|
Социальных конфликтов
Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.
Росту производительности способствуют эффективно спроектированные работы, отвечающие также и потребностям производственных рабочих. В силу социальных изменений современные рабочие хуже относятся к простым, узко специализированным заданиям, чем рабочие времен Фредерика Тейлора. Нынешняя тенденция состоит в создании более гибких заданий и правил работы. Это означает, что даже тс методы, которые зарекомендовали себя в течение десятилетий, сейчас могут оказаться не самыми производительными. Так, например, концепция «научного управления» Тейлора, при специализации труда предусматривавшая разделение задания на самые простые операции, привела к созданию сборочного конвейера и способствовала тому, что американская промышленность стала в первой половине века самой эффективной в мире. Даже организованные в профсоюзы рабочие согласились с руководством в вопросе о выгодности специализации. Но сегодня, как можно видеть из одного отчета:
При социализме планирование охватывает не только сферу экономики, но и социальные процессы. В. И. Ленин писал: «Мы теперь получили довольно редкий в истории случай устанавливать сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений, и мы ясно видим теперь, что можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо большие сроки» '.
з) социальных изменений на предприятии: роста благосостояния
Социальный анализ позволяет выразить цели проекта, которые отражают интересы как населения, так и организаций, ответственных за его осуществление. Социальный анализ также позволяет разработать реалистические подходы к достижению целей проекта, которые зависят от социальных изменений.
Рынок венчурного капитала в Соединенных Штатах имеет богатую историю, что делает его чрезвычайно интересным с точки зрения изучения изменений, происходящих в странах—членах ОЭСР (OECD — Организация экономического сотрудничества и развития) и во всем мире. Для многих в мире модель развития венчурного капитала в США является предметом зависти, однако в самой стране кое-кто считает, что в этой модели имеются определенные недостатки, и было необходимо оказывать постоянное давление, чтобы индустрия венчурного капитала США соответствовала возлагаемым на нее ожиданиям. Будущее венчурного капитала будет проявляться на фоне происходящих стремительных экономических, демографических, и социальных изменений, сопутствующих переходу в новое столетие. Среди грядущих проблем можно назвать относительно низкий коэффициент экономичес-
Сила всех этих мотивов будет резко меняться в зависимости от характера существующих инструментов и экономической структуры рассматриваемого нами общества, в зависимости от привычек, создаваемых расовыми особенностями, уровнем образования условностями, религией, существующими представлениями о морали, в зависимости от преобладающих в настоящее время надежд и прошлого опыта, от масштабов наличных производственных мощностей и их технического уровня, от господствующих форм распределения богатства и установившегося уровня жизни. В настоящей книге мы не будем, однако, рассматривать (кроме отдельных отступлений) результаты далеко идущих социальных изменений или постепенное влияние векового прогресса. Мы будем полагать заранее заданным, так сказать, основной "фон" субъективных стимулов к сбережению и соответственно к потреблению. Поскольку распределение богатства определяется более или менее постоянной социальной структурой общества, оно тоже должно рассматриваться как фактор, подверженный лишь медленному изменению в течение длительного периода,- фактор, который при рассмотрении данной проблемы мы можем считать заранее заданным.
Глубина социальных изменений, связанных с САПР, прежде всего определяется развитием системы «человек — машина» [18, 38, 48], в которой за человеком остаются функции генерации идей, оценки вариантов и принятия решений, а аналитическая подготовка вариантов, оптимизация и техническое исполнение решений полностью переходят к «машине», в данном случае — к КСАП.
