Самостоятельных подразделений



Одна из важнейших задач в развитии организации - создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей человека, которые появятся благодаря внедрению механизма, предусматривающего широкие права самостоятельных хозяйственных звеньев и их трудовых коллективов в сочетании с высокой ответственностью за конечные результаты работы и развитыми формами демократического управления (самоуправления).

ФРАНКО-УСЛОВИЕ - продажи, согласно которому покупатель освобождается от непосредственных расходов по погрузке, транспортировке в связи с тем, что эти расходы включены в цену товара. ФРАНЧАЙЗИНГ — гибридная форма крупного и мелкого предпринимательства. Ф. представляет собой соглашение крупных корпораций с мелкими фирмами или отдельными бизнесменами, производственными или функционально-операционными компаниями. В соответствии с франчайз-ным соглашением, франчайзер — обычно крупная родительская компания — обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями. Покупка лицензии от крупной фирмы на производство товаров или услуг — чаще всего под каким-то известным фирменным знаком — явление широко распространившееся в последние 20-30 лет. Так, уже в 1985 г. 1800 американских корпораций сбывали свои товары с помощью системы франчайзинг. Число входивших в нее мелких обслуживающих предприятий приближалось к 500 тыс. Среди этого моря самостоятельных хозяйственных единиц наибольшее число приходилось на бензозаправочные станции (32%), дилеров, торгующих легковыми и грузовыми автомобилями (6%), рестораны и закусочные быстрого обслуживания (7%). Но, как и у всякого бизнеса, у системы франчайзинг есть свои плюсы и минусы. Вот они: Преимущества: 1. В главном и целом это ваш собственный бизнес. 2. Если до вашего вступления в бизнес он хорошо был апробирован крупной фирмой и держателями ее лицензий, ваш коммерческий риск снижается. 3. Вы получаете постоянные советы и поддержку от вашего партнера — крупной фирмы. 4. Приобретая лицензию, вы надеетесь, что покупаете общепризнанную торговую марку, а значит, вам только надо ее и дальше поддерживать, а не изобретать что-то новое. 5. Если фирма выдала уже много лицензий, вам не

Создание АСУнефтеснаб РСФСР; предусматривающей строительство кустовых вычислительных центров, средств связи, приема и передачи данных, позволит существенно улучшить снабжение народного хозяйства нефтепродуктами, используя для этого территориальные органы нефтеснабжения. Необходимо исследовать вопрос о целесообразности создания производственно-транспортных зон снабжения, обладающих всеми атрибутами самостоятельных хозяйственных звеньев, границами, административной властью и вычислительными центрами. Мощные вычислительные центры могут стать основой относительно замкнутой производственно-транспортной зоны нефтеснабжения. Процесс формирования зон снабжения должен регулироваться с помощью централизованной системы планирования капиталовложений в развитие органов нефтеснабжения, определяемых на .каждом этапе развития страны экономической 'политикой государства.

Портфель предприятия, или корпоративный портфель, как ранее определено, — это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу. Портфельный анализ— это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т. е. должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.

управления, образованию множества самостоятельных хозяйственных, со-

Ключевую роль в решении стратегических задач организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. За рубежом данный термин был введен, чтобы отличить его от долгосрочного планирования и отразить отличие планирования, осуществляемого на уровне управления организацией в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, от планирования на более низких уровнях управления. Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия «стратегическое управление».

Портфель предприятия, или корпоративный портфель, - это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений - СХП (стратегических бизнес-единиц - СБЕ), принадлежащих одному и тому же владельцу.

Важная особенность тесной кооперации (вертикальной интеграции) в рыночной экономике состоит в том, что она проистекает из договорных отношений самостоятельных хозяйственных субъектов. Иными словами, полезность и эффективность кооперации определяются результатами предшествующего этапа договорных отношений. Как известно, на Западе немало сделок носят характер долговременных деловых отношений. Поэтому в жизни «договорный процесс» не всегда приобретает форму заключения «классического договора». И даже в случае, когда решающую роль играют личные взаимоотношения участников, базой взаимодействия скрыто являются договорные принципы. Итак, договорная форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, в немалой степени при решении проблемы информационной неопределенности и гарантий имеет существенное значение для дееспособности организации в рыночной экономике.

Развитие бизнес-планирования равнозначно развитию управления организацией. Логика бизнес-планирования и бюджетирования должна была лечь на подготавливаемую проводимой реорганизацией почву. Выявление и обособление очагов бизнеса в ходе реализации стратегии диверсификации, коррекция организационной и финансовой структур материнской компании в направлении вычленения самостоятельных хозяйственных единиц (ЦФО) с делегированием ответственности за достижение результатов (за выполнение планов), создания в соответствии с ними центров планирования и учета бизнеса, определения баланса интересов и политики учета результатов деятельности центров финансовой ответственности и создания механизмов координации планов, трансфертного ценообразования, а также обучение персонала - все это должно было стать и стало необходимыми предпосылками для постановки системы общекорпоративного управления.

2. Цели самостоятельных хозяйственных единиц (СХЕ), на которые разделена компания (в ряде литературных источников их называют бизнес-линиями).

