|
Собственностью государства
Требование рентабельности, выдвигаемое к науке, делает абсолютно необходимой интеграцию ее с производством. Капитализм накопил в этом большой опыт. Интегрирование науки и производства проявляется, прежде всего, в том, что основная масса научных исследований (почти все опытно-конструкторские разработки и значительная часть прикладных работ) осуществляется в рамках фирм, в первую очередь транснациональными компаниями (ТНК). Основным движущим мотивом развития науки и технологии чаще всего является потребность их использования в собственном производстве. Это наиболее рационально, так как максимальный эффект применение технологии дает тогда, когда она создается с заранее заданными характеристиками и для вполне определенных конкретных условий. На это нацелена основная масса (75-90 %) инноваций.
Коммерциализация результатов НИОКР и созданных в ходе их выполнения объектов интеллектуальной собственности предполагает экономически эффективное использование таких объектов в собственном производстве, либо монополизацию рынка, либо полную или частичную переуступку (продажу) прав на объекты интеллектуальной собственности. При этом введение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот целесообразно только после оформления прав на использование, применение, распоряжение ими в установленном порядке. Только при этом возможны защита правообладателя (пользователя) от недобросовестной конкуренции и коммерческие отношения по передаче прав с получением соответствующей материальной выгоды.
Коммерциализация результатов НИОКР и созданных в ходе их выполнения объектов интеллектуальной собственности предполагает экономически эффективное использование таких объектов в собственном производстве, либо монополизацию рынка, либо полную или частичную переуступку (продажу) прав на объекты интеллектуальной собственности. При этом введение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот целесообразно только после оформления прав на использование, применение, распоряжение ими в установленном порядке. Только при этом возможны защита правообладателя (пользователя) от недобросовестной конкуренции и коммерческие отношения по передаче прав с получением соответствующей материальной выгоды.
При первом рассмотрении, поскольку собственные затраты на производство детали № 465 выше цены, предложенной поставщиком, представляется, что правильным будет решение покупать эту деталь на стороне. Но следует иметь в виду, что вне зависимости от того, какое компания примет решение, ее постоянные накладные расходы останутся теми же, поэтому, принимая решение, фактор содержания в себестоимости детали № 465 планируемых на единицу продукции постоянных накладных расходов в размере 7 ДЕ не следует учитывать. Сравнение же нужно проводить между 21 и 26 ДЕ, что заставляет склоняться к мысли о собственном производстве. Однако на принятие окончательного решения может влиять и то, что если покупать данную деталь на стороне, то освобождающиеся при этом производственные мощности можно с прибылью направить на другие цели, а это приведет к покрытию указанных постоянных накладных расходов.
10. При сборке телевизоров часть комплектующих деталей предприятие выпускает в собственном производстве, а часть приобретает у других производителей. При этом затраты составляют: постоянные - 2 099 тыс. руб. в год; переменные -1,3 тыс. руб. на единицу продукции.
Ограничение производственных факторов сказывается еще и на решении вопроса о собственном производстве или закупке каких-либо компонентов изделий.
Затраты на закупку прямо пропорционально зависят от количества приобретаемых деталей и представляются графиком линейной функции с углом наклона, соответствующим закупочной цене 1 ДМ/шт. При собственном производстве необходим бюджет постоянных затрат в размере 70 000 ДМ в год. Этот бюджет в рамках проектной мощности оборудования задается независимо от загрузки этого оборудования, причем уровень затрат сохраняется при снижении и увеличении производства. Линия затрат, зависящих от загрузки или изменяющихся пропорционально выпуску, проходит более полого, чем линия пропорциональных затрат в случае закупки на стороне. Ее наклон соответствует величине предельных затрат, равной 0,20 ДМ/шт.
К первым относится, например, выплата денежных средств за выполненные сторонним предприятием работы, ко вторым — сборка изделия на собственном производстве.
Цена и стоимость — различные понятия, однако по причине своей взаимозависимости взаимозаменимые. В некоторых случаях одно понятие может быть заменено другим без ущерба для контекста (ссылаются либо на величины основания, либо на признак, перемножением которого на натуральный измеритель получают это основание; когда натуральный измеритель равен единице, цена и стоимость совпадают даже численно), хотя некоторые смысловые нюансы употребления все-таки существуют. Так «цена» более тяготеет к многосторонним сделкам, а «стоимость» — к вещам, изготавливаемым в собственном производстве. Впрочем, это весьма относительно. Чаще термины употребляются в составе фразеологических оборотов: таких, к примеру, как «учетная цена». Можно было бы сказать «учетная стоимость», и ничего бы не изменилось, кроме того, что указание на величину основания приобрело бы более корректный вид.
