|
Социальной справедливостью
Вопрос о ставках налогообложения, о его границах, как мы уже указывали, был поставлен в 20-е гг. XX века. Суть проблемы и ?е актуальность отмечены А.И. Буковецким в связи с одним из высказываний социалиста К. Каутского о налогах: «Одной случайной фразе К. Каутского о налогах особенно посчастливилось, так как она цитируется очень часто. В брошюре, носящей название «На другой день после социальной революции», К. Каутский говорит: «Известно, что, чем выше налог, тем сильнее у плательщиков искушение уклониться от платежа его посредством всяких обходов закона. И если бы даже нам удалось сделать совершенно невозможным всякое сокращение доходов с имущества, то все-таки мы были бы не в состоянии довести налог до желательной для нас высоты. Нельзя было бы взвинчивать до любой высоты подоходный и поимущественный налоги. В случае если бы налог слишком урезал доходы или имущество, капиталисты просто бы покинули государство, и последнему только бы и оставалось смотреть им вслед. Государство очутилось бы тогда с подоходным и поимущественным налогами, но без доходов и без имуществ. Таким образом, в настоящее время при этих обстоятельствах нельзя перейти известную границу, хотя и имелась бы политическая возможность»2.
Сторонники формационного подхода (марксисты, социалисты) считали финансовое хозяйство элементом надстройки, характер которой полностью определяется базисом, экономическим строем общества. Историческая смена формаций означала и смену налоговых систем. Налоги и их система как инструмент эксплуатации трудящихся масс должны быть уничтожены в ходе социальной революции пролетариата. Жизнь показала несостоятельность классового подхода к анализу природы налогов. Советская экономическая финансовая система за 74 года своего существования ни одного дня не прожила без налогов. Становление современной российской налоговой системы осуществляется с учетом мирового и отечественного опыта.
нил свой взгляд на отношение античного способа производства к восточному («восточным» Плеханов называет здесь азиатский способ производства. - В. Б.). В самом деле, логика экономического развития феодального способа производства привела к социальной революции, знаменовавшей собою торжество капитализма. Но логика экономического развития, например, Китая или древнего Египта, вовсе не вела к появлению античного способа производства. В первом случае речь идет о двух фазах развития, одна из которых следует за другою и порождается ею. Второй же случай представляет нам скорее два сосуществующих типа экономического развития. Античное общество сменило собою родовую общественную организацию, и та же организация предшествовала возникновению восточного общественного строя. Каждый из этих двух типов экономического устройства явился как результат того роста производительных сил в недрах родовой организации, который, в конце концов, неизбежно должен был привести ее к разложению. И если эти два типа значительно отличаются один от другого, то их главные отличительные черты сложились под влиянием географической среды, в одном случае предписывавшей обществу, достигшему известной ступени роста производительных сил, одну совокупность производственных отношений, а в другом — другую, весьма отличную от первой»(2).
Финансовая программа социальной революции направлена на решительную демократизацию финансовой системы. В ходе революции предусматриваются глобальные изменения в налоговой политике и расходах государственного бюджета; происходит укрепление и развитие местных бюджетов, упорядочение отношений в области государственного кредита, демократизация финансов государственных предприятий; система имущественного страхования ориентируется на обслуживание потребностей хозяйственных организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, развивается система социального и пенсионного страхования в интересах трудящихся.
Однако к реформам, как и к революции, общество должно быть подготовлено. Реформы - такой же объективный этап общественного развития, как и другие его закономерные стадии. Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому, который был показан в отношении предпосылок социальной революции.
Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы, субсидии, казначейские
1. Охарактеризуйте роль финансов в созревании объективных и субъективных предпосылок социальной революции.
2. Каковы направленность и конкретное содержание финансовой программы социальной революции?
7. Каковы финансовые рычаги проведения социальных реформ? Чем они отличаются от финансовых рычагов социальной революции?
В основе марксисткой теории о социальной революции был общественно- политический опыт XVII-XIX веков, Маркс не сумел по достоинству оценить позитивные итоги деятельности реформистов, не учел реальные уроки революций во Франции.
Уже в первой программе Российской социал-демократической рабочей партии, принятой в 1903 г. на II съезде РСДРП, прослеживается преемственность «Манифеста Коммунистической партии» в определении пути достижения цели социальной революции — уничтожения всех видов эксплуатации одной части общества другой, а именно: замене частной собственности на средства производства и средства обращения общественной и введение планомерной организации общественно-производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего раз- В конце 80-х гг. появились альтернативные концепции. В центр внимания выдвинулось положение «через революционную перестройку — к новому облику социализма». С 1989 г. в условиях нарастания кризисных явлений в обществе все больший акцент делается на том, что отказ от авторитарно-бюрократического подхода к социализму выдвигает задачу не создания какой-то новой, «идеальной модели», а определения тех его особенностей, которые вытекают из практики перестройки, рождаются самой жизнью. Критерии социалистично-сти связываются с идеей свободы, сочетающейся с «действительной коллективностью»; утверждением на практике многообразия форм собственности; обеспечением нераздельности проблемы эффективности с гуманизмом и социальной справедливостью; утверждением подлинного народовластия.
Финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Она заключается в обеспечении необходимыми источниками финансирования социально-экономической сферы, достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.
В конце 80-х гг. появились альтернативные концепции. В центр внимания выдвинулось положение «через революционную перестройку— к новому облику социализма». С 1989 г. в условиях нарастания кризисных явлений в обществе все больший акцент делается на том, что отказ от авторитарно-бюрократического подхода к социализму выдвигает задачу не создания какой-то новой, «идеальной модели», а определения тех его особенностей, которые вытекают из практики перестройки, рождаются самой жизнью. Критерии социалистично-сти связываются с идеей свободы, сочетающейся с «действительной коллективностью»; утверждением на практике многообразия форм собственности; обеспечением нераздельности проблемы эффективности с гуманизмом и социальной справедливостью; утверждением подлинного народовластия.
Понятие цели имеет широкие смысловые границы. Это очевидно из следующего. При выборе целей следует различать главную цель и промежуточные. Главная (стратегическая) цель в бывшем СССР определялась в виде построения высокоразвитого общества, при этом Союз ССР являлся организационной формой достижения указанной цели. Проведение исследований на этапе выбора целей долгие годы не имело смысла, так как они приводили к одному результату. И только переход к рыночным отношениям обусловил необходимость их пересмотра. Сегодня главной целью является "построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущими ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения" /10/.
тиворечие между социальной справедливостью и экономической эффективно-
Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью — это отражение противоречия между производством и потреблением.
5. Гораздо более сложной и медленной, как и следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью. В этой связи наиболее показательно сравнение приватизации в Чехии и Польше.
интересов членов общества. Социальная справедливость не является противоположностью экономической эффективности, т.е. большая социальная справедливость не означает меньшую экономическую эффективность. Социально-экономическая эффективность - это прежде всего оптимальное соотношение между социальной справедливостью и экономической эффективностью.
Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью — это отражение противоречия между производством и потреблением.
5. Гораздо более сложной и медленной, как и следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью. В этой связи наиболее показательно сравнение приватизации в Чехии и Польше.
Себестоимости транспорта Совокупность природных Совокупность разнообразных Совокупность субъектов Совокупность юридических Совокупность законодательных Совокупности хозяйственных Совокупности определяют Совокупности показателей Совокупности различных Совокупную стоимость Себестоимости вырабатываемой Современные экономисты вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|