|
Смешанных стратегий
Взаимоотношения Ливии и Алжира с нефтяными ТНК во второй половине 70-х и начале 80-х годов примечательны несколькими, как представляется пока что, нетипичными за пределами обеих этих стран эпизодами, в особенности нехарактерными для нефтедобывающей промышленности ближневосточного региона. В конце 1975 г. французская государственная компания ЭЛФ-ЭРАП отказалась пролонгировать на следующий пятилетний срок свое соглашение об ассоциации с «Сонатрак», подписанное 15 декабря 1971 г. Оно было заключено на 10 лет, однако до истечения ш> ловины этого срока предусматривался частичный пересмотр его положений. В основном это касалось статей, регулирующих систему налогообложения смешанных предприятий, репатриацию доходов иностранного участника от вывезенной им доли алжирской нефти, его обязательные инвестиции в разведку или восстановление продуктивности разрабатываемых месторождений, а также транспортные тарифы за пользование нефтепроводами, которые, как уже отмечалось, перешли в полную государственную собственность с 1971 г. Не преодоленные разногласия по этим пунктам привели автоматически к прекращению действия контракта от 15 декабря 1971 г. и к тому, что «Сонатрак» овладела долей участия ЭЛФ—ЭРАП во всех нефтепромыслах, эксплуатировавшихся совместно обеими компаниями. Согласно собственному заявлению руководства французской фирмы, она предпочла «обычные торговые соглашения трудному процессу выработки новых условий контракта» с АНДР в производственной сфере. В 1975 г. на долю «ЭЛФ-Алжери» приходилось до 5 млн. т нефти и конденсата, или 11,1% их общей добычи в стране. На следующий год благодаря отмеченным переменам удельный вес «Сонатрак» в производстве этих видов сырья повысился с 74,5 до 80,7%, а в их экспорте — с 70,6 до 78,5% соответственно.
Вскоре, во второй половине 1981 г., аналогичная по ряду признаков ситуация возникла во взаимоотношениях Ливии (с 1977 г. Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия— СНЛАД) с двумя американскими нефтяными гигантами из числа членов МНК — корпорациями «Экссон» и «Мобил Оцл». Как и французские компании в Алжире, обе эти монополии являлись акционерами совместных с ливийской государственной компанией нефтедобывающих предприятий, основанных взамен бывших концессий после их частичной национализации, но, кроме того, были еще и подрядчиками ЛНОК по контрактам «про-дакшн шэринг». Американские корпорации также выступили с инициативой прекращения своей предпринимательской активности в Ливии. Однако в отличие от французских фирм этот шаг не был увязан с каким-либо формально-юридическим поводом и, что еще более важно, подразумевал полное прекращение операций, включая их деятельность как в рамках смешанных предприятий, так и подрядных соглашений.
В конечном счете столь заметные ра-зличия тактики ведущих энергетических ТНК по отношению к конкретным развивающимся странам — экспортерам углеводородного сырья в современных условиях должны иметь под собой те же основания, что и на предыдущих этапах при системе традиционных концессий и в ходе перестройки последней. Они сводятся лрежде всего к проанализированным нами выше особенностям государственной нефтяной стратегии этих стран, к ее соотношению с интересами транснационального бизнеса. Неизбежно напрашивается вывод, что условия, на которых прежние концессионеры продолжают свою экономическую деятельность в аравийских нефтяных монархиях даже после 100-процентной национализации, остаются более приемлемыми, чем статус некоторых смешанных предприятий в странах типа Алжира и Ливии, где бывшие иностранные владельцы сохранили право собственности на часть акционерного капитала. Логично предположить, что одинаковый инвестиционный климат и равенство прочих предпосылок вообще лишают смысла выборочное прекращение предпринимательской активности в рамках одной и той же отрасли.
ганизации смешанных предприятий с преобладающим участием ливийского государства.