Окономическое содержание> = «Средство труда»; <Назначение> = «Использование в собственном производстве»; <Форма вошющения> = «Материальная». Поясним смысл некоторых пунктов и причины их появления:
Окономическое содержание> = «Предмет труда»; <Назначение> = «Использование в собственном производстве». Обязательные платежи (средства), взимаемые государством с населения, товаропроизводителей, торговых и других организаций и предприятий (фирм) в законодательно установленном порядке. Налоговые суммы формируются за счет новой стоимости, созданной трудящимися, и становятся собственностью государства. Преобладающая часть налоговых поступлений, изъятых из доходов трудящихся, используется как в интересах всего общества, так и для поддержки малоимущих слоев населения: на содержание государственного аппарата, армии, на социальные, научные, образовательные, медицинские и другие программы, финансируемые из бюджета.
Доход, регулярно получаемый собственником (рантье) от предоставления в ссуду денежных средств, а также от сдачи в аренду земельных участков. Р. не связана с предпринимательской деятельностью самого собственника. Рентные платежи устанавливаются государством для тех хозяйственных субъектов, которые эксплуатируют более богатые и выгодно расположенные месторождения, земли и другие природные объекты, являющиеся собственностью государства. В основе указанных платежей—возможность реализации более выгодных условий и получения большего дохода плательщиком Р.
продукцию (как и на продукцию горнодобывающей промышленности) он предлагает устанавливать, исходя из среднего уровня хозяйствования на худших землях (как это определить?! — Ю. Т.). «В государственных предприятиях валовой доход, как и вся производимая продукция, является собственностью... государства», «каких-либо особых отношений между государственным предприятием и обществом по поводу дифференциального дохода не возникает» (Андреев, 1960, с. 131). Дифференциальный доход есть всегда, но превращается в ренту он только в колхозах. «Когда колхозная собственность поднимется до уровня общенародной, рента исчезнет: весь чистый доход будет принадлежать государству (там же, с. 134). Часть ДР-П (какую, решает руководство? — Ю. Т.) необходимо оставлять колхозам в качестве стимула. В горнодобывающей промышленности ренты, по его мнению, не существует.
2. Социально-экономические предпосылки дифференциальной горной ренты. По К. Марксу, избыток рыночной стоимости совокупного продукта данного разряда над его индивидуальной стоимостью, обусловленный относительно большим плодородием земли или относительно большей продуктивностью шахты, образует дифференциальную ренту. Из этого определения следует, что существование дифференциальной ренты предполагает существование рынка и товарных отношений. Ю. В. Яковец справедливо замечал, что жизнь опровергла догму о нетоварной природе средств производства, образующихся внутри государственного сектора, и в 60-е годы большинство экономистов уже признавало товарный (точнее — квазитоварный) характер социалистического производства во всех его сферах. Из товарного характера производства неизбежно вытекает существование отдельных (коллективных или индивидуальных) «товаро»-производителей, экономически обособленных хозяйств, между которыми и происходят эти товарные отношения: купля-продажа. Признавать товарный характер социалистического производства и одновременно писать, что в государственных предприятиях валовой доход, как и вся производственная продукция, является собственностью государства (см., например, Андреев, 1960, и др.), значит, тут же отрицать это утверждение. Отрицая на деле товарный характер социалистического производства, В. Андреев неизбежно приходит к выводу, что каких-либо особых отношений между государственными предприятиями и обществом по поводу дифференциального дохода не возникает. Попытка завуалировать экономическую обособленность предприятий как раз характерна для авторов, обосновывающих отсутствие дифференциальной ренты при социализме.
Во всех последующих модификациях закона о недрах советского периода упорно декларировалась бесплатность пользования недрами, хотя о какой бесплатности можно говорить, если вся продукция промышленного производства с момента самого ее производства в соответствии с хозяйственным законодательством являлась собственностью государства.
В результате приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий находящиеся в госсобственности пакеты акций дочерних предприятий и иные активы вносятся в уставной капитал учреждаемой холдинговой компании; собственностью государства вместо этих акций и активов становится соответствующий пакет акций основного общества. По этой схеме были сформированы холдинги в нефтяной сфере — «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Транснефть» и др. (причем нефтяная компания «Роснефть» получила в собственность федеральные пакеты акций более трех десятков предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения). Таким образом, в нефтяной отрасли России фактически создана система иерархических холдинговых структур. Аналогичным образом на базе государственного газового концерна «Газпром» был учрежден холдинг РАО «Газпром». Последнему передано 100% акций 36 предприятий, объединений, организаций Единой системы газоснабжения и контрольные пакеты акций еще 21 дочернего АО. На основе той же схемы создавались холдинги РАО «ЕЭС России», «Связьинвест», РАО «Высокоскоростные магистрали», госконцерн «Норильский никель» преобразован в РАО «Норильский никель». Что касается РАО «ЕЭС России», то ему переданы пакеты акций около 500 АО, учрежденных на базе предприятий, объединений, организаций энергетического комплекса. Участники обрели статус дочерних АО. Компания владеет 100% голосующих акций девяти региональных энергосистем и двенадцати электростанций. В 42 региональных энергосистемах и 11 электростанциях РАО имеет контрольные пакеты акций. Холдинговые компании действуют в лесной, химической промышленности, в машиностроении, авиаиндустрии.
