|
Смешанной экономики
В советской литературе, как правило, не воспринимали опыт госурегулирования хозяйства при смешанной экономике ввиду его «буржуазной сущности». Также не учитывалось проявление мировой тенденции социализации общества. Отсюда доктрина хозяйственного права признавалась ошибочной. Вместе с тем практика развития советского хозяйственного законодательства показала целесообразность сравнительного изучения правового регулирования экономики СССР и в зарубежных странах.
ныне невозможны. Если бы действительно удалось достичь идеального типа высокой рыночности или высокого инструментализма, результат был бы разрушительным. В современном мире успешно существует лишь смешанная экономика. Однако следует признать, что сам термин «смешанная экономика» не отличается вполне убедительной определенностью. Отсюда и расплывчатость взглядов среди принимающих эту модель экономического развития. Так, Дж. Кейнс, не отрицавший автономного рыночного саморегулирования, в то же время выступал и как теоретик смешанной экономики. Венгерский экономист Карл Полани (Поланьи) различал в смешанной экономике две версии: жесткую и мягкую. Жесткая — рынок не может остаться доминирующим механизмом, социал-демократическое государство благосостояния служило бы только переходной формой. Развитие шло бы от чисто рыночной экономики к смешанной. В ней рынок бы еще доминировал, а перераспределение играло второстепенную роль. Следующий этап достижения — к социалистической смешанной экономике, где перераспределение играет решающую, а рынок — второстепенную роль. Но все это в пределах жесткой версии. В мягкой же версии, считает К. Полани, рынок в качестве доминирующего механизма будет неизбежно порождать неудачи. Поэтому он должен быть дополнен функционированием вторичного перераспределительного механизма. Кроме того, К. Полани полагает, что рынок сам по себе чужд человеческой природе и должен «вводиться» государством. Конечно, неверно видеть в позиции К. Полани критику рынка как такового; критика у него направлена против таких рыночных обществ, которые имели тенденцию становиться однородными, устранять все альтернативные механизмы, разрушая тем самым «самооборону общества». К. Полани — теоретик смешанной экономики.
Разнообразие видов собственности составляет основу многоукладное™ современной экономики США. В экономической литературе страны говорится о «смешанной экономике», а не о «чисто частной» или «чисто рыночной».
Усиление госрегулирования призвано ускорить формирование корпоративного сектора. Крупные корпорации в смешанной экономике способны выступить стратегическими партнерами государства в проведении обмена деятельностью предприятий в ключевых народнохозяйственных сферах, используя как рыночные, так и планово-распределительные методы. Экономические органы государства обязаны занять активную позицию в становлении такого рода корпораций. Активизация государства на новом этапе экономических реформ нацеливается и на обеспечение качественно более высокого уровня управления госимуществом, включая казенные предприятия и госпакеты акций. Предстоит повысить качество обоснования и четкость реализации всех видов социальной и экономической политики (технической, структурной, инвестиционной, создать систему стимулирования и страхования всех видов инвестиций).
В конце 1980-х годов в Советском Союзе прилагались все усилия для перехода от плановой к «смешанной» экономике, где существует государственное и частное производство товаров и услуг. Однако вплоть до распада СССР в рождественский день 1991 г. практически все товары и услуги в стране производились государственными предприятиями. К тому же большинство цен оставались под жестким контролем государства. Очень часто возникал дефицит товаров, и торговля на черном рынке (т. е. торговля по негосударственным, неофициальным ценам) процветала. В начале 1991 г., пытаясь уменьшить обороты черного рынка, Советская власть решила объявить об обмене 50- и 100-рублевых купюр. При этом гражданам было дано только три дня для обмена крупных банкнот на более мелкие, чего многие сделать не успели.
ныне невозможны. Если бы действительно удалось достичь идеального типа высокой ры-ночности или высокого инструментализма, результат был бы разрушительным. В современном мире успешно существует лишь смешанная экономика. Однако следует признать, что сам термин «смешанная экономика» не отличается вполне убедительной определенностью. Отсюда и расплывчатость взглядов среди принимающих эту модель экономического развития. Так, Дж. Кейнс, не отрицавший автономного рыночного саморегулирования, в то же время выступал и как теоретик смешанной экономики. Венгерский экономист Карл Полани (Поланьи) различал в смешанной экономике две версии: жесткую и мягкую. Жесткая — рынок не может остаться доминирующим механизмом, социал-демократическое государство благосостояния служило бы только переходной формой. Развитие шло бы от чисто рыночной экономики к смешанной. В ней рынок бы еще доминировал, а перераспределение играло второстепенную роль. Следующий этап достижения — к социалистической смешанной экономике, где перераспределение играет решающую, а рынок — второстепенную роль. Но все это в пределах жесткой версии. В мягкой же версии, считает К. Полани, рынок в качестве доминирующего механизма будет неизбежно порождать неудачи. Поэтому он должен быть дополнен функционированием вторичного перераспределительного механизма. Кроме того, К. Полани полагает, что рынок сам по себе чужд человеческой природе и должен «вводиться» государством. Конечно, неверно видеть в позиции К. Полани критику рынка как такового; критика у него направлена против таких рыночных обществ, которые имели тенденцию становиться однородными, устранять все альтернативные механизмы, разрушая тем самым «самооборону общества». К. Полани — теоретик смешанной экономики.