В Методологических положениях по статистике Госкомстата РФ границы производства определяются как «... деятельность единиц — резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает предприятия, производящие товары и рыночные и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос) услуги». При этом следует принимать во внимание, что в отечественной практике используется лишь понятие «внутренняя экономика». Производство — физический процесс, выполняемый под контролем и управлением институционной единицы, при котором осуществляются затраты труда или капитала, продуктов и услуг для производства других продуктов и услуг, т.е. в котором труд и активы используются для трансформации затрат в выпуск товаров и услуг.
Смешанное предпринимательство занимает большое место в экономике развитых стран. Смешанные предприятия управляются как акционерные общества. Прибыль, которую государство получает как акционер, остается в распоряжении предприятия. Расходы смешанных предприятий покрываются примерно на 2/3 за счет собственных средств. В смешанных предприятиях ведущая роль часто сохраняется, за частными компаниями.
• Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний. Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлениям определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; расширение зарубежных капиталовложений.
в подавляющем большинстве смешанных предприятий (около 80%) не
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.
Указанная типология приватизированных предприятий условна, так как все разнообразие субъектов частного сектора не может быть втиснуто в рамки этих трех видов компаний. Существует множество смешанных предприятий переходных форм, где процесс структурирования капитала не закончился установлением контроля того или иного стратегического инвестора. Не исключено, что многие приватизированные компании так и не смогут сформировать эффективную форму собственности и управления и рано или поздно подвергнутся процессам ликвидации, банкротства, разделения активов, слияния и поглощения. Не случайно эти процессы усиливаются и расширяются в переходной экономике после завершения приватизации.
во-вторых, создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; И «Тоета», и «Хитати» дают пример успешного применения смешанной стратегии. Мы будем исследовать типы успешной и неудачной смешанной стратегии в следующих разделах, а здесь предварительно сформулируем несколько гипотез, которые вытекают отчасти из наблюдаемых различий в результатах функционирования фирм, относящихся к разным типам диверсификации, и из сравнения смешанных стратегий 64 высокоэффективных компаний с набором стратегий всех 102 компаний.
При этом могут использоваться следующие варианты критериев выбора средств системы: 1) максимум производительности П при ограниченных затратах 3; 2) минимум 3 при ограниченной Л; 3) максимум отношения Л/3; 4) максимум разности экономии Э и затрат; 5) критерии смешанных стратегий,
Решением игры в смешанных стратегиях будет пара оптимальных смешанных стратегий, обозначенных 8*д и S*B. Выигрыш, соответствующий этому решению, называется ценой игры v.
Одной из типичных задач является определение объемов закупаемых материальных ресурсов и времени их оплаты [2]. Одна из стратегий заключается в покупке материальных ресурсов к моменту их непосредственного потребления и отвечает идеологии системы Just-in-time. Альтернативной ей стратегией является покупка вперед (форвардная сделка). Типичной практикой западных фирм является применение смешанных стратегий оплаты, т.е. оплаты к моменту потребления и форвардной оплаты закупаемых материальных ресурсов. Эта стратегия применяется в тех случаях, когда модель цены имеет явный сезонный характер. Тогда на этапах спада цены применяют оплату по факту поставки, а на этапах подъема - форвардную оплату.
дения смешанных стратегий мы оставляем на будущее). Ран-
ответствующие профилю (набору) смешанных стратегий —
Будем обозначать пространство смешанных стратегий г-
смешанных стратегий игрока г — это (&г- — 1) -мерный сим-
Аналогично определение и для смешанных стратегий:
ко, как мы увидим, пара смешанных стратегий а\ = ( ^, \
вательность таких вполне смешанных стратегий а (т. е.
Составлении перспективных Составлению бухгалтерской Себестоимости незавершенного Состояния экономической Состояния бухгалтерского Состояния фондового Состояния коммерческой Состояния национальной Состояния определение Состояния платежного Состояния природной Состояния реального Состояния территории вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|