфические отношения, обусловленные существованием суверенных государств, имеющих собственные интересы. Поэтому в курсе мировой экономики изучаются особые проблемы, возникающие при взаимодействии хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности.
Владение колоссальными территориями нефтедобывающих страш на правах концессии привело, по существу, к созданию внутри ряда суверенных государств изолированных районов, где действуют порядки и законы других государств.
Нефтяные монополии и ряд «независимых» нефтяных компаний,, всемерно поддерживаемые империалистическими государствами, овладели неисчислимыми природными богатствами, принадлежащими развивающимся странам; под их контролем оказались колоссальные-территории суверенных государств, крупнейшие производственные-мощности по добыче, переработке и транспорту нефти и газа, рынки сбыта капиталистического мира.
Конфедеративное (союзное^ государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации — действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Впрочем, был ещё один источник возмещения тех потерь, которые понесли монополии развитых капстран, наделав уступок своим пролетариям: грабёж бывших колоний. Однако с тех пор, как национально-освободительное движение в последних привело к образованию там суверенных государств, гра-
Краткосрочные казначейские обязательства выпускаются Минфинами суверенных государств бывшего СССР сроками на 3, 6 и 12 месяцев на предъявителя. Эти обязательства не имеют купонов и погашаются путем их выкупа, включая выплату начисленных по ним процентов. КАМБИСТ — лицо, занимающееся вексельными операциями и торговлей иностранными монетами. КАНАЛЫ МАРКЕТИНГА. Сельскохозяйственные продукты от производителя к потребителю проходят весьма сложный путь: производство и сбор (заготовка); концентрация крупных партий и их хранение; переработка в готовые к употреблению продукты или полуфабрикаты; продвижение переработанных продуктов по каналам оптовой торговли; разбивка их на мелкие партии и реализация в сети розничной торговли и общественного питания; потребление.
страхователю в осмыслении его страхового интереса особенно важна для страхового рынка нашей страны, поскольку существовавшие ранее страховые традиции утрачены, а в ряде суверенных государств они не успели оформиться.
Книга Н.А. Назарбаева "Критическое десятилетие", вышедшая недавно в издательстве "Атамура", и ее презентация в Алматы вызвали в мире и, в частности, в Центрально-Азиатском регионе большой отклик и положительную оценку. Многие участники презентации книги подчеркивали, что под "Десятилетием" в данном случае подразумевается'не прошлое десятилетие, а наступающее - качественно новое, указывающее на следующий этап в становлении суверенных государств. "Критическое" - означает чувство ответственности и поиска адекватного ответа на новые вызовы времени. Оно потребует мобилизации интеллектуальных, организационных и межэтнических ресурсов, большей, чем прежде, консолидации общества.
В 1980-е годы были сняты финансовые, товарные и экономические границы слабых государств, которые сложились в предыдущие годы. Инквизиторы из МВФ и Всемирного банка стали прямо указывать, на что и как должны тратить деньги правительства «суверенных» государств.
Хотя государства по-прежнему имеют полномочия вмешиваться в экономику, они сами все больше начинают зависеть от сил международной конкуренции. Если государство вводит условия, неблагоприятные для капитала, капитал начнет уходить из страны. И наоборот, если государство сдерживает рост зарплаты и предоставляет стимулы для развития отдельных отраслей и предприятий, оно может способствовать накоплению капитала. Система мирового капитализма состоит из многих суверенных государств, каждое из которых имеет свою политику, но каждое также вовлечено в мировую конкуренцию не только за торговлю, но и за капитал. Это — одна из черт, делающих эту систему крайне сложной: хотя мы можем говорить о мировом и глобальном режиме в экономических и финансовых вопросах, в политике такого же мирового режима не существует. Каждое государство имеет собственный режим.
Согласованных действиях Согласованного управления Сохранения окружающей Сохранением заработной Сохранении существующих Сохранностью материальных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|