Предприятиям, добывающим драгоценные металлы и алмазы, 25% добытого золота и 25% реализованных на внешнем рынке алмазов и металлов платиновой группы оплачиваются в иностранной валюте. Из выручки в иностранной валюте 20% подлежат продаже исполнительным органам власти субъектов РФ, на территории которых добываются драгоценные металлы и алмазы, в порядке, устанавливаемом Гохраном России. В распоряжении предприятий по производству бриллиантов остаются 30% суммы иностранной валюты, получаемой в виде разницы между стоимостью реализованных на внешнем рынке бриллиантов и стоимостью израсходованных на их изготовление алмазов. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющие выдающуюся историческую, художественную и природную ценность, являются исключительной собственностью государства и не подлежат вывозу из Российской Федерации.
Природные ресурсы. Ситуация с их оценкой такая же, как с землей. Они являются собственностью государства и поэтому не могут иметь рыночной цены. В западной экономике для оценки природных ресурсов применяются:
Создание компании. Скандинавская система авиалиний (Scandinavian Airline System, SAS) была создана 8 февраля 1951 г. путем слияния трех авиакомпаний северных стран -Швеции, Норвегии и Дании. Собственность вновь образованной авиакомпании распределилась в следующих пропорциях: доли Дании и Норвегии - по 2/7. доля Швеции - 3/7. Собственность компании SAS была смешанной - 50% уставного капитала считалась собственностью государства, 50% - физических и юридических лиц. На момент создания объединенная компания насчитывала 6630 работников и располагала 59 самолетами. Время создания новой авиакомпании было выбрано удачно. В тот период обстановка требовала международной кооперации. Чикагская конвенция 1944 г. определила, что любая страна обладает полным суверенитетом над собственным воздушным пространством и определяет, кому и как летать через ее территорию. Это означало, что правительства оказались ответственными за выдачу разрешений и концессий на воздушные перевозки. С помощью создания компании SAS три скандинавские страны, обширные и сравнительно малонаселенные, получили возможность успешнее договариваться в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Таким образом, компании SAS удалось получить доступ к американскому и японскому рынкам. Более того, до середины 1960-х годов Копенгаген был транзитным узлом для трансатлантических полетов из Центральной и Восточной Европы. Была разработана программа «чудесный Копенгаген», предлагавшая дополнительные туристические услуги транзитным пассажирам, и Копенгаген превратился в «ворота Европы».
В результате приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий находящиеся в госсобственности пакеты акций дочерних предприятий и иные активы вносятся в уставной капитал учреждаемой холдинговой компании; собственностью государства вместо этих акций и активов становится соответствующий пакет акций основного общества. По этой схеме были сформированы холдинги в нефтяной сфере — «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Транснефть» и др. (причем нефтяная компания «Роснефть» получила в собственность федеральные пакеты акций более трех десятков предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения). Таким образом, в нефтяной отрасли России фактически создана система иерархических холдинговых структур. Аналогичным образом на базе государственного газового концерна «Газпром» был учрежден холдинг РАО «Газпром». Последнему передано 100% акций 36 предприятий, объединений, организаций Единой системы газоснабжения и контрольные пакеты акций еще 21 дочернего АО. На основе той же схемы создавались холдинги РАО «ЕЭС России», «Связьинвест», РАО «Высокоскоростные магистрали», госконцерн «Норильский никель» преобразован в РАО «Норильский никель». Что касается РАО «ЕЭС России», то ему переданы пакеты акций около 500 АО, учрежденных на базе предприятий, объединений, организаций энергетического комплекса. Участники обрели статус дочерних АО. Компания владеет 100% голосующих акций девяти региональных энергосистем и двенадцати электростанций. В 42 региональных энергосистемах и 11 электростанциях РАО имеет контрольные пакеты акций. Холдинговые компании действуют в лесной, химической промышленности, в машиностроении, авиаиндустрии.
Обязательные платежи (средства), взимаемые государством с населения, товаропроизводителей, торговых и других организаций и предприятий (фирм) в законодательно установленном порядке. Налоговые суммы формируются за счет новой стоимости, созданной трудящимися, и становятся собственностью государства. Преобладающая часть налоговых поступлений, изъятых из доходов трудящихся, используется как в интересах всего общества, так и для поддержки малоимущих слоев населения: на содержание государственного аппарата, армии, на социальные, научные, образовательные, медицинские и другие программы, финансируемые из бюджета.
Советских республик Советским правительством Советское финансовое Советского государства Совмещения профессий Совместные исследования Себестоимости промышленной Совместным предприятиям Совместной экономической Совместной собственностью Совместное обсуждение Совместное строительство Совместного обсуждения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|