В промышленности развитых стран действует большое число самостоятельных хозяйственных единиц. В обрабатывающей промышленности США их насчитывается примерно 300 тыс., около 290 тыс. самостоятельных фирм действует в промышленности Японии. Их размеры самые различные: от десятков до сотен тысяч занятых.

gatekeeper: «сторож». Члены самостоятельных хозяйственных единиц (decision-making unit) или социальных групп, препятствующие или дестимулирующие покупки путем контроля потока информации и (или) доступа людей к месту продажи. Мать, не позволяющая своему ребенку купить в супермаркете сладкие кукурузные хлопья, действует как «сторож». Секретарь, не позволяющий поговорить по телефону с принимающим решение лицом, также является «сторожем». Продавцы должны направлять свою рекламу не только на конечных пользователей, но также и на потенциальных «сторожей».


тересна, раскрывает практически все ключевые блоки системы управления корпорацией, говорит и о структуре корпорации. Какова главная идея структуры книги? Вначале рассматриваются общие вопросы философии управления (гл. 1) и стратегии управления (гл. 2). Затем раскрываются методы управления корпорацией в целом (гл. 4). Здесь, кстати, становится ясным, что представляет собой структура типичной японской корпорации. Во-первых, это акционерная система, т. е. основной капитал ее образуется за счет продажи акций. Это говорит об уровне корпорации, так как при росте производственной системы она со временем достигает такого масштаба, что начинает продавать свои акции, становится «публичной корпорацией». Во-вторых, она состоит из самостоятельных подразделений — филиалов. В нашем понимании — объединений, заводов, действующих на самостоятельном балансе.

На правах самостоятельных подразделений в УБР могут входить вышкомонтажный цех (ВМЦ), тампонажный цех и цех опробования, если организационно-технические и финансово-экономические условия делают нецелесообразным выделение их в самостоятельные предприятия (конторы).

В некоторых случаях в бюджете не указывается начальное и конечное сальдо денежных средств, и тогда следует принять меры к исправлению этого недостатка. Когда имеются сведения обо всех денежных поступлениях и выплатах, можно рассчитать разницу между ними, получив значение чистого денежного поступления (или выплат). Можно также составить бюджет денежных средств, указывая в нем только чистые денежные потоки (поступления или выплаты). Например, если организация состоит из большого числа относительно самостоятельных подразделений и при этом пользуется единым банковским счетом, бюджеты могут разрабатываться для каждого подразделения отдельно, а бюджет денежных средств головного офиса будет выглядеть так же, как показано в примере 12.12.

Условно положительное (нестандартное) аудиторское заключение (qualified opinion) обычно более объемно и, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая может быть полезной пользователям отчетности или рассматривается аудитором как целесообразная к опубликованию исходя из принятой технологии аудиторской проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безоговорочную положительную оценку представленной отчетности и финансового положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть: использование мнения другой аудиторской фирмы (например, в случае аудирования отчетности разных самостоятельных подразделений одной корпорации разными аудиторскими компаниями); изменение аудируемой фирмой учетной политики; некоторые неопределенности финансового или организационного характера (например, участие аудируемой компании в незавершенном судебном процессе с непредсказуемым исходом, недостаточная эффективность системы внутреннего контроля) и др. В случае нестандартного аудиторского заключения целесообразность заключения контракта с данным потенциальным контрагентом должна определяться финансовым менеджером или другим лицом, участвующим в переговорах, после более тщательного анализа представленного отчета и другой информации формального и неформального характера.

Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безоговорочную положительную оценку представленной отчетности и финансового положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть: использование мнения другой аудиторской фирмы (например, в случае аудирования отчетности разных самостоятельных подразделений одной корпорации разными аудиторскими компаниями); изменение аудируемой фирмой учетной политики; некоторые неопределенности финансового или организационного характера (например, участие аудируемой компании в незавершенном судебном процессе с непредсказуемым исходом, нгдостаточная эффективность системы внутреннего контроля) и др.

В настоящее время линейно-функциональная структура применяется для мелких и средних фирм. Для крупных компаний с середины 80-х годов используется дивизиональная структура управления. Это связано с децентрализацией управления, предоставлением оперативно-производственной и финансовой самостоятельности структурным единицам. Дивизиональные структуры — результат развития предприятий и появления самостоятельных подразделений, расположенных в различных географических регионах, как следствие диверсификации бизнеса.

• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

5. Центры развития - это также новая форма организации инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объема продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. Одновременно осуществляется стимулирование руководителей и персонала центра следующим образом: предполагается, что зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависят непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра; в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов.

Условно положительное (нестандартное) аудиторское заключение (qualified opinion) обычно более объемно и, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая может быть полезной пользователям отчетности или рассматривается аудитором как целесообразная к опубликованию исходя из принятой технологии аудиторской проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безоговорочную положительную оценку представленной отчетности и финансового положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть: использование мнения другой аудиторской фирмы (например, в случае: аудирования отчетности разных самостоятельных подразделений одной корпорации разными аудиторскими компаниями); изменение аудируемой фирмой учетной политики; некоторые неопределенности финансового или организационного характера (например, участие аудируемой компании в незавершенном судебном процессе с непредсказуемым исходом, недостаточная эффективность системы внутреннего контроля) и др. В случае нестандартного аудиторского заключения целесообразность заключения контракта с данным потенциальным контрагентом должна оп-

Оперативное управление основным Ял=0,119Л,°'шС0'732 С — количество самостоятельных подразделений

О выделение самостоятельных подразделений


Сокращения количества Сокращения отдельных Сценарное планирование Сокращения текучести Сокращение численности Сокращение длительности Сокращение государственного Сокращение налоговых Сокращение потребительских Сокращение реального Сокращение трудоемкости Сокращении длительности Сокращению государственных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика