|
Снабжения материально
Запасы — это экономическая категория, они создаются на всем пути продвижения товарно-материальных ценностей — от места их производства (изготовления, добычи) на предприятиях-изготовителях до мест непосредственного использования материальных ресурсов на предприятиях-потребителях или базах снабжения (крупнооптовых предприятиях и т.д.). Совокупный запас практически любого вида товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, комплектующих изделий, покупных полуфабрикатов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашиваю-
Производственным запасом являются все материальные ресурсы, поступившие на предприятие-потребитель с заводов-изготовителей (или баз снабжения, крупнооптовых или среднеоптовых предприятий, магазинов и т.п.) и находящиеся у него на складе (или в других местах хранения) в ожидании их (ресурсов) запуска в производство. Кроме того, к производственным запасам также относят материальные ресурсы, которые в это же время поступили на предприятие и их выгружают из транспортных средств (железнодорожных вагонов, железнодорожных цистерн, морских и речных судов и т.п.), принимают по количеству и качеству, складируют или выполняют с ними специальные подготовительные операции (например, старение, опрессовку бурильных труб, сушку пиломатериалов и т.д.) для подготовки их к запуску в производство. Таким образом, к производственному запасу относится любая марка материального ресурса, поступившая на предприятие, но еще не использованная им в процессе производства. Считается, что марка материального ресурса находится в производственном запасе до того момента, пока она сохраняет свои физические и химические свойства неизменными, т.е. до тех пор, пока, например, круглую сталь после передачи в производство не порежут на заготовки или не произведут раскройку листового материала на части и т.д.
Существующая специфика в условиях формирования производственных запасов на предприятиях с регулярной и сезонной формами снабжения находит соответствующее отражение в структуре определяемых норм. В зависимости от территориального местонахождения предприятия-потребителя, т.е. его удаленности от поставщиков — предприятий-изготовителей, баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.), особенностей транспортных маршрутов для завоза к нему материальных ресурсов (удаленность от железной дороги, наличие шоссейных дорог, связывающих его с базой снабжения и т.п.), объемов расхода потребляемых материалов могут действовать совершенно разные формы снабжения — транзитная, складская, смешанная и сезонные поставки материальных ресурсов. По каждой из этих форм снабжения на предприятиях определяют: но маркам материальных ресурсов — специфицированные нормы производственных запасов, по видам материальных ресурсов — видовые нормы производственных запасов. В случаях, если нормируемый вид материального ресурса дополнительно подразделяется на номенклатурные группы (например, прокат черных металлов — на крупносортную, мелкосортную сталь и т.д.), то дополнительно определяются нормы производственных запасов по номенклатурным группам.
компания и т.п.) будет стремиться, где это возможно, переводить поставки с транзитных форм на складские с близлежащих баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.д.). В настоящее время транзитные поставки составляют основную долю — около 60-80%. Организация преимущественно складской формы снабжения вместо транзитной потребует значительного времени и больших финансовых затрат, но позволит решить сложный комплекс вопросов на предприятии:
Ранее уже отмечалось, что в XXI в. будет осуществлен переход многих российских предприятий на логистические методы управления (снабжением, запасами, производством, сбытом и т.п.). При этом одной из важнейших задач будет постепенное изменение применяемой формы снабжения — с транзитной формы снабжения на складскую. Данная задача большинством предприятий не может быть решена одномоментно, на это потребуется много времени. Как показывает накопленный опыт, многие зарубежные фирмы на этот переход с традиционных форм снабжения и условий формирования производственных запасов затратили 10-15 лет, что было обусловлено ненадежностью поставщиков. В нашей стране необходимо в принципе изменять инфраструктуру материально-технического обеспечения — развивать систему баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.), создавать логистические центры. На это потребуется много времени и достаточно большие инвестиции. Речь идет о развитии и приближении баз снабжения к непосредственным предприятиям-потребителям, формировании на этих базах снабжения больших товарных запасов и существенном сокращении производственных запасов у предприятий-потребителей Должна быть существенно изменена сложившаяся структура совокупных запасов материальных ресурсов в народном хозяйстве. В течение продолжительного периода поставки многих марок материальных ресурсов на предприятия-потребители будут осуществляться по смешанной форме снабжения, при этом в них постепенно будет увеличиваться доля материальных ресурсов, поставляемых по складской форме снабжения, и уменьшаться доля транзитных поставок.
Опыт многих наших отечественных промышленных предприятий показывает, что, приобретая в настоящее время довольно дорогие зарубежные программные системы управления (пакеты: MRP II, R3, BAAN 41 и др.), они (предприятия) не смогли существенно изменить сложившуюся у себя ситуацию, т.е. существенно снизить суммарные издержки. Дело в том, что, покупая эти компьютерные программы, специалистам предприятий удается внедрить и обеспечить надежную работу только учетной части этих систем, а саму систему управления ресурсами на основе вышеуказанных стандартов они не могут реализовать в полном объеме. Это обусловлено тем, что в настоящее время российские предприятия, к сожалению, пока не имеют необходимого логистического окружения. В регионах, где находятся предприятия, руководство которых решило перейти на логистические методы управления, необходимо заново создать систему МТО из близко расположенных оптовых посредников (баз снабжения, крупнооптовых и среднеоптовых предприятий, логистических центров и т.п.2). Это позволит упорядочить поставки по срокам и объемам.
В настоящее время в России «... на железную дорогу приходится 84% грузооборота страны (поставки транзитом. — Авт.) ..-»1. Грузы поставляют на предприятия транзитом, причем перевозят их иногда на расстояния в 1000 км и более. Поставки осуществляются не постоянными объемами и не через одинаковые интервалы, а с большой неравномерностью по объемам и интервалам (см. табл. 1.1-1.7). Процесс снабжения совершенно не детерминирован по времени и объемам, а носит стохастический характер. Как показывает зарубежный опыт, переход российских предприятий на логистические методы управления (снабжением, транспортом, формированием запасов и т.д.), вероятно, может затянуться на много лет. И в качестве тормозящих данный переход причин можно назвать следующие: отсутствие достаточного количества в регионах баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.), особенности технологического процесса производства у изготовителей, преобладание транзитной формы снабжения и т.д.2
Для пояснения в дальнейшем будет использована следующая терминология. На любом промышленном предприятии расходуются различные марки МР (например, сталь круглая 0 200 мм, 1Х18Н9Е 0 18 мм; цемент марки 500 и т.п. ) и виды МР (например, прокат черных металлов — всего; тянутые трубы — всего и т.п.). Для обеспечения бесперебойного процесса производства на нем формировали необходимые по величине и номенклатуре производственные запасы этих МР, нужные для его производственной деятельности. Эти запасы создавали транзитными, складскими и сезонными поставками МР на предприятиях-потребителях, а расходовали в результате их отпуска со склада предприятия на производственные (эксплуатационные, ремонтные и хозяйственные) нужды. Под транзитными понимаются поставки МР, осуществляемые непосредственно с заводов-изготовителей, производимые обычно железнодорожным, морским и речным транспортом, под складскими поставками — поставки с баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.) в основном автотранспортом. Под сезонными поставки понимаются поставки МР предприятиям-потребителям, находящимся в труднодоступных регионах, в которые МР завозятся только в ограниченные периоды года — в навигацию или по зимникам.
В связи с этим в экономике СССР сложилась весьма неудачная структура совокупных запасов (она сохранилась практически и сегодня без изменений), когда производственные запасы составляли порядка 60% совокупного запаса промышленного предприятия, сбытовые — 11%. Это было связано с тем, что совершенно не развивалась складская форма снабжения и производственные запасы формировались на предприятиях транзитными поставками. В то время строили мало баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.). В результате грузы (металл, цемент, пиломатериалы, комплектующие и т.д.) завозили на предприятия не в малых количествах автотранспортом, а железнодорожными вагонами (железнодорожными платформами, полувагонами, цистернами и т.п.) и в больших объемах. В связи с малыми расходами этих МР они по нескольку месяцев пролеживали на складах в ожидании их запуска в производство.