Сила всех этих мотивов будет резко меняться в зависимости от характера существующих инструментов и экономической структуры рассматриваемого нами общества, в зависимости от привычек, создаваемых расовыми особенностями, уровнем образования условностями, религией, существующими представлениями о морали, в зависимости от преобладающих в настоящее время надежд и прошлого опыта, от масштабов наличных производственных мощностей и их технического уровня, от господствующих форм распределения богатства и установившегося уровня жизни. В настоящей книге мы не будем, однако, рассматривать (кроме отдельных отступлений) результаты далеко идущих социальных изменений или постепенное влияние векового прогресса. Мы будем полагать заранее заданным, так сказать, основной "фон" субъективных стимулов к сбережению и соответственно к потреблению. Поскольку распределение богатства определяется более или менее постоянной социальной структурой общества, оно тоже должно рассматриваться как фактор, подверженный лишь медленному изменению в течение длительного периода,- фактор, который при рассмотрении данной проблемы мы можем считать заранее заданным. II
339 См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Социальное партнерство - интегральный элемент рыночных отношений. Партнерство в экономике следует рассматривать и как этическое понятие, и как организационный принцип. Многие проблемы современного общества, включая преодоление отрицательного влияния индустриализации и механизации, а также социальных изменений в национальном и международном плане, решаются легче, если стороны выступают в качестве партнеров, а не противоборствующих группировок, и ориентируются на кооперацию, а не на конфронтацию. фликты вредны и пользы от них нет никакой, они ведут лишь к различного рода потерям. В 1956 г. ученый Л. Козер (США) в работе "Функции социальных конфликтов" предложил рассматривать положительные Ф.к. в отношении организации и участников конфликта. В настоящее время выделяют следующие Ф.к.: позитивные (разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию; снятие синдрома покорности у подчиненных; диагностика возможностей оппонентов); негативные (большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение соц.-психо-логического климата в коллективе, представление о побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта, сложное восстановление деловых отношений — "шлейф конфликта").
Временные рамки первого этапа — этапа чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Основными целями его были: 1) массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов, 2) формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики, 3) обеспечение условий повышения эффективности функционирования российских предприятий, 4) создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим, 5) содействие процессу стабилизации финансового положения, 6) создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации экономики, 7) расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
В дальнейшем социально-психологический аспект менеджмента получил развитие в трудах К. Дэвиса, Ч. Бэрнарда, Л. Урвика, Д. Мак-Грегора. Особое внимание Мак-Грегор уделил процессу принятия решения, в котором заключены мотиваторы поведения в обществе. В процессе принятия решения необходимо задействовать опыт каждого работника, которого эти решения касаются. Участие рабочих в управлении допускается лишь в определенных рамках, способствующих повышению производительности труда и создающих благоприятный моральный климат. Однако Д. Мак-Грегор был подвергнут критике со стороны Т. Петерса и Р. Уотермена за невнимание к проблеме социальных конфликтов.
— высокая концентрация финансовых средств в руках недобросовестных предпринимателей дезорганизует Фондовый рынок, способствует усилению недоверия и правового нигилизма налогоплательщиков, ведет к возникновению социальных конфликтов, в которые оказываются втянутыми и налоговые органы.
Временные рамки первого этапа — этапа чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Основными целями его были: 1) массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов, 2) формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики, 3) обеспечение условий повышения эффективности функционирования российских предприятий, 4) создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим, 5) содействие процессу стабилизации финансового положения, 6) создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации экономики, 7) расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
Вопросы оплаты труда самые «острые» и «больные» во взаимоотношениях администрации и работающих по найму. Во избежание социальных конфликтов разработка системы оплаты труда должна производиться взаимосогласованно.
Главными задачами государственной социальной политики на современном этапе развития являются: реализация комплекса стабилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку систем жизнеобеспечения страны; осуществление неотложных мер социальной поддержки населения; недопущение обострения социальных конфликтов; повышение эффективности государственного регулирования хозяйственной деятельности.
многом взаимосвязанные признаки социальных конфликтов.
напряженности и социальных конфликтов.
рение социальных конфликтов, в свою очередь, создает благоприятную
Совокупная доходность Совокупной полезности Совокупное изменение Совокупное воздействие Совокупного отклонения Совокупном отклонении Совокупность аналитических Себестоимости строительных Совокупность имущественных Совокупность качественных Совокупность мероприятий Себестоимости строительной Совокупность оборотных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|