Разнообразие видов собственности составляет основу многоукладности современной экономики США. В экономической литературе страны говорится о «смешанной экономике», а не о «чисто частной» или «чисто рыночной».
Усиление госрегулирования призвано ускорить формирование корпоративного сектора. Крупные корпорации в смешанной экономике способны выступить стратегическими партнерами государства в проведении обмена деятельностью предприятий в ключевых народнохозяйственных сферах, используя как рыночные, так и планово-распределительные методы. Экономические органы государства обязаны занять активную позицию в становлении такого рода корпораций. Активизация государства на новом этапе экономических реформ нацеливается и на обеспечение качественно более высокого уровня управления госимуществом, включая казенные предприятия и госпакеты акций. Предстоит повысить качество обоснования и четкость реализации всех видов социальной и экономической политики (технической, структурной, инвестиционной, создать систему стимулирования и страхования всех видов инвестиций).
Мы переходим к последнему этапу в построении нашей модели совокупных расходов — от частной (негосударственной) открытой экономики к смешанной экономике, в которую входит государственный сектор. В отличие от расходов частного сектора государственные расходы и налоги находятся в непосредственном ведении правительства. Оно может изменять их величину в качестве ответных мер на недостаточные или избыточные расходы частного сектора и тем самым обеспечивать экономическую стабильность.
Пожалуй, единственно, что можно более уверенно сказать о социально-экономическом строе на Западе: это — смешанная система, которая базируется на многоукладной экономике. При этом в разных странах имеется совершенно неодинаковое сочетание всех типов и форм присвоения. Скажем, в смешанной экономике Великобритании 26% рабочей силы занято в государственном секторе страны, а 74% — в негосударственном; в Швеции же в государственном секторе трудится около 40% всех работников.
Такова краткая характеристика основных модели человека в экономической теории. Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений. В последующих главах будет продолжен анализ роли человека как центра экономической системы современного общества, экономической роли хозяйствующего субъекта в смешанной экономике. применяет Америка — это сочетание предыдущих двух. Это система смешанной экономики. Ты также должен изучить и понять, как эти разные способы ведения хозяйства влияют на жизнь людей.
В США почти десятая часть доходов граждан и предприятий изымается государством на общенациональные программы социального обеспечения. США — страна смешанной экономики. Частные лица и группы лиц обеспечивают работу экономики страны. Но правительственные чиновники следят за их деятельностью и изымают налоги на цели социального обеспечения.
Социально ориентированная модель или модель «смешанной экономики)), включает в себя довольно широкий спектр вариантов, среди которых ориентация на европейские социальные модели («шведский социализм», германская модель «социального рыночного хозяйства»), российская социал-демократическая модель в ее различных вариациях, концепции активной роли государства в промышленной и социальной политике, социал-технократические подходы. Часто она идентифицирует себя в качестве «третьего пути» между либерализмом и ортодоксальным социализмом.
ныне невозможны. Если бы действительно удалось достичь идеального типа высокой рыночности или высокого инструментализма, результат был бы разрушительным. В современном мире успешно существует лишь смешанная экономика. Однако следует признать, что сам термин «смешанная экономика» не отличается вполне убедительной определенностью. Отсюда и расплывчатость взглядов среди принимающих эту модель экономического развития. Так, Дж. Кейнс, не отрицавший автономного рыночного саморегулирования, в то же время выступал и как теоретик смешанной экономики. Венгерский экономист Карл Полани (Поланьи) различал в смешанной экономике две версии: жесткую и мягкую. Жесткая — рынок не может остаться доминирующим механизмом, социал-демократическое государство благосостояния служило бы только переходной формой. Развитие шло бы от чисто рыночной экономики к смешанной. В ней рынок бы еще доминировал, а перераспределение играло второстепенную роль. Следующий этап достижения — к социалистической смешанной экономике, где перераспределение играет решающую, а рынок — второстепенную роль. Но все это в пределах жесткой версии. В мягкой же версии, считает К. Полани, рынок в качестве доминирующего механизма будет неизбежно порождать неудачи. Поэтому он должен быть дополнен функционированием вторичного перераспределительного механизма. Кроме того, К. Полани полагает, что рынок сам по себе чужд человеческой природе и должен «вводиться» государством. Конечно, неверно видеть в позиции К. Полани критику рынка как такового; критика у него направлена против таких рыночных обществ, которые имели тенденцию становиться однородными, устранять все альтернативные механизмы, разрушая тем самым «самооборону общества». К. Полани — теоретик смешанной экономики.