Речь идет о развитии в регионе, где находится головное предприятие, складской формы снабжения и строительстве новых баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий, логистических центров и т.п.). Однако в настоящее время в строительстве баз снабжения никто не заинтересован — ни российское правительство, ни российские или иностранные инвесторы, поскольку есть более привлекательные объекты для инвестирования. Эту проблему, вероятно, придется решать головному предприятию.
Вероятно, по этому пути может пойти головное предприятие и начать совместно с другими окружающими его предприятиями развивать в своем регионе складскую форму снабжения — постепенно приступить к строительству баз снабжения (крупнооптовых, среднеоптовых предприятий и т.п.). При этой форме снабжения материально-технические ресурсы концентрируются и органах снабжения и сбыта, что улучшает маневренность ими и пределах района (города), сокращает запасы материалов непосредственно на стройках, высвобождает часть оборотных средств строительных организаций, и обеспечивается более рациональная загрузка транспорта, что снижает расходы по перевозке; уменьшается зависимость потребителей от работы поставщиков и транспортных организаций; появляется возможность повышения заводской готовности материалов, переработки их в полуфабрикаты и изделия, контейнеризации, комплектования и централизованной поставки комплектов материальных ресурсов в рабочую зону объектов в соответствии с технологией и темпом строительно-монтажных работ.
Проектное задание выдается на основе ТЭО, в нем отражаются все сведения, всесторонне характеризующие будущее предприятие (проектная мощность, производственные связи, источники снабжения материально-техническими ресурсами, основные технико-экономические показатели и т. д.).
Ускорение оборота средств достигается лучшим использованием основных и вспомогательных материалов, изысканием резервов сокращения продолжительности строительства, улучшением форм и методов снабжения материально-техническими ресурсами и т. д. На ускорение оборачиваемости оборотных средств существенно влияет развитие научно-технического прогресса, совершенствование технологии, организации и управления строительным производством. Например, монтаж строительных конструкций «с колес». Для ускорения оборачиваемости оборотных средств необходимо сокращать продолжительность производственного цикла (строительства), уменьшать незавершенное производство, правильно определять производственные запасы и совершенствовать материально-техническое снабжение. В сфере обращения ускорение оборачиваемости оборотных средств связано с улучшением реализации готовой продукции и упорядочения расчетов за выполненные работы.
После расчета общей потребности в материалах и источниках их поступления УПТК составляет сводный баланс материально-технического снабжения и комплектации строительной организации в натуральном выражении.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
Материально-техническое снабжение в строительстве представляет собой планово организуемый процесс распределения и доведения средств производства — оборудования, сырья, материалов — от производителя до потребителя. Основной задачей органов материально-технического снабжения является систематическое и бесперебойное комплектное снабжение строительства всеми необходимыми средствами производства.
Совершенствование организации материально-технического снабжения осуществляется путем расширения и улучшения системы производственно-технологической комплектации (ПТК.) строительного производства через территориальные органы Госснаба СССР. ПТК заключается в обеспечении строящихся объектов сборными конструкциями, узлами, деталями и материалами в соответствии с технологической последовательностью строительно-монтажных работ. Она широко внедряется в строительное производство вместо доставки на строительную площадку отдельных видов материалов и изделий.
При ведении строительства или ремонтных работ на объектах транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа важнейшей задачей является организация и планирование снабжения материально-техническими средствами этих объектов.
§ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
Действующая в настоящее время в нашей стране система материально-технического снабжения создана в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.). Пленума ЦК КПСС. Руководство материально-техническим снабжением осуществляет Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), который является союзно-республиканским органом. Госснаб СССР через систему Главнефтеснабсбытов и территориальных органов снабжения в союзных республиках и районах страны реализует планы материально-технического снабжения, обеспечивает межотраслевые кооперированные поставки, осуществляет контроль за своевре-
Метод комплектного снабжения материально-техническими ресурсами строящихся предприятий является в настоящее время наиболее прогрессивным.
Состояния хозяйствующего Состояния конкуренции Состояния нормирования Состояния организации Себестоимости определяется Состояния производственных Состояния российской Состояния внутреннего Себестоимости определение Состояние экономического Состояние финансовых Состояние государственного Состояние хозяйствующего вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|