|
Социальной ответственности
ответственность — это готовность откликаться на общества, жертвуя краткосрочной прибылью. Пре-загрязнение окружающей среды, помогать строить больницы и школы, добиваться невиданного прежде уровня качества — значит проявлять социальную ответственность. Снабжение общества полезными товарами не является социальной ответственностью, поскольку обес-рост и прибыль корпорации. Миссия — это роль в гармонии с задачами роста и
Первые акции такого рода заложили основы подхода, который до сих пор является объектом споров. Еще одним сторонником рассматриваемой концепции стал Роберт Э. Вуд, глава фирмы «Сире». В годовом отчете за 1936 г. Вуд упомянул «те широкие социальные обязательства, которые невозможно выразить математически, но можно считать тем не менее имеющими первостепенное значение» . Вуд имел в виду сильное косвенное влияние общества на организацию, функционирующую в данном обществе. Он утверждал далее, что нелегко измерить количественно или интерпретировать экономически затраты — выгоды для общества, вызываемые социальной ответственностью бизнеса. Среди руководителей деловых предприятий Вуд одним из первых признал «многослойность широкой публики» (выделив, например, потребителей, местные общины, держателей акций и работников), обслуживаемой фирмой. Он был также защитником подхода к.решению социальных проблем не столько с государственных, сколько с менеджерских позиций.
Мы указывали, что социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление общества о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Под юриди-социалыюи ческой ответственностью понимается следование конкретным
Самым большим препятствием в разработке программ в рамках социальной ответственности руководители называют требования рядовых работников и менеджеров увеличивать доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Стремление к скорейшему увеличению прибыли и доходов заставляет управляющих отказываться от передачи части свои ресурсов на программы, обусловленные социальной ответственностью .
3. Проведите различие между юридической и социальной ответственностью.
4. Опишите взаимосвязь между ценностями и социальной ответственностью.
Определение роли бизнеса в обществе, а также объема его социальной ответственности остается предметом обсуждения. Менеджерам предоставлена определенная свобода выбора при выполнении ими своих обязанностей и сохранении верности компании. Однако они не имеют права полагаться на собственные предпочтения при принятии этических решений за компании, которые они контролируют. Улучшение финансовых результатов оказывает определенное давление на менеджеров, отвлекая их внимание от достижения социальных целей, включенных в их управленческие планы. Действия социальной направленности оцениваются по новым стандартам, которые включают и такие нюансы, как проведение социальных мероприятий в соответствии с принципами компании или под давлением. Социальные мероприятия, направленные на благо акционеров и проводимые под давлением, способным уничтожить фирму, принципиально отличаются от мероприятий того же характера, но проводимых в соответствии с потребностями или моральными принципами учредителей компаний. Более того, простое использование моральных доводов учредителями для оправдания действий, предпринимаемых независимо от этих факторов, также не вписывается в понятие социальной ответственности бизнеса. Роль бизнеса в обществе состоит в установлении связей между социальной ответственностью и экономическими результатами.
Сложная профессиональная деятельность — это такая работа, которая может быть охарактеризована одновременным присутствием более чем трех из следующих особенностей: 1) необходимостью специальной профессиональной подготовки для эффективного выполнения функциональных обязанностей; 2) многообразием и сложностью профессиональных задач; 3) часто возникающими ситуациями неопределенности при решении профессиональных задач и необходимостью выбора наилучшего из многих способов достижения профессиональных целей; 4) высоким уровнем психической напряженности труда; 5) жесткими временными ограничениями для достижения профессионального результата; 6) наличием рабочих ситуаций, при которых выполнение профессиональных функций связано с риском и опасностью для жизни профессионала и как следствие — необходимостью преодоления за счет социально обусловленного поведения естественных инстинктов в процессе решения профессиональных задач; 7) повышенной социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности (отсутствие «права на ошибку» в процессе выполнения работы).
• кризисной ситуацией и социальной ответственностью отрасли в отношении надежности, качества и экологичности энергоснабжения;
• социальной ответственностью за развитие библиотек как общедоступных образовательных, информационных и культурно-досуговых центров;
В конечном итоге уровень корпоративной культуры измеряется корпоративной социальной ответственностью перед участниками бизнеса (табл. 1.1). Это уважение к общественному интересу не равнозначно целям организации, но представляет собой укоренившееся мнение о возможности гармонии между общественными интересами и ростом компании и ее прибылей. Оно также не идентично социальной ответственности. Соци-
социальной ответственности 16 19 13
менее интерес к этим частным сделкам проявляется со стороны общества в целом. Во-первых, курильщик сокращает свою собственную жизнь. Во-вторых, приобретение сигарет-это дополнительное бремя для семьи курильщика и общества в целом. В-третьих, в присутствии курильщика окружающим приходится вдыхать дым и, возможно, испытывать неудобства и наносить вред своему здоровью. Это вовсе не означает, что сигареты необходимо запрещать. Пример приведен скорее для того, чтобы показать, как частные сделки могут затрагивать проблемы общественной жизни. В этой главе рассматриваются проблемы социальных последствий частной маркетинговой деятельности и ставятся следующие вопросы: 1) Какие критические замечания чаще всего выдвигаются общественностью в адрес маркетинга? 2) Какие шаги предпринимают отдельные граждане для ограничения вредных последствий маркетинга? 3) Какие шаги предпринимают законодатели и государственные учреждения для ограничения вредных последствий маркетинга? 4) Какие шаги предпринимают прогрессивные фирмы для проведения маркетинга в духе социальной ответственности?
В данном издании первая часть содержит пять глав. Она включает общий обзор книги, главу о развитии теории и практики менеджмента, главу, посвященную основным внутренним переменным характеристикам организации как открытой системы, и главу о внешних факторах, или о характеристиках окружающей среды, оказывающих воздействие на успех организации. Глава 5 является новой главой, посвященной важной теме — социальной ответственности и этике.
продукция и услуга являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.
РАЗНООБРАЗЯ Е ЦЕЛЕЙ. У организации могут бить разнообразные цели, особенно это касается организаций различных тиясв. Орглчнз^ции, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на созданли определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — гю затратам и получаемой прибыли. Эта кх задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.
Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для тога чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяема;; целями, пронизывает все последующие решения руководства.
От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Многие компании подверглись общественному нажиму — от них требовали прекращения любых дел с ЮАР из-за политики апартеида, проводимой этой страной. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности, о чем мы будем говорить ниже.
В гл. 4 рассмотрены многочисленные факторы, прямо или косвенно влияющие на организацию. Косвенным образом на современные организации влияет и общество, в котором они функционируют. В данной главе рассмотрены вопросы социальной ответственности и этики.
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Сторонники этой точки зрения считают также, что общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества. Перед обсуждением этих двух подходов рассмотрим происхождение споров на темы социальной ответственности.
Именно в 50-х гг. появился первый основательный труд на темы социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу5.
Совокупность отношений Совокупность потребительских Совокупность предприятий Совокупность работников Совокупность составляющих Себестоимости выполняемых Совокупность управленческих Совокупности финансовых Совокупности нескольких Совокупности отношений Совокупности признаков Совокупности взаимосвязанных Современный капитализм вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|