Социальной информации



Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551-478 до н. э.). Он разработал концепцию благородного человека не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считал, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям, быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам. Закон идеальных отношений выражался принципом: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». «Гуманное управление» предполагает твердо держаться истинного принципа, быть бескомпромиссным в основном, решающем деле, заботиться о людях и их благе, хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят. Конфуций отмечал: «Достигни любви народной, и ты достигнешь власти; если же потеряешь любовь народную, то потеряешь власть». Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников.

Рассматриваемое изъятие позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства. Это достигается, во-первых, путем предоставления определенных льгот малообеспеченным слоям населения, а также убыточным и низкорентабельным предприятиям* Во-вторых, посредством отчуждения части сверхдоходов в противоположной ситуации, когда трудовое вознаграждение или имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, либо цены на продукцию обееие-чивают формирование доходов в значительно больших размерах, чем это необходимо для создания нормальных условий жизнедеятельности. В совокупности государственных доходов можно выделить изъятия, воздействующие на:

ской и социальной дифференциации регионов. Глубина этой дифференциа-

ние присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань — до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

В 2000 г. основные показатели уровня жизни населения были более благоприятны по сравнению с предшествующими годами. Начиная со второй половины 1999 г. и по 2000 год наблюдается рост реальных денежных доходов населения (с учетом индекса потребительских цен). Так, если в 1997 г. соотношение минимального потребительского бюджета1 и денежных доходов составляло 101,0%, то в 2000 г.. - 103,7% (в 1998 г. -93,2%, в 1999 г. - 91,9%). При этом рост доходов населения одновременно сопровождается увеличением уровня социальной дифференциации.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань — до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.


Массивы социальной информации позволяют не только формировать информацию для анализа и определения соответствующих показателей, но и выполнять комплексный анализ социальной структуры коллектива, определять влияние организационно-технических и социально-экономических мероприятий на ее изменение, составлять и анализировать социальный паспорт коллектива.

Несмотря на важность и ценность социальной информации, содержащейся в учетных карточках, при определенной направленности мероприятий социального развития необходимы конкретные социологические исследования. Для них применяют различные методы и средства: контроль, опрос, наблюдение, эксперимент, обследование, интервьюирование, использование документации экономического планирования, учетной и отчетной документации, планов работ отделов и служб предприятия и их отчетности, а также материалов, представляемых общественными организациями предприятия.

Па предприятии (объединении) создают совет по разработке плана социального развития, члены которого возглавляют рабочие комиссии по разработке отдельных разделов плана социального развития. Сбор социальной информации, ее классификация и выдача результатов анализа рабочим комиссиям входят и функции координационпо-методичесюй группы. В состав совета по разработке плана социального развития коллектива включаются руководящие работники, специалисты, представители всех служб и общественных организаций, передовые рабочие.

независимая лаборатория (Международный институт совершенствования изучения наук о социальной информации), в которой имеется группа под названием «подразделение политологии». Задачи, поставленные перед этим подразделением, заключаются в разработке методов политологического анализа и их применения вместе с другими методами к формированию стратегии проектов в масштабах всей компании и к формированию технической философии корпорации. Известная философия «три с» компании «Фудзицу» (компьютерная техника, средства связи и управление) была разработана директором института, ее разработка была продолжена подразделением политологии, используя методы системного анализа.

КОДИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ — совокупность операций по подготовке эмпирических данных к формализованной обработке и анализу; первый этап обработки социологических данных. Содержание этих операций сводится к преобразованию данных в числовую форму.

На предприятии (объединении) создают совет по разработке плана социального развития, члены которого возглавляют рабочие комиссии по разработке отдельных разделов плана социального развития. Сбор социальной информации, ее классификация и выдача результатов анализа рабочим комиссиям входят в функции координационно-методической группы. В состав совета по разработке плана социального развития коллектива включаются руководящие работники, специалисты, представители всех служб и общественных организаций, передовые ра-бсчие.

В системе национальных счетов (СНС), представляющей систему экономической и социальной информации, используемой всеми странами для описания, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов на макроуровне, приведена классификация отраслей СЭС.

Единство информационного пространства Российской Федерации обеспечивается в значительной мере Единой системой классификации и кодирования (ЕСКК) — совокупностью всех общероссийских и выступающих на правах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ). Они предназначены обеспечивать единство и сопоставимость разрабатываемой СЭС информации, необходимой для решения задач межрегионального, межотраслевого, межсекторального и международного обмена информацией. Классификатор является единым «информационным языком» общения систем автоматизированной обработки информации.

В настоящее время в отечественной практике используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), разработанный Центром экономической конъюнктуры при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации и Центром по экономическим классификациям — и введенный в январе 1994 г. ОКДП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. При его разработке были учтены рекомендации Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация МСОК (International

\. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации ЕСКК

1 Гуменюк В.Е., Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). — Госкомстат РФ, 1995. С. 12.


Совокупность независимых Совокупность однородных Совокупность отношений Совокупность потребительских Совокупность предприятий Совокупность работников Совокупность составляющих Себестоимости выполняемых Совокупность управленческих Совокупности финансовых Совокупности нескольких Совокупности отношений Совокупности признаков вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика