|
Социальной ориентации
зации труда и управления, один из инициаторов нотовского движения в 1920— 1930 гг. В. — сторонник поведенческой организации управленческих отношений. Рассматривал управление как способ высвобождения творческого потенциала работников. Ввел в научный оборот ряд важных понятий ("человеческий фактор производства", "коллективно-трудовая деятельность", "соц. организация предприятия", "социально-психологическая атмосфера", "организационный кризис"). Опередив Э. Мэйо, В. выдвинул концепцию "человеческого фактора в управлении", высказав ряд идей, положенных в основу американской концепции человеческих отношений (на крупном промышленном предприятии необходим аппарат профессиональных управляющих, способных совмещать учетно-плановые функции с коллективизацией трудовой деятельности; организационный кризис будет нарастать, если управление производством станет осуществляться авантюрно, на основе личной власти; организационный кризис может быть преодолен в результате «организационной революции», предполагающей строгое планирование всего производственного процесса и социальной организации работников как участников единых трудовых действий, постепенный переход от индивидуалистически ориентированной авторитарной системы управления к "коллективно-трудовому сотрудничеству", активной заинтересованности работников в успешном выполнении заданий; должен быть изменен стиль организаторской работы, его основная направленность — "объединение людских воль в трудовое единство", поддержание трудовой заинтересованности работников; допускается делегирование руководителем своих функций работникам, кроме одной — организаторской; администрации следует опираться на свой штаб, который может работать эффективно только как единая команда; организация управления должна основываться на научных разработках, чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, товарищам по работе, максимально освобождая их от надзора и опеки сверху). В. отстаивал идею целостного подхода к управленческой деятельности. Основные идеи изложены в работе "Организация управления и индустриальное развитие" (1925).
Окончание XX в. и вступление в XXI в. знаменуются новой эпохой глобализации экономики. Она охватывает важнейшие процессы социально-экономического развития мира, способствует ускорению экономического роста и модернизации. В то же время глобализация рождает новые противоречия и проблемы в мировой экономике. Неравномерность распределения выгод экономической глобализации неизбежно усиливает дифференциацию стран. Мировая экономика, несмотря на радикальные изменения, остается в своей основе рыночной системой. Потому она и впредь будет сталкиваться со своими вечными проблемами — безработицей и инфляцией, социальным неравенством, экономическими кризисами. Как и в настоящее время, мировая экономика будет искать выход из противоречий на путях социальной организации своего развития, расширения производства и повышения эффективности. Ключевым фактором ускорения роста мирового хозяйства станут информатизация научно-технического прогресса и повышение качества образования.
производства и замены могут быть очень малы (110) , то легко представить себе, что в истории могли быть случаи, когда желание владеть землей играло такую же роль в поддержании чрезмерно высокой нормы процента, какую играют деньги в наше время. Трудно проследить это воздействие количественно из-за отсутствия для земли цены за будущую поставку, выраженной в ней самой, которая была бы полностью сравнима с нормой процента на денежный долг. Однако у нас имеется кое-что, временами очень похожее на это, в форме высоких норм процента на закладные (111) . Высокие нормы процента по закладным на землю, часто превышающие возможный чистый доход от земледелия, были хорошо известной чертой многих аграрных экономических систем. Законы о ростовщичестве были направлены в основном против злоупотреблений этого рода. И совершенно правильно. Поэтому в более ранних типах социальной организации, в которых не было долгосрочных облигаций в современном смысле, конкуренция со стороны высокой нормы процента по закладным вполне могла оказывать такое же влияние на замедление роста богатства от текущих инвестиций во вновь производимые капитальные активы, какое оказывали высокие нормы процента по долгосрочным долгам в более близкие времена.
Можно ли, однако, особенно полагаться на такие расчеты? Ведь какой-то уровень техники уже имелся налицо и до организации патентных бюро. В зависимости от того, какую величину для него принять, будут изменяться и исчисляемые этим методом темпы дальнейшего технического прогресса, ибо одна и та же прибавка к разным начальным величинам выражается в различных процентах. А кроме того, разве технический прогресс какой-либо страны определяется только творческой изобретательностью техников данной страны? Разве в современных условиях мировых связей любой стране закрыт путь заимствования извне всех достижений мировой науки и техники? По числу запатентованных изобретений США еще недавно раз в 50 превышали соответствующий фонд изобретений старой России. Но, пользуясь преимуществами своей новой социальной организации, мы смело ставим себе задачу догнать и перегнать в техническом развитии даже капиталистическую Америку путем освоения лучших достижений мировой техники.
В сущности говоря, теоретически темп хозяйственного роста целиком определяется двумя показателями: темпом роста производительных сил и коэффициентом их использования. Этот последний нельзя, разумеется, безнаказанно игнорировать. Если капиталистические страны, резервируя благодаря своей социальной организации иди, лучше сказать, дезорганизации десятки миллионов безработных, сокращают производство, то они этим обязаны не снижению своего уровня производительных сил, а только понижению коэффициента их использования. Но все же решающим для хозяйственного роста и процветания пашей страны является достигнутый ею уровень производительных сил. Использовать их можно, конечно, и хуже, и лучше, но раз они налицо, то в плановом хозяйстве в меру потребности ускорения темпов они могут быть использованы на все 100%.
К сожалению в обществе отсутствует система компенсации и социального контроля, поэтому зачастую нет объективной оценки действий органов власти и должностных лиц. Отсюда, если брать пример из моей тематики выступления, недостач но слышен в обществе голос диаспор, НКО, малых ассамблей - они зачастую заняты развлекательными мероприятиями, в конечном итоге и это неплохо, но крайне недостаточно на современном этапе. Есть еще межклановые и межгрупповые противоречия, проявляющихся себя как в микро, так и макро уровнях социальной организации. Нарушения при выдвижении на руководящую работу. Здесь для гашения недовольства, важно сознательное внедрение и активизация инонациональных элементов. (См. «Проблемы социальной стабильности в полиэтническом обществе», Алматы 2001 г., стр 81). Как один из эффективнейших 'jtnaroB государства необходимо почаще практиковать проведения заседаний Совета Ассамблеи под председательством Главы государства. К сожалению он собирается лишь накануне сессии АНК. ДелО в том,' что лишь позиция и действия Президента по национальным вопросом и АНК, которую он возглавляет, пока единственной шанс для народа, что не будут нарушены его права и гарантия стабильности в стране. „ • !
По уровню субъекта (социальной организации) различают ответственность:
Вполне возможно, что в определенных исторических условиях владение землей характеризовалось в сознании собственников богатства высокой премией за ликвидность. И поскольку земля похожа на деньги тем, что ее эластичности производства и замены могут быть очень малы (ПО) , то легко представить себе, что в истории могли быть случаи, когда желание владеть землей играло такую же роль в поддержании чрезмерно высокой нормы процента, какую играют деньги в наше время. Трудно проследить это воздействие количественно из-за отсутствия для земли цены за будущую поставку, выраженной в ней самой, которая была бы полностью сравнима с нормой процента на денежный долг. Однако у нас имеется кое-что, временами очень похожее на это, в форме высоких норм процента на закладные (111) . Высокие нормы процента по закладным на землю, часто превышающие возможный чистый доход от земледелия, были хорошо известной чертой многих аграрных экономических систем. Законы о ростовщичестве были направлены в основном против злоупотреблений этого рода. И совершенно правильно. Поэтому в более ранних типах социальной организации, в которых не было долгосрочных облигаций в современном смысле, конкуренция со стороны высокой нормы процента по закладным вполне могла оказывать такое же влияние на замедление роста богатства от текущих инвестиций во вновь производимые капитальные активы, какое оказывали высокие нормы процента по долгосрочным долгам в более близкие времена.
Поппера Открытое общество и его враги поразила меня как настоящее открытие - она показала, что фашизм и коммунизм имеют много общего, и оба режима находятся в оппозиции к иному принципу социальной организации - принципу открытого общества. Еще большее влияние на меня оказали идеи Поппера, касающиеся научного метода.
Одно время я возражал против создания постоянно действующей организации, я никогда не хотел вкладывать в кирпичи и известку. Но после революции 1989 г. я понял, что нужна организация, которая бы сохраняла и развивала дух этой революции. Революция была незавершена. Она разрушила коммунизм, но не дала толчка к созданию новой формы социальной организации. "Бархатная революция" произошла в духе открытого общества. Но концепция открытого общества не была разработана ни в теории, ни на практике. Интеллектуальная потребность в этом была, и я организовал Центральноевропейский университет в надежде на то, что он может помочь ее удовлетворить. Это означало не пропаганду идей откры-
Коммунизм представлял собой идею универсального закрытого общества. Эта идея потерпела поражение. Был небольшой шанс на победу идей универсального открытого общества, но это потребовало бы от открытых обществ свободного мира спонсировать поддержку этой идеи. Открытое общество - более развитая форма социальной организации, чем закрытое общество, поэтому невозможно перейти от одного к другому одним революционным прыжком, не имея надежной помощи извне. Западным демократиям не хватило прозорливости, и такая возможность была потеряна. Универсальное закрытое общество потерпело крах, но ни один универсальный принцип не занял его места. Универсальные идеи в целом оказались непопулярными. Люди озабочены проблемами выживания; их можно побудить на общее дело только реальной или воображаемой угрозой их коллективному выживанию. К сожалению, подобные угрозы нетрудно создать. Этнические конфликты могут быть использованы для того, чтобы мобилизовать людей вокруг лидера и создать уж совсем закрытое общест- повышается роль показателей труда и социального развития, что отвечает курсу на усиление социальной ориентации наших планов.
По наблюдениям профессора Манчестерского университета Т. Шанина, в Европе социальное значение предпринимательства с каждым годом возрастает. Связано это с повсеместным ослаблением профсоюзного движения. Если раньше профсоюзы строго контролировали компании, принуждали их к большей социальной ориентации в своей коммерческой деятельности, то теперь это делать они не в состоянии. И бизнес берет инициативу на себя. Для нас этот вопрос еще более актуален, т. к. российские профсоюзы почти не имеют никакого влияния на бизнес и потому не в состоянии гарантировать социальные права работников.
• социальной ориентации безработного населения;
Некоторые социальные показатели находили отражение в годовой отчетности и ранее. Однако единодушного мнения среди исследователей бухгалтерского учета по поводу того, какие сведения социальной ориентации должны быть представлены в бухгалтерской отчетности, пока не сложилось.
Вывод четвертый. Казалось бы, вопрос социальной ориентации общества не имеет отношения к проблемам налогообложения. Однако обращение к проводимой в стране социальной политике и анализ наметившихся тенденций социально-политических движений, пропагандирующих преимущества общинного образа жизни, позволяет связать проблему налоговой культуры и общественно-правового сознания. Культивирование в России воспоминаний об архаичных сословиях нисколько не способствует становлению в стране демократии, а наоборот, мешает возникновению подлинно демократического общества и основ рынка, а следовательно, созданию системы налогообложения, ориентированной на процветание бизнеса не в ущерб, разумеется, общественно необходимым потребностям.
Степень социальной ориентации можно установить, анализируя всю систему государственно-нормативных актов, регулирующих налогообложение. Такого рода анализ проводится через оценки переложимости налогов, величины налогового бремени, места и роли налогообложения в системе стимулирующих воспроизводственных факторов. Вот почему правовому и демократическому государству важно иметь единый правовой документ, определяющий содержание, функциональную направленность его налоговой системы. Объективная необходимость такого документа глубоко проанализирована Д.Д. Бутаковым в работе «Основы мирового Налогового кодекса». Он пишет: «Все законы, относящиеся к налогообложению, желательно собрать воедино, чтобы потребности в доходах могли быть оценены с общей точки зрения. Эта цель может быть достигнута, если действует один постоянный закон, в который вносятся поправки, а не принимается новый независимый закон всякий раз, когда правительству нужны деньги» [38, с. 8].
По наблюдениям профессора Манчестерского университета Т. Шанина, в Европе социальное значение предпринимательства с каждым годом возрастает. Связано это с повсеместным ослаблением профсоюзного движения. Если раньше профсоюзы строго контролировали компании, принуждали их к большей социальной ориентации в своей коммерческой деятельности, то теперь это делать они не в состоянии. И бизнес берет инициативу на себя. Для нас этот вопрос еще более актуален, т. к. российские профсоюзы почти не имеют никакого влияния на бизнес и потому не в состоянии гарантировать социальные права работников.
Динамика бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов на народное хозяйство. Перегрузив бюджет ресурсами, направляемыми на обеспечение экономической функции, государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Между тем переход на основы рыночного хозяйствования заставляет активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, ибо без этого невозможно обеспечить социальную защиту людей.
В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Государство должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Вместе с тем по мере перехода к рынку традиционный набор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия (содержание школ, больниц, детских дошкольных учреждений и т.д.) будет пополняться новыми видами затрат. Например, для того чтобы у трудящихся в условиях свободных цен и высокой инфляции не снижался уровень жизни, в бюджете должны предусматриваться ассигнования на обеспечение индексации доходов работников с твердофиксированными
Каждый из конкретных видов налогов обладает дифференцированной направленностью регулирующего импульса. Так, освобождение от налогов либо предоставление значительных налоговых льгот хозрасчетным организациям социально-культурной сферы может способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья. Усиление социальной ориентации в налогообложении доходов и имущества населения (уменьшение налоговой базы и ставок налогов для многодетных семей, инвалидов, ветеранов), равнозначное по сути увеличению государственных расходов на соответствующие цели, служит укреплению социальной стабильности общественного строя.
В современных условиях государство непосредственно владеет и распоряжается значительной долей всего валового внутреннего продукта в интересах предоставления домашним хозяйствам и предприятиям общественных благ и услуг. По данным международных сопоставлений, в 1992 г. в структуре валового внутреннего продукта(по его конечному использованию, принятому за 100%) расходы на конечное потребление государственных учреждений, обслуживающих домашние хозяйства и удовлетворяющих коллективные потребности и др., приходилось в Японии - 9%, Италии - 17%, США (1993) - 18%, Германии (1990) - 18%, Польше и Франции - по 19%, России (1993) -21% и Великобритании — 22%. Эти цифры подтверждают то положение, согласно которому государство добивается того, что недоступно рынку, — максимальной социальной ориентации хозяйственного развития.
Совокупность организационно Совокупность покупателей Совокупность практических Совокупность процессов Совокупность следующих Совокупность технологических Совокупность взаимосвязанных Совокупности элементов Совокупности материально Себестоимости выпускаемых Совокупности предприятий Совокупности технических Совпадение интересов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|