Социальной справедливостью



Вопрос о ставках налогообложения, о его границах, как мы уже указывали, был поставлен в 20-е гг. XX века. Суть проблемы и ?е актуальность отмечены А.И. Буковецким в связи с одним из высказываний социалиста К. Каутского о налогах: «Одной случайной фразе К. Каутского о налогах особенно посчастливилось, так как она цитируется очень часто. В брошюре, носящей название «На другой день после социальной революции», К. Каутский говорит: «Известно, что, чем выше налог, тем сильнее у плательщиков искушение уклониться от платежа его посредством всяких обходов закона. И если бы даже нам удалось сделать совершенно невозможным всякое сокращение доходов с имущества, то все-таки мы были бы не в состоянии довести налог до желательной для нас высоты. Нельзя было бы взвинчивать до любой высоты подоходный и поимущественный налоги. В случае если бы налог слишком урезал доходы или имущество, капиталисты просто бы покинули государство, и последнему только бы и оставалось смотреть им вслед. Государство очутилось бы тогда с подоходным и поимущественным налогами, но без доходов и без имуществ. Таким образом, в настоящее время при этих обстоятельствах нельзя перейти известную границу, хотя и имелась бы политическая возможность»2.

Сторонники формационного подхода (марксисты, социалисты) считали финансовое хозяйство элементом надстройки, характер которой полностью определяется базисом, экономическим строем общества. Историческая смена формаций означала и смену налоговых систем. Налоги и их система как инструмент эксплуатации трудящихся масс должны быть уничтожены в ходе социальной революции пролетариата. Жизнь показала несостоятельность классового подхода к анализу природы налогов. Советская экономическая финансовая система за 74 года своего существования ни одного дня не прожила без налогов. Становление современной российской налоговой системы осуществляется с учетом мирового и отечественного опыта.

нил свой взгляд на отношение античного способа производства к восточному («восточным» Плеханов называет здесь азиатский способ производства. - В. Б.). В самом деле, логика экономического развития феодального способа производства привела к социальной революции, знаменовавшей собою торжество капитализма. Но логика экономического развития, например, Китая или древнего Египта, вовсе не вела к появлению античного способа производства. В первом случае речь идет о двух фазах развития, одна из которых следует за другою и порождается ею. Второй же случай представляет нам скорее два сосуществующих типа экономического развития. Античное общество сменило собою родовую общественную организацию, и та же организация предшествовала возникновению восточного общественного строя. Каждый из этих двух типов экономического устройства явился как результат того роста производительных сил в недрах родовой организации, который, в конце концов, неизбежно должен был привести ее к разложению. И если эти два типа значительно отличаются один от другого, то их главные отличительные черты сложились под влиянием географической среды, в одном случае предписывавшей обществу, достигшему известной ступени роста производительных сил, одну совокупность производственных отношений, а в другом — другую, весьма отличную от первой»(2).

Финансовая программа социальной революции направлена на решительную демократизацию финансовой системы. В ходе революции предусматриваются глобальные изменения в налоговой политике и расходах государственного бюджета; происходит укрепление и развитие местных бюджетов, упорядочение отношений в области государственного кредита, демократизация финансов государственных предприятий; система имущественного страхования ориентируется на обслуживание потребностей хозяйственных организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, развивается система социального и пенсионного страхования в интересах трудящихся.

Однако к реформам, как и к революции, общество должно быть подготовлено. Реформы - такой же объективный этап общественного развития, как и другие его закономерные стадии. Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому, который был показан в отношении предпосылок социальной революции.

Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы, субсидии, казначейские

1. Охарактеризуйте роль финансов в созревании объективных и субъективных предпосылок социальной революции.

2. Каковы направленность и конкретное содержание финансовой программы социальной революции?

7. Каковы финансовые рычаги проведения социальных реформ? Чем они отличаются от финансовых рычагов социальной революции?

В основе марксисткой теории о социальной революции был общественно- политический опыт XVII-XIX веков, Маркс не сумел по достоинству оценить позитивные итоги деятельности реформистов, не учел реальные уроки революций во Франции.

Уже в первой программе Российской социал-демократической рабочей партии, принятой в 1903 г. на II съезде РСДРП, прослеживается преемственность «Манифеста Коммунистической партии» в определении пути достижения цели социальной революции — уничтожения всех видов эксплуатации одной части общества другой, а именно: замене частной собственности на средства производства и средства обращения общественной и введение планомерной организации общественно-производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего раз-


В конце 80-х гг. появились альтернативные концепции. В центр внимания выдвинулось положение «через революционную перестройку — к новому облику социализма». С 1989 г. в условиях нарастания кризисных явлений в обществе все больший акцент делается на том, что отказ от авторитарно-бюрократического подхода к социализму выдвигает задачу не создания какой-то новой, «идеальной модели», а определения тех его особенностей, которые вытекают из практики перестройки, рождаются самой жизнью. Критерии социалистично-сти связываются с идеей свободы, сочетающейся с «действительной коллективностью»; утверждением на практике многообразия форм собственности; обеспечением нераздельности проблемы эффективности с гуманизмом и социальной справедливостью; утверждением подлинного народовластия.

Финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Она заключается в обеспечении необходимыми источниками финансирования социально-экономической сферы, достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

В конце 80-х гг. появились альтернативные концепции. В центр внимания выдвинулось положение «через революционную перестройку— к новому облику социализма». С 1989 г. в условиях нарастания кризисных явлений в обществе все больший акцент делается на том, что отказ от авторитарно-бюрократического подхода к социализму выдвигает задачу не создания какой-то новой, «идеальной модели», а определения тех его особенностей, которые вытекают из практики перестройки, рождаются самой жизнью. Критерии социалистично-сти связываются с идеей свободы, сочетающейся с «действительной коллективностью»; утверждением на практике многообразия форм собственности; обеспечением нераздельности проблемы эффективности с гуманизмом и социальной справедливостью; утверждением подлинного народовластия.

Понятие цели имеет широкие смысловые границы. Это очевидно из следующего. При выборе целей следует различать главную цель и промежуточные. Главная (стратегическая) цель в бывшем СССР определялась в виде построения высокоразвитого общества, при этом Союз ССР являлся организационной формой достижения указанной цели. Проведение исследований на этапе выбора целей долгие годы не имело смысла, так как они приводили к одному результату. И только переход к рыночным отношениям обусловил необходимость их пересмотра. Сегодня главной целью является "построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущими ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения" /10/.

тиворечие между социальной справедливостью и экономической эффективно-

Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью — это отражение противоречия между производством и потреблением.

5. Гораздо более сложной и медленной, как и следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью. В этой связи наиболее показательно сравнение приватизации в Чехии и Польше.

интересов членов общества. Социальная справедливость не является противоположностью экономической эффективности, т.е. большая социальная справедливость не означает меньшую экономическую эффективность. Социально-экономическая эффективность - это прежде всего оптимальное соотношение между социальной справедливостью и экономической эффективностью.

Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью — это отражение противоречия между производством и потреблением.

5. Гораздо более сложной и медленной, как и следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью. В этой связи наиболее показательно сравнение приватизации в Чехии и Польше.


Себестоимости транспорта Совокупность природных Совокупность разнообразных Совокупность субъектов Совокупность юридических Совокупность законодательных Совокупности хозяйственных Совокупности определяют Совокупности показателей Совокупности различных Совокупную стоимость Себестоимости вырабатываемой Современные экономисты вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика