|
Социальной стабильности
В Законе СССР «О государствен юм предприятии (объединении)» установлено, что предприятие обязано обеспечить социальное развитие коллектива, формирование современной материальной базы социальной сферы, создание благоприятных возможностей для высокопроизводительного труда, последовательное осуществление принципа расгределения по труду, социальной справедливости, охрану и улучшения окружающей чело-пека природной среды. Для реализации этой задачи оно
Поскольку эффективные распределения не обязательно справедливые, общество должно в какой-то степени полагаться на государство, перераспределяющее доходы или блага между гражданами по мотивам социальной справедливости. Это достигается с помощью налоговой системы, например с помощью прогрессивного подоходного налога доход перераспределяется в пользу бедных. Государство может также обеспечить предоставление ряда общественных услуг, таких, как медицинская помощь бедным, или создавать фонды помощи, реализуя их через такие программы, как «Талоны на питание».
Предлагаемая нами модель складывалась из стремления: а) включить максимальное количество стимулов более эффективного ведения работ и по возможности исключить нежелательные деформации этих стимулов; б) использовать недра с максимальной эффективностью и минимальным вредом; в) не вступить в противоречие с основными принципами социальной справедливости.
Всякая претендующая на реализацию система экономического саморегулирования должна обеспечивать соблюдение ряда основных принципов социальной справедливости. Прежде всего (и это касается не только геологоразведки) необходимо сделать выбор основного принципа распределения: равную оплату за равный труд или равную оплату за равные конечные результаты труда. Дело в том, что в геологии, как ни в какой другой отрасли, ввиду огромных различий естественной производительности труда в зависимости от экономико-географических, геологических и горнотехнических условий эквивалентное количество и качество труда объективно приводит к различным результатам. Поэтому внешне кажется, будто равная оплата за равный труд в этих условиях более справедлива. Ведь неравные условия труда созданы природой и не зависят от исполнителей. Однако этот принцип не стимулирует поиска оптимальных решений в выборе направлений и метода ведения работ. Наоборот, оплата за равные результаты труда максимально стимулирует прогресс, но при этом приведет к значительно большей дифференциации доходов как предприятий, так и отдельных трудящихся. Что предпочесть? Нетрудно сформулировать следующее статистическое положение: скорость научно-технического и хозяйственного прогресса тесно коррелирует с дифференциацией доходов. На повестку дня встает вопрос: быть ли нам значительно более равными по доходам, но существенно беднее, или в среднем значительно богаче, но существенно дифференцированнее по доходам? Впрочем, этот вопрос нельзя ставить как альтернативу: между двумя крайними существует множество промежуточных положений, из которых можно выбрать подходящее, регулируя оставляемую в распоряжении ПГО долю дифференциальной ренты, образующейся за счет большей естественной производительности труда (дифференциальная рента I). Если эта доля будет существенной, геологоразведочные предприятия будут заинтересованы в проведении работ в первую очередь на объектах с лучшей естественной производительностью труда. Дифференциальную ренту II, по нашему мнению, необходимо целиком оставлять в распоряжении предприятия.
Основная задача учета труда и заработной платы вытекает из экономического закона распределения по труду и состоит в том, чтобы обеспечить контроль над мерой труда и мерой потребления. Стратегический курс КПСС на ускорение социально-экономического развития страны, определенный XXVII съездом КПСС, предусматривает неуклонное утверждение социальной справедливости, обеспечения строгой зависимости заработной платы от количества и качества труда. В Законе о государственном предприятии (объединении) сказано, что заработная плата работника определяется конечным результатом работы, личным трудовым вкладом работника.
В конечном счете за все платит население, налогоплательщики. Различна лишь форма этих платежей. Большую часть зарабатываемых денежных средств каждый из нас получает непосредственно сам и расходует их по своему усмотрению. Другая заработанная работником часть исключается из его доходов и изымается государством на осуществление тех форм социального обеспечения населения, которые правительство обязано по закону выполнять в отношении каждого из нас, с учетом соображений социальной справедливости. Вопрос о том, в какой мере выигрывают от такой передачи средств потребители, - является предметом традиционных споров, будучи одним из главных пунктов различий экономических систем.
социального развития коллектива, создания благоприятных возможностей для высокопроизводительного труда, последовательного осуществления принципа распределения по труду, социальной справедливости;
В Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» установлено, что предприятие обязано обеспечить социальное развитие коллектива, формирование современной материальной базы социальной сферы, создание благоприятных возможностей для высокопроизводительного труда, последовательное осуществление принципа распределения по труду, социальной справедливости, охрану и улучшения окружающей человека природной среды. Для реализации этой задачи оно
Имманентный же такому государству принцип социальной справедливости состоит в том, что благосостояние не только имущих классов, но и лиц наемного труда и других общественных групп прямо коррелирует (благодаря осуществляемым государством мощным целевым перераспределительным процессам) с динамикой производительности общественного труда и национального дохода.
Социальная реформа должна исходить из принципов социальной справедливости, учитывать сформировавший в России «коллективистский» менталитет, а также сложившуюся ныне ситуацию, когда повсеместно обнищавшее население находится в состоянии «комы» и эволюционирует в сторону маргинализации. Волна последней характеризуется деградацией и фактически исключением из общества, т. е. тем, что социологи квалифицируют как «засыпание населения». Понятно, что со «спящей Россией» модернизацию не осуществить. Реальная социальная политика призвана нацеливаться на возрождение общества, усиление адаптационных возможностей всех групп и слоев российских граждан.