Обобщая вышеизложенные плюсы и недостатки этапов чековой и денежной приватизации и критически их оценивания, следует подчеркнуть, что их можно свести к концептуальной основе предстоящего нового этапа российской приватизации: 1) приватизация осуществляется в качестве важнейшего средства выведения российской экономики на путь устойчивого развития прежде всего за счет ее внутренних источников и средств; 2) приватизация проводится в русле формирования российского варианта смешанной экономики с рациональным сочетанием всех форм и видов собственности и с государственно-частной организацией хозяйствования. Воспроизводство отношений собственности осуществляется с помощью смешанного хозяйственного механизма, основными взаимосвязанными блоками которого являются госрегулирование и рыночный механизм самоорганизации; 3) процессы приватизации и деприватизации, национализация и денационализация — постоян-
ные и естественные методы управления госсобственностью как в переходный период, так и в условиях достигнутой смешанной экономики; 4) основная цель приватизации — создание условий для формирования смешанной экономики, стратегических собственников и инвесторов, конкурентной среды, механизма эффективного воспроизводства собственности и консолидированного общественного капитала, системы рыночной инфраструктуры и материальной основы социальной защиты всех слоев населения; 5) приватизационный процесс идет строго по «точечным» проектам с предоставлением обществу полной информации по каждому из них и с соблюдением баланса интересов основных слоев населения; 6) непосредственно приватизации предшествуют широкое использование аренды с правом выкупа госимущества, коммерциализация госпредприятий, их организационная перестройка и создание проекта внутрихозяйственного предпринимательского механизма; 7) субъектам РФ и муниципалитетам представляется широкий спектр возможных способов и сроков приватизации находящихся в их собственности объектов. Но федеральный центр управления приватизационными процессами поощряет прежде всего инновационные методы региональной и муниципальной приватизации, приносящие высокий экономический и социальный эффект.
как незаменимый инструмент корректировки негативных эффектов рынка, государство по мере расширения сложности и масштабов производства начинает играть решающую роль в формировании инфраструктурной среды предпринимательской деятельности, законодательно регулирует правила поведения субъектов последней, сглаживает социально-экономические противоречия, определяет приоритеты индустриального развития, само выступает в качестве активного и мощного предпринимателя. Только на этой основе стало возможным формирование смешанной экономики, в которой эффективно взаимодействуют малое - среднее - крупное (корпоративное) производство, в т. ч. государственное предпринимательство, обеспечивается социальная ориентация процессов хозяйственного развития.
По мере развития смешанной экономики, глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму. Во Франции идея стратегического планирования выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации коих призвано брать на себя государство, впервые получила воплощение в десятом индуктивном плане (1989-1992 гг.). Были установлены шесть главных направлений развития (укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб), каждое из которых получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. В целом приходится констатировать распространение в 80-90-х гг. весьма сдержанных настроений по отношению к использованию инструментов индикативного планирования, это стало реакцией на ряд обстоятельств, в том числе на падение эффективности функционирования госпредприятий (70-80-е гг. выявили ряд негативных сторон в эволюции госпредпринимательского сектора. Выполнение общенациональных приоритетных задач влечет за собой возрастание дефицита госпредпринимательского сектора, которое наблюдается во всех странах ЕС), и на чрезмерные аппетиты отраслевых лоббистов.
ее реализации. Но здесь возникает комплекс проблем. Главные требования к организации процессов рыночной трансформации: во-первых, не допускать первенства политики над экономикой (целевая функция реформационных преобразований — не перераспределение власти, а повышение социально-экономической эффективности воспроизводства); во-вторых, усиление роли государства использовать для упорядочения и защиты либеральных начал в хозяйственном механизме, для выстраивания полиформического регулирования смешанной экономики — рыночного, корпоративного, государственного; в-третьих, сосредоточить усилия государства на создании действенного механизма управления финансовыми потоками — без этого не добиться макростабильности в сфере финансового и денежного обращения.
Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.
• модель смешанной экономики (которая включает страны Восточной Европы и государства бывшего Советского Союза).
Составлению отчетности Составными элементами Состояния экономики Состояния денежного Состояния хозяйствующего Состояния конкуренции Состояния нормирования Состояния организации Себестоимости определяется Состояния производственных Состояния российской Состояния внутреннего Себестоимости определение вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|