В то же время, по их мнению, такая система должна быть простой: обеспечивать студентов адекватной поддержкой во время учебы, гарантировать им получение такой поддержки; отвечать требованиям социальной справедливости. ство активности и информации, требуемых для поддержания социальной стабильности при непрерывных изменениях. Нужное для этого количество активности и информации намного больше того количества, которое способна переработать центральная и региональная власть. Пропасть между требуемой активностью и информацией и той активностью и информацией, которую способны предложить властные структуры, может быть заполнена только индивидуальной активностью и индивидуальным знанием миллионов людей.
Но эти политические различия являются также отражением более глубоких различий в области экономической. С одной стороны, есть ряд стран, обладающих значительным потенциалом роста, но не имеющих ни инфраструктуры, ни населения для того, чтобы освоить массивный прирост доходов. Наиболее характерной страной в этом плане является Саудовская Аравия с ее огромными запасами пригодной для извлечения нефти на уровне примерно 20 млрд. т, что в три раза выше запасов любой другой страны в мире. Население же Саудовской Аравии не превышает 7— 8 млн. человек, из которых многие еще ведут кочевой образ жизни и мало на что могут тратить такие огромные суммы денег, за исключением предметов роскоши, а это чревато катастрофическими последствиями для социальной стабильности в стране.
Одной из отличительных особенностей последней становится создание единого рыночного пространства на территории, на которой сохраняются политически независимые государства. В отличие от США, где рыночная модель охватывает отдельные штаты, входящие в единое государство, для европейской модели характерно экономическое единение при политическом многообразии. И хотя основные направления «рыночной моды» диктует общеевропейская модель рынка, сохраняются особенности «национальных мундиров» отдельных стран, их «покрой и цвет», а французская система не копирует германскую, равно как итальянская английскую. Для европейской рыночной модели характерно то, что государство не снимает с себя ответственности за обеспечение социальной стабильности как в отдельных странах, так и в ЕС в целом. Об этом говорят данные о доли государственных расходов в ВВП в 1993 г.: Франции — 54,2%, ФРГ — 50,8%, Англии — 54,8%.
Китайская модель рыночной экономики вполне вписывается в общие очертания азиатской модели, ибо в Китае экономическая деятельность государства относится к числу решающих факторов экономического роста и социальной стабильности (вслед за Китаем примерно по этому же пути начал двигаться Вьетнам). Восприятие рыночных принципов стимулировало предпринимательскую инициативу, обеспечило сохранение политической стабильности и предсказуемости поведения руководства страны. Все это позволило привлечь иностранные инвестиции и закрепиться на мировом рынке. Экспортная экспансия стала своеобразным локомотивом, который вытянул китайскую экономику на ведущие позиции в мире по общему объему ВВП. Теперь уже развитые индустриальные страны конкурируют друг с другом за право продвинуть национальный капитал на китайский рынок.
ются над этим. Именно крупный отечественный бизнес должен первым осознать свою ответственность за поддержание социальной стабильности в стране и рост благосостояния ее граждан. Необходимость осознания бизнесом своей стабилизирующей социальной функции становится ключевым в понимании того, как будут складываться в дальнейшем взаимоотношения бизнеса не только с работниками, но и властью.
в рыночную ситуацию общественного сектора посредством налоговой системы и промышленной политики; уровень социальной стабильности, включающей в себя общественное согласие и порядок, состояние здравоохранения, распространения наркомании и алкоголизма. Ко вторым относятся: основные фонды (их качество, количество и стоимость); рабочая сила; технологические возможности (высокая конкурентоспособность на мировом рынке немыслима без мощных технологических возможностей, которые во многом зависят от развитости фундаментальных технологий); управление; коммуникации и инфраструктура.
Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности. В последние годы были сделаны определенные усилия по укреплению бюджетной системы, сокращению нерациональных затрат государства, снижению уровня бюджетного дефицита. Однако пока еще не завершено формирование бюджетной системы, отвечающей требованиям экономического развития страны.
Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей—обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.
5. Оценка AJ в текущем счетоводстве, как правило, занижает реальную оценку имущества и тем самым его реальная стоимость оказывается выше, а часто и значительно выше показанной в регистрах счетоводства, что , создавая так называемые скрытые резервы, служит одним из источников социальной стабильности в обществе.
- правовая среда - уровень государственного регулирования - уровень спроса - количество кoнкypc^ тоз - степень развитости инфраструктуры рынка - степень социальной стабильности - общая емко по отношен продукции высокая) - степень эл цен на пос продукцию - степень ра сбыта - состояние рынка - характер к (ценовая, - показатели ПРОИЗВОДС"! средняя, н - оценка вер коммерческ - сергификац сть рынка ию к выпускаемой [низкая средняя, астимности тавляемую звития каналоп инфраструктуры онкуренции по качеству) диверсификации ва (высокая, изкая) оятносги ого успеха ия товаров оникновения и на рынок ска
Одной из отличительных особенностей последней становится создание единого рыночного пространства на территории, на которой сохраняются политически независимые государства. В отличие от США, где рыночная модель охватывает отдельные штаты, входящие в единое государство, для европейской модели характерно экономическое единение при политическом многообразии. И хотя основные направления «рыночной моды» диктует общеевропейская модель рынка, сохраняются особенности «национальных мундиров» отдельных стран, их «покрой и цвет», а французская система не копирует германскую, равно как итальянская английскую. Для европейской рыночной модели характерно то, что государство не снимает с себя ответственности за обеспечение социальной стабильности как в отдельных странах, так и в ЕС в целом. Об этом говорят данные о доли государственных расходов в ВВП в 1993 г.: Франции — 54,2%, ФРГ — 50,8%, Англии — 54,8%.
Совокупность практических Совокупность процессов Совокупность следующих Совокупность технологических Совокупность взаимосвязанных Совокупности элементов Совокупности материально Себестоимости выпускаемых Совокупности предприятий Совокупности технических Совпадение интересов Современный менеджмент Современные достижения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|